Решение по делу 2-260/2011



Дело № 2-260/2011

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

31 марта 2011 года город Лаишево

Лаишевский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Губаевой Д.Ф.,

при секретаре Бондаревой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Лаишевского районного суда Республики Татарстан гражданское дело по исковому заявлению Богаткина А.Г. к Татаренко И.Н. на неправомерные действия нотариуса,

установил:

Богаткин А.Г. обратился в суд с вышеуказанным иском к Татаренко И.Н., мотивировав требования следующим.

ДД.ММ.ГГГГ истец подал нотариусу Татаренко И.Н. заявление о принятии наследства и было заведено наследственное дело №.

Как указывается в иске, ДД.ММ.ГГГГ истец представил нотариусу все необходимые документы для выдачи свидетельства о праве на наследство, однако свидетельство ему выдано не было.

Ссылаясь на изложенное, истец просит признать действия нотариуса неправомерными, взыскать с нотариуса компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> и отнести на ответчика судебные издержки.

В судебном заседании Богаткин А.Г. поддержал свои требования в полном объеме.

Ответчик - нотариус Лаишевского нотариального округа РТ Татаренко И.Н. в суд не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, свои возражения высказала в письменном отзыве. Текст отзыва приобщен к материалам гражданского дела.

Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Частями 1 и 2 статьи 1163 Гражданского кодекса Российской федерации установлено, что свидетельство о праве на наследство выдается наследникам в любое время по истечении шести месяцев со дня открытия наследства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. При наследовании как по закону, так и по завещанию свидетельство о праве на наследство может быть выдано до истечения шести месяцев со дня открытия наследства, если имеются достоверные данные о том, что кроме лиц, обратившихся за выдачей свидетельства, иных наследников, имеющих право на наследство или его соответствующую часть, не имеется.

В силу положений статьи 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации днем открытия наследства является день смерти наследодателя.

Статьей 73 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате установлено, что нотариус при выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию путем истребования соответствующих доказательств проверяет факт смерти наследодателя, наличие завещания, время и место открытия наследства, состав и место нахождения наследственного имущества. Нотариус выясняет также круг лиц, имеющих право на обязательную долю в наследстве.

Статьей 1149 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что право на обязательную долю в наследстве имеют несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, подлежащие призванию к наследованию на основании пунктов 1 и 2 статьи 1148 настоящего Кодекса. Указанные лица наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону.

Из материалов дела следует, что при жизни мать Богаткина А.Г. - Сергачева М.А. завещала ему все свое имущество. ДД.ММ.ГГГГ Сергачева М.А. умерла. В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ Богаткин А.Г. обратился к нотариусу Лаишевского нотариального округа РТ Татаренко И.Н. с заявлением о принятии наследства по завещанию и было заведено наследственное дело №.

Из пояснений истца следует, что ДД.ММ.ГГГГ он представил в нотариальную контору последний затребованный нотариусом документ - распоряжение Исполкома Никольского сельского поселения Лаишевского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, и попросил нотариуса выдать ему свидетельство о праве на наследство. Нотариус в выдаче свидетельства в этот же день отказала, пояснив, что оно может быть получено наследником по истечении шести месяцев со дня смерти наследодателя, то есть после ДД.ММ.ГГГГ. Не согласившись с таким отказом, Богаткин А.Г. подал жалобу на действия нотариуса в Управление Министерства юстиции РФ по РТ, которое своим письмом сообщило, что нотариус действовала в соответствии с требованиями действующего законодательства. Согласно объяснениям истца, ввиду своей занятости свидетельство о праве на наследство он не получил до настоящего времени.

В свою очередь, в отзыве ответчик указывает, что затребованное нотариусом распоряжение Исполкома сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ года № истец представил в наследственное дело ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку шестимесячный срок со дня смерти наследодателя истекал только ДД.ММ.ГГГГ, нотариус разъяснила Богаткину А.Г., что свидетельство о праве на наследство он может получить в любое время после указанной даты. По утверждению нотариуса, истец с этим согласился и ушел, однако больше в нотариальной конторе он не появлялся.

Изучив изложенные обстоятельства дела, суд оснований для удовлетворения иска Богаткина А.Г. не находит.

Как установлено в судебном заседании, нотариус разъяснила Богаткину А.Г., что свидетельство о праве на наследство может быть им получено по истечении шести месяцев со дня смерти наследодателя, то есть после ДД.ММ.ГГГГ. В свою очередь, Богаткин А.Г., ссылаясь на положения части 2 статьи 1163 Гражданского кодекса Российской Федерации, настаивал на выдаче ему свидетельства о праве на наследство ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения указанного шестимесячного срока.

Из смысла вышеприведенной нормы закона следует, что оценку достоверности данных об отсутствии иных наследников, имеющих право на наследство или его соответствующую часть, кроме лиц, обратившихся за выдачей свидетельства, дает сам нотариус с учетом конкретных обстоятельств дела. При этом, досрочная выдача свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью нотариуса.

С учетом этого, суд приходит к выводу, что нотариус, отказав истцу в досрочной выдаче свидетельства о праве на наследство, действовала в пределах предоставленных ей законом полномочий.

При таком положении, требования истца о признании действий нотариуса неправомерными и компенсации морального вреда, причиненного ему такими действиями, суд полагает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Богаткину А.Г. в иске к нотариусу Лаишевского нотариального округа Республики Татарстан Татаренко И.Н. о признании неправомерными действий нотариуса по отказу в выдаче свидетельства о праве на наследство до истечения шести месяцев со дня открытия наследства, а именно ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Лаишевский районный суд Республики Татарстан в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.

Судья Губаева Д.Ф.