решение 2-815/2011



                                                                                           Дело № 2-815/2011

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 августа 2011 года                                                                            город Лаишево

Лаишевский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Губаевой Д.Ф.,

при секретаре Яруллиной А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Лаишевского районного суда Республики Татарстан гражданское дело по иску Каменцева В.А. к открытому акционерному обществу «Авиакомпания «Татарстан» о выплате заработной платы, компенсации за просрочку ее выплаты и удержанной суммы денег,

УСТАНОВИЛ:

Каменцев В.А. обратился в суд с названным иском к ОАО «Авиакомпания «Татарстан» (далее также - работодатель или Авиакомпания), мотивировав свои требования тем, что при увольнении из Авиакомпании ему не произведен полный расчет по заработной плате. Кроме того, необоснованно удержаны денежные средства в размере <данные изъяты>, потраченные работодателем на обучение истца. Поэтому истец просит взыскать с Авиакомпании причитающуюся ему заработную плату с учетом вышеуказанной суммы, что составляет <данные изъяты>, и денежную компенсацию за 50 дней просрочки выплаты заработной платы в размере <данные изъяты>.

В судебном заседании истец и его представитель заявленные требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, указав, что на момент рассмотрения дела работодатель выплатил истцу часть заработной платы отдельными платежными поручениями на общую сумму <данные изъяты>.

Представитель Авиакомпании в суд не явился, просят рассмотреть дело в их отсутствие, а в иске отказать.

Суд, выслушав пояснения, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 56 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) условия труда работника и его оплата, права и обязанности сторон участников трудовых отношений закрепляются в трудовом договоре, заключаемом между работником и работодателем.

Обязательные требования к содержанию трудового договора определены в статье 57 ТК РФ. Указанной нормой установлено, что в качестве дополнительного условия трудового договора в нем может быть предусмотрено положение об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя. Согласно требованию законодателя, включение в трудовой договор названного дополнительного условия не должно ухудшать положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В силу положений статьи 197 ТК РФ работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.

В соответствии со статьей 198 ТК РФ работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с работником данной организации - ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы. В данном случае ученический договор является дополнительным к трудовому договору.

Статьей 199 ТК РФ определено содержание ученического договора, а именно ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества. Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон.

В соответствии со статьей 249 ТК РФ в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.

Из системного толкования приведенных выше норм трудового законодательства следует, что профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работника, включая его обучение новым профессиям и специальностям, должны осуществляться на основании договора, заключенного между работником и работодателем, являющегося дополнительным договором к трудовому договору. При этом, содержание указанного договора должно соответствовать требованиям статьи 199 ТК РФ.

На основании статьи 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

В силу положений статьи 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты выплат при увольнении работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ (ЦБ РФ) от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

По делу установлено, что Каменцев В.А. был принят в Авиакомпанию ДД.ММ.ГГГГ вторым пилотом <данные изъяты> Летного отряда (л.д. 6, 60).

В соответствии с условиями трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Авиакомпанией и Каменцевым В.А., работодатель обязался обеспечить работнику систематическое повышение квалификационной подготовки. При этом, при направлении работника на обучение за счет работодателя, работник обязался отработать на предприятии не менее 3-х лет со дня окончания обучения. При расторжении трудового договора по вине или инициативе работника, последний обязан возместить предприятию затраченную в течение последних 3-х лет сумму на его обучение (переучивание) (л.д. 37-38).

В соответствии с договором на индивидуальное обучение (переучивание) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между теми же сторонами, работодатель принял на себя обязательства по оплате учебы истца в <данные изъяты>. В свою очередь, истец обязался проработать в Авиакомпании после обучения не менее 3-х лет либо возместить работодателю стоимость обучения и сумму дополнительных расходов в случае расторжения трудового договора до истечения строка отработки по инициативе или вине работника пропорционально неотработанному сроку (л.д. 15).

Материалами дела подтверждается прохождение Каменцевым В.А. за счет Авиакомпании в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ курсов в Центре летной подготовки <данные изъяты> по программе переподготовки состава на <данные изъяты> общей стоимостью <данные изъяты> (л.д.12, 13, 41-59).

Приказом Авиакомпании от ДД.ММ.ГГГГ Каменцев В.А. уволен из Авиакомпании на основании п.3 ст.77 ТК РФ по собственному желанию в связи с уходом на досрочную пенсию (л.д. 5, 39, 61).

Согласно расчетному листу сумма выплат, причитающихся                 Каменцеву В.А. при увольнении, составила <данные изъяты> (л.д. 4). При этом, с Каменцева В.А. были удержаны денежные средства в размере <данные изъяты>, затраченные работодателем на его обучение на вышеназванных курсах исходя из 3-х лет необходимой отработки пропорционально неотработанному сроку (л.д. 12).

Платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на лицевой счет истца перечислены денежные средства равными долями по <данные изъяты>, а всего <данные изъяты> (л.д. 28-33, 62-63).

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела сумма долга работодателя по зарплате перед Каменцевым В.А. составляет <данные изъяты>. Названная сумма должна быть взыскана с Авиакомпании в пользу истца.

Кроме того, на основании статьи 236 ТК РФ с Авиакомпании должны быть взысканы проценты за задержку выплаты указанной суммы. Исходя из общего периода просрочки выплаты заработной платы, указанного истцом (50 дней), действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ (8,25%) и периодичности произведенных работодателем выплат заработной платы (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) общая сумма процентов за задержку выплаты истцу заработной платы составляет <данные изъяты>.

Требование истца о возмещении суммы денежных средств в размере <данные изъяты>, затраченных работодателем на его обучение, суд полагает необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела было установлено, что             Каменцев В.А. не выполнил условие договора, в соответствии с которым он должен был проработать в Авиакомпании не менее 3-х лет после обучения, и уволился по собственному желанию.

То обстоятельство, что истец уволился по собственному желанию в связи с уходом на пенсию, в данном случае само по себе не свидетельствует об увольнении по уважительной причине. Как видно из материалов дела, после увольнения из Авиакомпании Каменцев В.А. продолжил трудовую деятельность, поступив на работу в ОАО «Оренбургские авиалинии» в должности пилота-инструктора <данные изъяты> третьей Авиационной эскадрильи <данные изъяты> (л.д. 61). То есть, назначение пенсии не препятствовало истцу продолжить свою трудовую деятельность, использовав полученные в ходе обучения знания для выполнения трудовой функции у иного авиаперевозчика.

При таких обстоятельствах, следует признать, что сумма денежных средств в размере <данные изъяты>, удержанная работодателем при увольнении Каменцева В.А. в счет возмещения расходов Авиакомпании на его обучение, удержана с него обоснованно.

Таким образом, иск Каменцева В.А. подлежит удовлетворению частично.

Истец при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 89 ГПК РФ, пункта 1 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, статьи 393 ТК РФ. В связи с этим, в соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ в федеральный бюджет с Авиакомпании должна быть взыскана государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, то есть в размере <данные изъяты>.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Каменцева В.А. удовлетворить частично.

Обязать Открытое акционерное общество «Авиакомпания «Татарстан» выплатить Каменцеву В.А. сумму, причитающуюся ему при увольнении, в размере <данные изъяты> и проценты за задержку выплаты указанной суммы в размере <данные изъяты>.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Авиакомпания «Татарстан» в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Лаишевский районный суд Республики Татарстан в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.

    Судья                                                     ГУБАЕВА Д.Ф.