Дело № 2-897/2011 Решение Именем Российской Федерации 19 сентября 2011 года город Лаишево Лаишевский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Губаевой Д.Ф., при секретаре Яруллиной А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения «Пригородное лесничество» к Авдеенко Л.В., Назырову Р.Ф., Мингалеевой З.З., Горгошадзе Г.З. о досрочном расторжении договора аренды и признании его недействительным, по иску Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры, поданному в интересах Российской Федерации, к Государственному казенному учреждению «Пригородное лесничество», Авдеенко Л.В., Назырову Р.Ф., Мингалеевой З.З., Горгошадзе Г.З. о признании недействительным договора аренды лесного участка, у с т а н о в и л: Казанская межрайонная природоохранная прокуратура, действуя в интересах Российской Федерации, обратилась в суд с иском к ГКУ «Пригородное лесничество», Авдеенко Л.В., Назырову Р.Ф., Мингалеевой З.З., Горгошадзе Г.З. о признании недействительным договора аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ и применении последствий недействительности названного договора. В обоснование заявленных требований прокуратурой указывается, что оспариваемый договор аренды лесного участка не соответствует требованиям законодательства, поскольку заключен от лица арендодателя ГБУ «Пригородное лесничество» (после изменения типа - ГКУ «Пригородное лесничество), не являющегося государственным органом и не имеющим полномочия на предоставление лесных участков в аренду. ГКУ «Пригородное лесничество» обратилось в суд с иском к Авдеенко Л.В., Назырову Р.Ф., Мингалеевой З.З., Горгошадзе Г.З. о досрочном расторжении договора аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ и признании его недействительным. В обоснование заявленных требований указывается, что от заключения дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ об изменении ненадлежащего арендодателя - ГБУ «Пригородное лесничество» на надлежащего - Министерство лесного хозяйства РТ ответчики уклонились, проект освоения лесов они не разработали, отчеты об использовании лесов, лесные декларации ответчики не подают. В судебном заседании гражданские дела, возбужденные по указанным искам, объединены в одно производство. Помощник прокурора Зайнуллин Р.А. в суде заявленные требования поддержал, уточнив требования о применении последствий недействительности сделки, просил применить данные последствия путем приведения сторон договора в первоначальное состояние. Представитель ответчика - истца ГКУ «Пригородное лесничество» по доверенности Кашафеев И.Р. заявил отказ от исковых требований в части досрочного расторжения договора аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, который был принят судом с прекращением производства по делу в данной части. Требование о признании указанного договора аренды лесного участка недействительным представитель ГКУ «Пригородное лесничество» поддержал, просил удовлетворить, иск прокуратуры признал. Ответчик Авдеенко Л.В. иски прокуратуры и ГКУ «Пригородное лесничество» признала. Ответчики Назыров Р.Ф., Мингалеева З.З., Горгошадзе Г.З., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства РТ, привлеченного судом к участию в деле при подготовке дела к судебному разбирательству, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Выслушав пояснения, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности с собранными по делу доказательствами, суд приходит к следующим выводам. Судом установлено, что решением Советского районного суда г.Казани от ДД.ММ.ГГГГ по делу № удовлетворены требования Авдеенко Л.В., Назырова Р.Ф., Мингалеевой З.З., Горгошадзе Г.З. о признании отказа Министерства лесного хозяйства РТ от ДД.ММ.ГГГГ № в заключении договора аренды земельного участка незаконным, на министерство возложена обязанность заключить с перечисленными гражданами договор аренды земельного участка площадью <данные изъяты> из земель лесного фонда по адресу: <адрес>. На основании вышеуказанного решения суда и решения Министерства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ между ГБУ «Пригородное лесничество» (арендодатель) и Авдеенко Л.В., Назыровым Р.Ф., Мингалеевой З.З., Горгошадзе Г.З. (арендаторы) заключен договор аренды лесного участка №, по которому перечисленным гражданам предоставлен в аренду на 49 лет лесной участок площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>. Указанный договор ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в УФРС по РТ. Согласно части 4 статьи 74 Лесного кодекса РФ заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса. Пунктом 1 статьи 82 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений имеют право владения, пользования, распоряжения лесными участками, находящимися в собственности субъектов РФ. Согласно пункту 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ органам государственной власти субъектов РФ переданы полномочия в области лесных отношений в части предоставления в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование. На момент заключения оспариваемого договора действовали Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 324. Пунктом 11 названных Правил было предусмотрено, что подготовка и заключение договоров в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и собственности муниципальных образований, осуществляются органами государственной власти или органами местного самоуправления. В настоящее время действует Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденный Приказом Минсельхоза РФ от 12.02.2010 N 48, пунктом 10 которого предусмотрено аналогичное положение. Структура исполнительных органов государственной власти РТ на момент заключения оспариваемого договора определялась Указом Президента РТ от 28.04.2005 N УП-147. В соответствии с данным Указом государственные бюджетные учреждения РТ - лесничества в структуру органов государственной власти РТ не входят. Пунктом 1.1 Положения о Министерстве лесного хозяйства РТ, утвержденного Постановлением Кабинета Министров РТ от 12.02.2007 №38, определено, что министерство является органом исполнительной власти РТ, реализующим государственную политику РТ в области лесных отношений, природопользования и управления государственным имуществом по вопросам, отнесенным к его полномочиям, на территории РТ. Из анализа вышеприведенных законоположений и нормативных правовых актов следует, что ГБУ «Пригородное лесничество» не включено в систему органов государственной власти РТ и в этой связи не может осуществлять полномочия, установленные статьями 82, 83 Лесного кодекса РФ. В силу предписаний пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. На основании статьи 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Таким образом, договор аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, подписанный между ГБУ «Пригородное лесничество» и Авдеенко Л.В., Назыровым Р.Ф., Мингалеевой З.З., Горгошадзе Г.З. не соответствует действующему лесному законодательству. Данный договор аренды лесного участка заключен с нарушением установленного порядка, в связи с чем, является недействительным и по правилам статьи 168 Гражданского кодекса РФ является ничтожной сделкой. Неправомерное заключение договора аренды лесного участка нарушает права и законные интересы Российской Федерации как собственника лесных участков в составе земель лесного фонда. В силу положений пункта 2 статьи 167 Гражданского кодекса РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, то есть стороны данной сделки подлежат приведению в первоначальное состояние. При таких обстоятельствах, иски прокуратуры и ГКУ «Пригородное лесничество» подлежат удовлетворению. Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Исковые требования Казанского межрайонного природоохранного прокурора и Государственного казенного учреждения «Пригородное лесничество» о признании недействительным договора аренды лесного участка удовлетворить. Признать недействительным договор аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ГБУ «Пригородное лесничество» и гражданами Авдеенко Л.В., Назыровым Р.Ф., Мингалеевой З.З., Горгошадзе Г.З.. Применить последствия недействительности данной сделки путем приведения сторон договора в первоначальное состояние. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Лаишевский районный суд Республики Татарстан в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения. Судья Губаева Д.Ф.