Решение по делу 2-209/2011



Дело № 2-209/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2011 года город Лаишево

Лаишевский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Губаевой Д.Ф.,

при секретаре Яруллиной А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Лаишевского районного суда Республики Татарстан суда гражданское дело по исковому заявлению Мухаметзановой И.М. к Управлению Пенсионного фонда в Лаишевском районе Республики Татарстан о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, признании права на досрочную трудовую пенсию,

установил:

Мухаметзанова И.М. обратилась в суд с иском и просит обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Лаишевском районе РТ (далее - УПФ РФ) включить в ее специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, истица просит включить с применением льготного порядка исчисления из расчета 1 год работы как 1 год и 3 месяца периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать за ней право на досрочную трудовую пенсию, обязать УПФ РФ назначить и выплачивать ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований истица указала, что решением УПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа работы. С отказом она не согласна, считает данный отказ неправомерным.

В судебном заседании истица Мухаметзанова И.М. поддержала требования по тем же основаниям, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика - УПФ РФ Малышева О.В иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, доводы которого сводятся к тому, что льготное исчисление стажа применяется только в отношении периодов работы и не может быть применено к периодам нахождения в отпуске по уходу за ребенком и в отпуске по беременности и родам. Также указала, что в периоды учебы с отрывом от производства трудовая функция истицей не выполнялась, в связи с чем данные периоды не подлежат включению в ее стаж.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, отказное пенсионное дело, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.

Решением УПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Мухаметзановой И.М. отказано в назначении досрочной пенсии по возрасту в связи с отсутствием требуемого стажа.

Материалами дела подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истица работает <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она направлялась в командировки на курсы повышения квалификации с сохранением рабочего места и заработной платы, с которой уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 названного Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан предусмотрено обязательное повышение квалификации медицинского персонала медицинских учреждений. Высокий профессионализм является непременным требованием к осуществлению трудовой деятельности по занимаемой ими должности.

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж работы истицы, поскольку повышение квалификации является обязательным условием продолжения работы по специальности, в указанные периоды за ней сохранялась заработная плата, с которой произведены отчисления в Пенсионный Фонд.

Время нахождения истицы в отпусках по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включены УПФ РФ в специальный стаж работы истицы в календарном исчислении.

Документом, удостоверяющим факт нахождения в отпуске по беременности и родам, является листок нетрудоспособности, подтверждающий временную нетрудоспособность и временное освобождение от работы. При этом, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Нахождение женщины в отпуске по беременности и родам, который сопровождается выдачей листка нетрудоспособности - такой же период временной нетрудоспособности, как и любой другой и должен включаться в льготный стаж, как и период работы из расчета 1 год как 1 год 3 месяца.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п.2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий непрерывный стаж, а так же в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст.71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).

Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст.167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Учитывая ст.54 Конституции Российской Федерации, в силу которой Закон, ухудшающий положение граждан обратной силы не имеет, периоды нахождения женщин в отпусках по уходу за детьми не должны исключаться из льготного стажа.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ по ряду дел, связанных с сохранением социальных прав граждан, после внесения законодателем изменений в условия приобретения прав, касающихся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и до вступления в силу нового правого регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования, и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но и приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в таком случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права.

Как следует из материалов дела, отпуск истицы по уходу за ребенком до 3 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начался до ДД.ММ.ГГГГ, и поэтому истица вправе была рассчитывать на включение всего периода отпуска в специальный стаж.

Новое регулирование данного вопроса в случае не включения спорного периода в специальный стаж означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, что ведет к нарушению конституционного принципа равенства и является недопустимым.

Поэтому отпуск истицы по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет подлежит включению в стаж в льготном исчислении из расчета 1 год как 1 год и 3 месяца.

В соответствии с ч.1 ст. 19 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Право на пенсию при включении спорных периодов работы в стаж истицы возникает со дня ее обращения с заявлением в УПФ РФ, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лаишевском районе Республики Татарстан засчитать в специальный стаж Мухаметзановой И.М.:

в льготном порядке исчисления из расчета 1 год за 1 год 3 месяца -

периоды нахождения в отпусках по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

в календарном исчислении - периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

признать за ней право на досрочную трудовую пенсию, назначить и выплачивать пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Лаишевский районный суд Республики Татарстан в течение десяти дней.

Судья Губаева Д.Ф.