Решение 2-559/2011



                                                                                       Дело № 2-559/2011      

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 августа 2011 года                                                                          город Лаишево                                         

Лаишевский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Губаевой Д.Ф.,

при секретаре Яруллиной А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Лаишевского районного суда Республики Татарстан гражданское дело по исковому заявлению Киселева С.А. к Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан о восстановлении срока для принятия наследства,

         установил:

Киселев С.А. обратился в суд с иском к названным ответчикам и просит восстановить срок для принятия наследства, оставшегося после смерти его отца Киселева А.Н., а именно земельного участка с жилым домом, расположенных по адресу: <адрес>, и земельного пая, расположенного <адрес>.

Как указывается в иске, ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца -             Киселев А.Н. Будучи единственным наследником, истец свои права на наследственное имущество отца, состоящее из вышеперечисленного имущества, своевременно не оформил. Ссылаясь на то, что срок, установленный для принятия наследства, был пропущен по уважительной причине, поскольку на момент смерти Киселева А.Н. истец находился в местах лишения свободы, а также на отсутствие документов на наследственное имущество и свою юридическую неграмотность, Киселев С.А. просит восстановить ему данный срок.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Финансово-бюджетная палата Лаишевского муниципального района РТ и Исполнительный комитет Никольского сельского поселения Лаишевского муниципального района РТ.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Бачабекова Л.А. (сестра истца и дочь умершего Киселева А.Н.).

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан иск не признал, указав, что указанные истцом причины пропуска срока для принятия наследства - нахождение в местах лишения свободы и незнание закона - не являются уважительными причинами для восстановления такого срока.

Представитель ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.

Третьи лица - представители Финансово-бюджетной палаты Лаишевского муниципального района РТ, Исполнительного комитета Никольского сельского поселения Лаишевского муниципального района РТ в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Третье лицо Бачабекова Л.А. в суд не явилась, в телеграмме выразила свое согласие на удовлетворение иска.

Выслушав пояснения, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности с собранными по делу доказательствами, суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) дети наследодателя признаются наследниками первой очереди по закону.

В силу положений статей 1153 и 1154 ГК РФ наследство может быть принято путем подачи по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство или путем совершения действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства. При этом, установленный законом срок для принятия наследства составляет шесть месяцев со дня открытия наследства.

Согласно пункту 1 статьи 1114 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина.

Местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя (статья 1115 ГК РФ).

На основании пункта 1 статьи 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

Из анализа содержания указанных норм следует, что наследник, пропустивший срок для принятия наследства, может обратиться в суд с иском о восстановлении срока в течение шести месяцев со дня, когда отпали причины пропуска срока, установленного для принятия наследства. Таким образом, если опоздавший наследник в течение шести месяцев не воспользуется правом обратиться в суд за восстановлением права на наследование, то такой срок не подлежит восстановлению.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Киселев С.А. является сыном Киселева А.Н., умершего ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5, 6).

По день смерти Киселев А.Н. проживал один и был зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 7, 37).

Из ответов нотариусов Лаишевского нотариального округа РТ следует, что после смерти Киселева А.Н. наследственное дело не заводилось (л.д. 23, 33).

Как видно из искового заявления и материалов дела, в установленный законом шестимесячный срок со дня открытия наследства Киселева А.Н. Киселев С.А. к нотариусу по месту открытия наследства с заявлением о принятии наследства не обратился.

Из представленных истцовой стороной судебных постановлений (л.д. 41-43) усматривается, что на день смерти Киселева А.Н. (на дату ДД.ММ.ГГГГ) Киселев С.А. находился в местах лишения свободы, откуда он был освобожден только ДД.ММ.ГГГГ. Указанное обстоятельство, по утверждению истца, не позволило ему обратиться в установленный законом шестимесячный срок к нотариусу с заявлением о принятии наследства и является уважительной причиной пропуска данного срока.

В тоже время, имеющиеся в деле доказательства указывают на то, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (итого <данные изъяты>), со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (итого <данные изъяты>), с ДД.ММ.ГГГГ по день подачи иска (<данные изъяты>) (л.д.10, 43-49) Киселев А.Н. в местах лишения свободы не находился.

Доказательств невозможности реализовать свое право на приобретение права собственности на наследственное имущество в указанные периоды суду не представлено.

Киселевым С.А. также не представлено доказательств невозможности в период нахождения в местах лишения свободы, реализовать свои права по приобретению права собственности на наследственное имущество, оставшееся после смерти умершего Киселева А.Н. Нет доказательств и фактического вступления истца в права наследства, открывшегося после смерти его отца.

Отсутствие документов на наследственное имущество и незнание законодательства, в том числе положений норм наследственного права, не являются уважительными причинами пропуска срока для обращения к нотариусу с заявлением о принятии наследства.

При таком положении, суд оснований для восстановления Киселеву С.А. срока для принятия наследства не находит, в иске ему должно быть отказано.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Киселеву С.А. в удовлетворении иска о восстановлении срока принятия наследства, открывшегося после смерти Киселева А.Н., умершего ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Лаишевский районный суд Республики Татарстан в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.

    

    Судья                                                     Губаева Д.Ф.