Дело № 2-54/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 января 2011 года город Лаишево
Лаишевский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Губаевой Д.Ф.,
при секретаре Клюеве И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Лаишевского районного суда Республики Татарстан гражданское дело по исковому заявлению Лазарева К.Ф. к открытому акционерному обществу «Авиакомпания «Татарстан» о взыскании единовременного пособия,
установил:
Лазарев К.Ф. обратился в суд с вышеуказанным иском к названному ответчику, мотивировав требования следующим.
Как указывается в иске, истец проработал в ОАО «Авиакомпания «Татарстан» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, летный стаж истца в должности бортмеханика составляет <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ Врачебно-летной экспертной комиссией медико-санитарной части ОАО «Казанское авиапредприятие» истцу было отказано в выдаче медицинского заключения о годности к летной работе.
Ссылаясь на пункт 5.13 Коллективного договора ОАО «Авиакомпания «Татарстан», заключенного на ДД.ММ.ГГГГ годы, которым предусмотрена выплата лицам летного состава единовременного пособия при списании с летной работы по состоянию здоровья в размере 0,5 месячного должностного оклада, начисленного за последний месяц работы, за каждый календарный год летной работы в авиакомпании, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к работодателю с просьбой выплатить ему указанное пособие.
Работодатель в предоставлении единовременного пособия отказал, мотивировав свой отказ тем, что истец был уволен по сокращению штата в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Считая данный отказ незаконным, Лазарев К.Ф. просил взыскать с ОАО «Авиакомпания «Татарстан» названное единовременное пособие в размере <данные изъяты> рубя, а также компенсацию морального вреда за незаконное сокращение и, как следствие, потерю здоровья в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании Лазарев К.Ф. заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Ахметзянов И.И. иск не признал, ссылаясь на статью 199 Гражданского кодекса РФ, просил применить к требованиям истца исковую давность.
Выслушав пояснения, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности с собранными по делу доказательствами, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 237 Трудового Кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно части 1 статьи 392 Трудового Кодекса Российской Федерации, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
На основании пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу пункта 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.
По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Лазарев К.Ф. уволен с должности бортмеханика ВС ЯК-42 ОАО «Авиакомпания «Татарстан» в связи с сокращением штата работников на основании приказа работодателя от ДД.ММ.ГГГГ №. Трудовая книжка выдана истцу в тот же день, ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается подписью Лазарева К.Ф. о ее получении.
При проведении освидетельствования Лазарева К.Ф. ДД.ММ.ГГГГ врачебно-летная экспертная комиссия медсанчасти ОАО «Казанское авиапредприятие» пришла к заключению, что Лазарев К.Ф. негоден к летной работе бортмехаником.
Указанное заключение утверждено председателем Центральной врачебно-летная экспертной комиссии Гражданской авиации РФ ДД.ММ.ГГГГ, Лазарев К.Ф. признан негодным к летной работе бортмехаником.
ДД.ММ.ГГГГ Лазарев К.Ф. обратился к руководителю ОАО «Авиакомпания «Татарстан» с рапортом, в котором просил выплатить ему единовременное пособие в размере 0,5 месячного должностного оклада, начисленного за последний месяц работы, за каждый календарный год летной работы в авиакомпании согласно п.5.13 Коллективного договора. В обоснование своей просьбы Лазарев К.Ф. приложил к рапорту справку медицинского заключения от ДД.ММ.ГГГГ.
Из письма генерального директора ОАО «Авиакомпания «Татарстан» Портнова В.П. от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Лазареву К.Ф. было отказано в выплате запрашиваемого пособия по той причине, что на момент списания с летной работы (ДД.ММ.ГГГГ), он уже не являлся работником авиакомпании, а был уволен по сокращению штатов ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 5.13 Коллективного договора ОАО «Авиакомпания Татарстан» на период октябрь 2007 года - сентябрь 2010 года предусмотрена выплата лицам летного состава, бортпроводникам единовременного пособия при списании с летной работы по состоянию здоровья в размере 0,5 месячного должностного оклада, начисленного за последний месяц работы, за каждый календарный год летной работы в авиакомпании.
В судебном заседании Лазарев К.Ф. пояснил, что в период работы в ОАО «Авиакомпания Татарстан» он был осведомлен о том, что условия коллективного договора предприятия предусматривают выплату единовременного пособия при списании лиц летного состава с летной работы по состоянию здоровья. При увольнении Лазарева К.Ф. по сокращению штатов ДД.ММ.ГГГГ, работодатель выдал ему трудовую книжку и произвел с истцом полный расчет.
Как пояснил суду Лазарев К.Ф., испрашиваемое единовременное пособие при произведении расчета при увольнении ему выплачено не было, о чем истец знал со дня своего увольнения.
С заявлением о выплате единовременного пособия, предусмотренного пунктом 5.13 Коллективного договора ОАО «Авиакомпания Татарстан», Лазарев К.Ф. обратился к работодателю ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя 11 месяцев с даты увольнения. Тогда же им было представлено работодателю заключение председателя Центральной врачебно-летной экспертной комиссии Гражданской авиации РФ ДД.ММ.ГГГГ о признании Лазарева К.Ф. негодным к летной работе бортмехаником. Данный факт нашел свое подтверждение в судебном заседании и истцом не оспаривается.
ДД.ММ.ГГГГ Лазарев К.Ф. обратился в суд с названным иском, что подтверждается штампом организации связи на почтовом отправлении.
Изложенные выше обстоятельства подтверждают, что свое требование, основанное на пункте 5.13 Коллективного договора ОАО «Авиакомпания Татарстан», Лазарев К.Ф. заявил только ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении трех месяцев, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Доказательств уважительности причин пропуска данного срока Лазарев К.Ф. суду не представил, о восстановлении срока обращения в суд не просил. В этой связи, к заявленному истцом требованию суд применяет срок исковой давности, что является основанием для отказа в иске в данной части.
По тем же основаниям суд отказывает Лазареву К.Ф. в удовлетворении его требования о взыскании с работодателя компенсации морального вреда за незаконное сокращение и, как следствие, потерю здоровья в размере <данные изъяты> рублей. Поскольку истец пропустил месячный срок для обращения в суд по спору об увольнении в связи с его сокращением, и не представил суду допустимых доказательств ухудшения здоровья, вызванного его сокращением, требование Лазарева К.Ф. о возмещении причиненного ему морального вреда удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Лазареву К.Ф. в удовлетворении требований к открытому акционерному обществу «Авиакомпания «Татарстан» о взыскании суммы единовременного денежного пособия в размере <данные изъяты> рубля и компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Лаишевский районный суд РТ в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.
Судья Губаева Д.Ф.