решение № 2-439/2011



                                                                         Дело № 2-439-2011

         

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

28 апреля 2011 года

Лаишевский районный суд РТ в составе:

председательствующего судьи Сибатовой Л.И,

при секретаре Кузьминой Г.В,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению Анисимова А.В., Налетова А.А. о признании недействительными предписания и постановлений исполнительного комитета Лаишевского муниицпального района РТ,

                                       у с т а н о в и л:

Анисимов А.В, Налетов А.А обратились в суд с заявлением и просят признать недействительными (незаконными) предписание исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ -ОПГ от ДД.ММ.ГГГГ, постановления исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ и 2111 от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований указали, что они являются собственниками земельного участка площадью 45 679 кв.м с кадастровым номером расположенного в <адрес> РТ. Участок был приобретен для проведения на нем жилищного коттеджного строительства. Ими было произведено огораживание застраиваемой территории по границам отведенного участка. В феврале 2011 года ими были получены оспариваемые документы исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ. Указанные постановления и предписание не соответствуют действующим нормам права, нарушают их права.

В судебном заседании представитель заявителей Жихарев Н.В поддержал требования по тем же основаниям.

Представитель исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ в суд не явился. Просят дело рассмотреть в их отсутствие.

Выслушав представителя заявителей, свидетеля, суд приходит к следующему.

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свободы;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Анисимов А.В и Налетов А.А приобрели по договору купли-продажи земельного участка у ООО «Интеллект и право» земельный участок с кадастровым номером площадью 45 679 кв.м (л.д.12).

ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Анисимова А.В и Налетова А.А на указанный участок (л.д.13, 14).

Межевание участка произведено ООО «НПЦ «Азимут» (л.д.48-65).

Участок размежеван на несколько участков, что подтверждается кадастровым паспортом участка (л.д.15-17).

Согласно справке Лаишевского участка МРФ № 3 РГУП БТИ МСАЖКХ РТ основные строения на участке отсутствуют, на участке проходит магистральный газопровод и расположен шкафной пункт (л.д.18).

Собственниками участка (заявителями по делу) в 2009 году разработан эскизный проект застройки участков групп одноквартирных жилых домов, который согласован с отделом архитектуры и градостроительства исполнительного комитета Лаишевского муниципального района (л.д.22-24).

Исполком Лаишевского муниципального района РТ ДД.ММ.ГГГГ адресовал Налетову А.А и Анисимову А.В предписание по демонтажу забора по <адрес> восстановлению пожарного проезда, выполнению корректировки ранее подготовленного эскизного проекта застройки (л.д.25).

В качестве приложения указаны два постановления и от ДД.ММ.ГГГГ.

Обжалуемыми постановлениями исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ утверждена схема границ зон особого режима использования земель (охранная зона) ЛЭП ВЛ-04кВ в <адрес> (л.д.19) и схема расположения земельного участка в <адрес> площадью 438 кв.м под пожарный проезд (л.д.20).

Вынося постановление от ДД.ММ.ГГГГ, исполнительный комитет превысил свои полномочия.

Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая организация).

Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий технический контроль и надзор в электроэнергетике, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней с даты его поступления в соответствующий орган.

После согласования границ охранной зоны сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны.

Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах (п.6 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Правительством Российской Федерации от 24.02.2009 года № 160).

Исполнительный комитет района не является сетевой организацией. Доказательства внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о границах охранной зоны исполнительный комитет суду не представил.

В постановлении об утверждении схемы расположения земельного участка под пожарный проезд не указана ширина и длина проезда. Фактически на участок собственников наложен сервитут.

Согласно ст.274 ГК РФ

1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

4. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Доказательства правомерности установления сервитута суду не представлены.

Руководитель исполнительного комитета во исполнение возложенных на него полномочий издает постановления и распоряжения Руководителя исполнительного комитета района, что регламентируется статьей 11 Положения об исполнительном комитете Лаишевского муниципального района РТ (л.д.39).

Издание предписаний не предусмотрено указанным Положением.

В силу ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Свидетель А.В. начальник отдела архитектуры и градостроительства исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ, в судебном заседании пояснила, что нарочно оставила предписание и два обжалуемых постановления ДД.ММ.ГГГГ в офисе по месту работы заявителей. Возможно, при выделении участка первоначально была допущена ошибка, произошло смещение участка. На момент выдачи предписания анализ землеустроительных документов не производился. Генерального плана застройки н.п.Габишево не имеется.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что срок для обжалования постановлений и предписания не истек, поскольку документы были вручены иному лицу, а не Анисимову А.В и Налетову А.А, что подтвердила свидетель ФИО10

В какой части необходима корректировка согласованного эскизного проекта застройки и чем вызвана эта необходимость, в предписании не конкретизировано.

Обжалуемыми предписанием и постановлениями нарушены права заявителей, им созданы препятствия по использованию земельного участка, на них незаконно возложена обязанность по демонтажу забора, восстановлению пожара и корректировки эскиза.

Суд приходит к выводу, что на момент издания обжалуемых постановлений и предписания отсутствовали доказательства неправомерности действий собственников участка. Границы участка были выставлены, обозначены колышками, по границам установлен забор. Имеет ли место самовольный захват земли исполнительный комитет до издания постановлений не устанавливал.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-197 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление Анисимова А.В., Налетова А.А. удовлетворить.

Признать незаконными предписание исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ -ОПГ от ДД.ММ.ГГГГ, постановление исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы границ зон особого режима использовании земель (охранная зона) ЛЭП ВЛ-04кВ в <адрес>, постановление исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка в <адрес> площадью 438 кв.м под пожарный проезд.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Лаишевский районный суд РТ в течение десяти дней.

Судья                              Л.И.Сибатова