Определение
21 апреля 2011 года г. Лангепас
Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Василькив С.В.,
при секретаре Томиной Г.Г.,
с участием представителя истца - ст. помощника прокурора гор. Лангепаса Васильевой А.С.,
представителя ответчика Алексеевой Л.Г., действующей по доверенности от 25.03.2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-315/2011 по иску прокурора г.Лангепас к обществу с ограниченной ответственностью «Лукойл-Уралнефтепродукт», третье лицо Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ года получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для АЗС, расположенных по адресам: <адрес>
Установил:
Прокурор г.Лангепаса обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт», третье лицо Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ года получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для АЗС, расположенных по адресам: <адрес> В обоснование иска указано, что прокуратурой г.Лангепаса проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, в ходе которой выявлено, что ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» осуществляется эксплуатация автозаправочных станций АЗС, находящихся по адресам: <адрес>.
Согласно статье 39 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с последующими изменениями и дополнениями) юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы качества окружающей среды - это нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда
В соответствии с п. 18.1 РД 153-39.2-080-01 «Правила технической эксплуатации автозаправочных станций» (утверждены приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001г. №229) данная автозаправочная станция является организованным стационарным источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В ходе работы автозаправочной станции происходит выброс в атмосферный воздух испарений нефтепродуктов при эксплуатации резервуаров с нефтепродуктами, топливораздаточных колонок и иных объектов станции.
Кроме того, указанный пункт Правил предусматривает, что при эксплуатации автозаправочных станций должны выполняться экологические требования, определенные природоохранным законодательством и действующими нормативными техническими документами по охране окружающей среды. Производственная деятельность АЗС не должна приводить к загрязнению окружающей природной среды (воздуха, поверхностных вод, почвы) вредными веществами выше допустимых норм.
Согласно Постановления Правительства РФ от 12.06.2003г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и Подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (с последующими изменениями и дополнениями) нефтепродукты включены в перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых стационарными источниками.
Вместе с тем, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» не имеет, чем грубо нарушаются требования Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».
В соответствии со статьями 22, 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду при хозяйственной или иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Нормативы предельно допустимых выбросов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Статья 1 Федерального закона от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (с последующими изменениями и дополнениями) определяет предельно допустимый выброс как норматив- предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
В соответствии с п.9 Постановления Правительства РФ от 02.03.2000г. №183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» (с последующими изменениями и дополнениями) предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Исходя из требований федерального законодательства, обязанность по оформлению и наличию разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, а также разработку нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух возлагается на ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт», так как именно данная организация является природопользователем и непосредственно эксплуатирует АЗС, расположенных по адресам: <адрес>
Согласно ч.1 ст.23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
В соответствии с требованиями п.3 ст.12 и ст.14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (с последующими изменениями и дополнениями) предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для конкретного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена (ч.5 ст.14, ч.7 ст.15 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
В ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплены такие основные принципы охраны окружающей среды, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обязательность проведения оценки воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду,- исходя из требований в области охраны окружающей среды, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимый выброс - это норматив предельно допустимого выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух. В то время как атмосферный воздух - это жизненно важный компонент окружающей природной среды.
В соответствии со статьями 41, 42 Конституции РФ, статьей 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства.
В преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что основными принципами государственной политики РФ являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Согласно ст.3 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» основными принципами государственного управления в области охраны атмосферного воздуха являются приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды, обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.
В нарушение требований природоохранного законодательства ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» не имеет разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, что напрямую затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие на территории г. Лангепаса ХМАО-Югры, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.
В судебном заседании ст. помощник прокурора г.Лангепас отказался от исковых требований указав, что до рассмотрения дела по существу ответчик устранил выявленные нарушения в полном объеме. Последствия отказа от исковых требований разъяснены и понятны, о чем имеется отметка в протоколе.
Представитель ответчика против прекращения производства по делу не возражал.
Учитывая, что отказ истца от требований не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав третьих лиц, суд по основаниям ст.39 ГПК РФ, принимает отказ истца от иска.
Поскольку из материалов дела следует, что разрешение № 035/11 на выброс вредных (загрязняющих веществ в атмосферный воздух ответчик получил 30.03.2011 года, то есть до обращения прокурора с иском в суд 12.04.2011 года, государственная пошлина с ответчика не подлежит взысканию.
Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 220, 224 ГПК РФ, суд
Определил:
Принять отказ прокурора г.Лангепас от исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью «Лукойл-Уралнефтепродукт» о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для АЗС, расположенных по адресам: <адрес>.
Производство по настоящему делу прекратить в связи с отказом истца от иска.
На определение может быть подана частная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Ханты-Мансийского окружного суда в течение 10 дней.
Председательствующий С.В. Василькив