Дело № 2-717/2011 Р Е Ш Е Н И Е 08 августа 2011 года город Лаишево Лаишевский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Губаевой Д.Ф., при секретаре Яруллиной А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Гилязова Р.Ф. к Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан о признании решения об отказе в предоставлении земельных участков недействительным, у с т а н о в и л: Гилязов Р.Ф. обратился в суд с указанным иском к названному ответчику и просит признать решения Исполкома района от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении Гилязову Р.Ф. в собственность земельных участков площадью <данные изъяты>. (кадастровый номер №) и площадью <данные изъяты>. (кадастровый номер №), расположенных в <адрес>, недействительными, и обязать ответчика предоставить ему указанные земельные участки в собственность. В обоснование требований истец указывает, что, будучи собственником здания машинно-тракторного парка и столовой, расположенных в <адрес>, он трижды обращался к главе Лаишевского муниципального района РТ с заявлениями о продаже земельных участков площадью <данные изъяты> и <данные изъяты>., на которых расположены вышеназванные объекты недвижимости. Ответами и.о.председателя Палаты имущественных и земельных отношений района от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предоставлении земельных участков в собственность с предложением оформить на земельные участки договоры аренды, а также предоставить в собственность земельные участки только под объектами недвижимости. Ссылаясь на то, что отказы органа местного самоуправления противоречат статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, истец обратился в суд с вышеуказанным иском. В судебном заседании истец Гилязов Р.Ф. и его представитель заявленные требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Представитель ответчика - Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ иск не признал, указав, что испрашиваемые земельные участки сняты с государственного кадастрового учета. Представитель ответчика также отметил, что отказы в предоставлении земельных участков были даны не ответчиком, а Палатой имущественных и земельных отношений района, то есть требование истца о признании названных отказов недействительными заявлено к ненадлежащему ответчику. Представитель третьего лица - Палаты земельных и имущественных отношений Лаишевского муниципального района РТ, будучи надлежащим образом уведомленным о времени месте рассмотрения дела, в суд не явился. Выслушав пояснения, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности с собранными по делу доказательствами, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Статьей 255 того же Кодекса установлено, что к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Пунктами 1, 5-8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено следующее: 1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. 5. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. 6. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. 7. В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. 8. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. В силу статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Судом установлено, что Гилязов Р.Ф. является собственником нежилых помещений - <данные изъяты> и здания <данные изъяты>, расположенных <адрес> (л.д. 8, 9). ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Гилязов Р.Ф. обращался к Главе Лаишевского муниципального района РТ с заявлениями о предоставлении в собственность за выкуп земельных участков под указанными зданиями (л.д. 5, 6). В ответ на данные обращения ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Гилязову Р.Ф. даны ответы за подписью руководителя Палаты имущественных и земельных отношений района. При этом в первом ответе Гилязову Р.Ф. предложено оформить испрашиваемые земельные участки на праве аренды. Вторым письмом Гилязову Р.Ф. сообщено о возможности предоставить в собственность земельные участки только под объектами недвижимости (л.д. 10, 11). Гилязову Р.Ф. не давались ответы от имени ответчика на его заявления о предоставлении в собственность земельных участков, хотя в иске он обжалует именно ответы Исполкома района. От уточнения заявленных требований и привлечения к участию в деле в качестве соответчика Палаты имущественных и земельных отношений района истец и его представитель в судебном заседании отказались (л.д. 101 оборот). В соответствии с Уставом муниципального образования «Лаишевский муниципальный район Республики Татарстан» Исполнительный комитет района и Палата имущественных и земельных отношений района являются самостоятельными органами самоуправления муниципального образования, друг другу они не подотчетны. При таком положении, требования истца о признании отказов Исполкома района от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ недействительными заявлены к ненадлежащему ответчику. На этом основании, названные требования подлежат отклонению. Также у суда не имеется оснований для удовлетворения требований истца об обязании ответчика предоставить ему в собственность земельных участков площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером № и площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №, поскольку названные земельные участки сняты с государственного кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ, а сведения государственного кадастра недвижимости об указанных объектах недвижимости аннулированы (л.д. 60, 97, 98). Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л: Гилязову Р.Ф. в иске к Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан о признании решений Исполнительного комитета Лаишевского мунципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в собственность земельных участков площадью <данные изъяты> (кадастровый номер №) и площадью <данные изъяты> (кадастровый номер №), расположенных <адрес> недействительными и обязании предоставить Гилязову Р.Ф. названные земельные участки в собственность, отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Лаишевский районный суд РТ в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения. Судья Губаева Д.Ф.