Решение
именем Российской Федерации
15 апреля 2011 года Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи С.И. Кульковой,
при секретаре Д.Н. Куторлановой,
с участием заявителя Ф.А. Ахмедова, его представителя адвоката А.В. Кузьминых,
представителей администрации г. Лангепаса С.В. Киршиной, А.Н. Сашко,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-298/2011 по заявлению Ахмедова Ф.А. об оспаривании действий администрации города Лангепаса,
установил:
Ахмедов Ф.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий администрации города Лангепаса. Просит признать незаконными действия в части волокиты рассмотрения его заявления и отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и расположенного на нем объекта капитального строительства. Обязать администрацию города Лангепаса - Управление архитектуры и градостроительства города Лангепаса устранить допущенные нарушения в полном объёме.
В обоснование заявления Ахмедов Ф.А. указал, что 24 ноября 2011 года он обратился с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования принадлежащих ему на праве собственности земельного участка и расположенного на нем объекта капитально строительства. В течение двух месяцев ему не давали ответа, полагает, что этим орган местного самоуправления нарушил требования ч. 7 ст. 39 Градостроительного Кодекса РФ. 22 февраля 2011 года он получил уведомление о проведении публичных слушаний, которые были назначены на 21 марта 2011 года. В ходе публичных слушаний, его мнение и мнение владельцев смежных участков выслушивать не стали, им даже не предоставили слова. Начальник управления архитектуры и градостроительства ФИО4 озвучил позицию органа местного самоуправления об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и расположенного на нем объекта капитально строительства. В телефонном разговоре ДД.ММ.ГГГГ, работники администрации города Лангепаса, сообщили, что решение комиссии и протокол публичных слушаний будет опубликован в печати, где можно будет с ними ознакомиться. Полагает, что регламентация деятельности комиссии как совещательного органа в вопросах, отнесенных Градостроительным кодексом Российской Федерации к её компетенции, не предполагает осуществления ею властных, исполнительно-распорядительных полномочий при выдаче специальных разрешений. Соответственно оформление комиссией протокола публичных слушаний, не может расцениваться как допускающее принятие ею властных решений, определение результатов публичных слушаний вместо их участников или вопреки представленным гражданами в протокол предложениям и замечаниям, поскольку предполагает лишь его документационное оформление.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет только подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации. На основании указанных выше рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Считает, что действия органов местного самоуправления - администрации города Лангепаса - Управления архитектуры и градостроительства города Лангепаса незаконные. Просит признать действия органов местного самоуправления - администрации города Лангепаса - Управления архитектуры и градостроительства города Лангепаса незаконными в части волокиты рассмотрения его заявления и отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и расположенного на нем объекта капитального строительства. Обязать администрацию города Лангепаса - Управление архитектуры и градостроительства города Лангепаса устранить допущенные нарушения в полном объёме.
Заявитель Ахмедов Ф.А. и его представитель Кузьминых А.В. в судебном заседании пояснили, что решение о предоставлении разрешения не принято до настоящего времени. Сроки проведения и назначения публичных слушаний необоснованно затянуты, хотя ст. 39 Градостроительного кодекса РФ содержит строго регламентированные сроки. В течение 10 дней со дня поступления заявления заинтересованного лица направляются сообщения о проведении публичных слушаний правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком. Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть более одного месяца. На основании заключения о результатах публичных слушаний комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации. Глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении разрешения. Также пояснили, что комиссия по проведению публичных слушаний не вправе принимать решения о разрешении либо отказе в предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка. Их заключение носит рекомендательный характер и не может влиять на решение главы муниципального образования.
Представители администрации г. Лангепаса Киршина С.В. и Сашко А.Н. в судебном заседании пояснили, что решение главой муниципального образования не принято, поскольку ему не были направлены рекомендации по результатам проведения публичных слушаний. Срок для подготовки рекомендаций законом не установлен. Кроме того, представленный Ахмедовым Ф.А. проект продуктового магазина не соответствует СНиПам и на его земельном участке не может быть расположен объект торговли.
