оспаривание действий должностных лиц Лангепасского центра занятости населения



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

24 августа 2011 года                                                  город Лангепас

Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в составе:

председательствующего судьи Пашинцева А.В.,

при секретаре Зайцевой М.В.,

с участием представителя заявителя      Кучинского К.А., действующего на основании доверенности от 11 марта 2011 года ,

представителя бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Лангепасский центр занятости населения» Н.Д. Вершининой Н.Д., действующей на основании доверенности от ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело           по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лангепасское управление технологического транспорта» об оспаривании решений бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Лангепасский центр занятости населения»,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Лангепасское управление технологического транспорта» (далее - ООО «ЛУТТ») обратившись в суд с заявлением просит признать незаконным решение бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Лангепасский центр занятости населения» (далее - Центр занятости) о сохранении среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение пятого месяца со дня увольнения, вынесенное 11 августа 2011 года в отношении пенсионера Ярусовой М.Ф.

В обоснование заявления указано, что Ярусова М.Ф. работала в ООО «ЛУТТ» до 10 марта 2011 года и была уволены в связи с сокращением численности или штата работников в соответствии с п.2 ст.81 ТК РФ на основании приказа №1004 от 29.12.2010 года.     При увольнении ей было выплачено выходное пособие, а в течение 3-х месяцев со дня увольнения выплачивался средний заработок.       11 августа 2011 года Центром занятости вынесено решение о сохранении Ярусовой М.Ф. среднего заработка в течение пятого месяца со дня увольнения. Жалоба мотивирована тем, что поскольку заинтересованное лицо является пенсионером по старости, ее регистрация в качестве безработной невозможна, а решение Центра занятости нарушает требования ФЗ «О занятости населения в РФ».

В судебном заседании представитель ООО «ЛУТТ» Кучинский К.А. настаивая на удовлетворении заявления по основаниям, изложенным в ней, дополнительно пояснил, что решение о выплате Ярусовой М.Ф., уволенной в связи с сокращением численности работников и являющейся пенсионером по старости, не мотивировано, не имеет ссылки на исключительные обстоятельства, о которых упоминается в ст.318 ТК РФ.

Представитель центра занятости Н.Д. Вершинина возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что законодатель не дал расшифровки исключительных случаев, поэтому центр занятости при выполнении сокращенными лицами других условий, предусмотренных ст.318 ТК РФ, выносит решение о сохранении заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения. Ярусова М.Ф. с соблюдением всех условий, зарегистрирована в Центре занятости как ищущая работу. Тот факт, что указанное лицо не может быть признана в установленном порядке безработной, не означает, что на нее не распространяется ст.318 ТК РФ, поскольку, указанная норма связывает сохранение среднего заработка в случае увольнения по сокращению численности или штата работников организации или ликвидации организации, с фактом нетрудоустройства конкретного лица, а не с фактом признания его безработным. Как следует из разъяснений Департамента занятости населения ХМАО-Югры от 15.04.2009г. №01-21-1304/09, письма Федеральной службы по труду и занятости (РОСТРУД) от 23.03.2009г. №634-6-1 исходя из смысла ч.2 ст.318 ТК РФ органы службы занятости своим решением вправе охарактеризовать случай, когда уволенный в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работник не был трудоустроен в промежуток времени, в течение которого за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства при условии, что этот работник обратился в орган службы занятости населения в месячный срок после увольнения, как исключительный.

Заинтересованное лицо Ярусова М.Ф. о времени и месте слушания заявления извещена, ее неявка, в силу ч.3 ст.167 ГПК РФ, не препятствует слушанию дела.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявлений ООО «ЛУТТ».

В силу ст.318 ТК РФ, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Таким образом, исходя из буквального толкования ч.2 ст. 318 ТК РФ следует, что для сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения необходима совокупность трех условий: 1. Работник в месячный срок после увольнения обратился в службу занятости; 2. Не был трудоустроен службой занятости; 3. Исключительный случай. В связи с чем, доводы представителя Центра занятости о том, что к исключительным случаям следует относить сам факт нетрудоустройства работника службой занятости, не основаны на законе.

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.

Ярусова М.Ф. в соответствии с государственными гарантиями, предусмотренными ч.1 ст.318 ТК РФ в течение трех месяцев выплачивался средний заработок. Она, являясь пенсионером, что сторонами не оспаривается и подтверждается ответом ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Лангепасе от 22.08.2011г. ежемесячно получает пенсию, имея, таким образом, определенные средства к существованию.

Наличие пенсии у заинтересованных лиц не лишает их права на получение предусмотренных ч.2 ст.318 ТК РФ выплат, но их большая социальная защищенность требует наличия весомых обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными в смысле положений ч.2 ст.318 ТК РФ.

Таким образом, в соответствии с требованиями ч.2 ст.318 ТК РФ, исключительные случаи сохранения среднего месячного заработка, должны быть органом службы занятости мотивированы.

Оспариваемое решение Центра занятости от 11 августа 2011 года №128, которым Ярусовой М.Ф. сохранен средний месячный заработок на период трудоустройства в течение пятого месяца со дня увольнения, не содержит указаний на исключительные обстоятельства, послужившие принятию такого решения, в том числе тех, при которых она не имела бы средств к существованию либо несла необходимые расходы, существенно превышающие ее пенсию, тогда как Письмо РОСТРУДА от 11 февраля 2010 года №594-ТЗ, на которое представитель Центра занятости в возражениях по существу заявления ссылается, утверждая о необоснованности жалобы, рекомендует органу службы занятости охарактеризовать случай как исключительный.

При таких обстоятельствах, суд не может согласиться с доводами представителя Центра занятости о том, что обращение Ярусовой М.Ф. в Центр занятости в месячный срок после увольнения и ее нетрудоустройство само по себе является основанием для сохранения и выплаты ей среднего месячного заработка в течение пятого месяца со дня увольнения.

Рассматриваемое дело принято к производству в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, так как оспаривается решение юридического лица, принятое при осуществлении им переданных ему в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий, согласно ст.7.1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

По делам, вытекающим из публичных правоотношений, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения.

Поскольку в оспариваемом решении Центра занятости нет указаний на исключительные обстоятельства, послужившие принятию решения о сохранении среднего заработка за сокращенным работником, являющимся пенсионером, оно является незаконным.

При удовлетворении заявления с центра занятости в пользу ООО «ЛУТТ» подлежит взысканию в возмещение судебных расходов 200 рублей на основании ст.98 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.258, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение №128 бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Лангепасский центр занятости населения» о сохранении среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение пятого месяца со дня увольнения, вынесенное 11 августа 2011 года в отношении Ярусовой М.Ф..

Взыскать с бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Лангепасский центр занятости населения», в пользу общества с ограниченной ответственностью «Лангепасское управление технологического транспорта» 200 (двести) рублей в возмещение судебных расходов.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий        Пашинцев А.В.