Суд, заслушав мнения участников процесса и исследовав представленные ими доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, физическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.
Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний.
Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети Интернет.
Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
На основании рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети Интернет.
Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.
В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения публичных слушаний.
Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Правила землепользования и застройки города Лангепаса ХМАО-Югры, утвержденные главой города Лангепаса решением от 27.03.2008 года № 28 содержат аналогичный порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации прав собственности от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Ахмедов Ф.А. является собственником земельного участка площадью 984 кв.м., расположенного по адресу: г. <адрес>, <адрес>, предназначенного для строительства индивидуального жилого дома и собственником расположенного на нём жилого дома.
24.11.2011 Ахмедов Ф.А. обратился с заявлением о предоставлении ему разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства. Уведомление о проведении публичных слушаний им было получено 22 февраля 2011 года, то есть спустя 2 месяца 28 дней, сами публичные слушания назначены на 21 марта 2011 года, постановлением главы г. Лангепаса от 11.02.2011 года.
Таким образом, администрацией г. Лангепаса нарушены сроки рассмотрения заявления гражданина о предоставлении ему разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства, регламентированные ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, предписывающей в течение 10 дней со дня поступления заявления направить сообщения о проведении публичных слушаний.
Ссылки представителей администрации г. Лангепаса на то, что положением об организации и проведении публичных слушаний в г. Лангепасе не установлены сроки извещения граждан и проведения публичных слушаний, не могут быть приняты судом во внимание, так как, в соответствии с ч. 4 ст. 3 Градостроительного кодекса РФ, муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности не должны противоречить настоящему Кодексу.
Действия администрации города Лангепаса, выразившиеся в длительном непредставлении Ахмедову Ф.А. ответа на его обращение от 24.11.2010 года также не основаны на законе, поскольку п. 9 ст. 39 Градостроительный кодекс РФ предписывает главе местной администрации в течение трех дней со дня поступления рекомендаций принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Доводы представителей администрации г. Лангепаса об отсутствии подготовленных рекомендаций опровергаются материалами дела, поскольку представленная копия заключения по результатам проведения публичных слушаний имеет резолюцию главы города Лангепаса от 30.03.2011 года о принятии проекта нормативного правового акта по результатам проведенных публичных слушаний, что свидетельствует о получении им таких рекомендаций.
Таким образом, действия администрации города Лангепаса, выразившиеся в длительном непредставлении гражданину Ахмедову Ф.А. ответа на его обращение не соответствуют указанным положениям Градостроительного кодекса РФ и нарушают право гражданина на своевременное получение ответа от органа местного самоуправление на его обращение.
Требования Ахмедова Ф.А. о признании незаконным отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и расположенного на нем объекта капитально строительства не подлежит удовлетворению судом, поскольку оспариваемый акт о разрешении, либо об отказе в разрешении, главой муниципального образования не прият, о чем свидетельствует представленная справка начальника управления архитектуры и градостроительства администрации г. Лангепаса от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, заявление Ахмедова Ф.А. в части признания действия администрации города Лангепаса, выразившихся в длительном непредставлении надлежащим образом оформленного ответа на его обращение, обоснованно и подлежит удовлетворению.
В требовании о признании незаконным отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и расположенного на нем объекта капитально строительства следует отказать.
Руководствуясь ст. 258, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать действия администрации города Лангепаса, выразившиеся в длительном непредставлении гражданину Ахмедову Ф.А. надлежащим образом оформленного ответа на его обращение от 24.11.2010 года о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и расположенного на нем объекта капитального строительства, незаконными и обязать администрацию города Лангепаса незамедлительно подготовить и дать ответ Ахмедову Ф.А. на его обращение.
Остальные требования Ахмедова Ф.А. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения с подачей жалобы через Лангепасский городской суд.
Председательствующий (подпись) С.И. Кулькова.
Копия верна. Судья С.И. Кулькова.
Секретарь с/з Д.Н. Куторланова.