решение 2-718



                                                                                Дело № 2-718-2011

РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации

29 ноября 2011 года

Лаишевский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Сибатовой Л.И.,

при секретаре Кузьминой Г.В,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Ершовой Л.А. к обществу с ограниченной ответственностью Казанская ремонтно-строительная фирма «Гидроспецстрой», Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан о признании недействительным пункта 2 договора аренды лесного участка, обязать заключить договор аренды лесного участка площадью 1210 кв.м,

установил:

Ершова Л.А обратилась в суд с иском. После уточнения требований просит признать недействительным пункт 2 договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ в редакции соглашения об изменении и дополнении договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ (арендодатель - Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, арендатор - ООО Казанская ремонтно-строительная фирма «Гидроспецстрой»), обязать Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан заключить с Ершовой Л.А договор аренды лесного участка площадью 1210 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>

В обоснование требований указано, что в ДД.ММ.ГГГГ году первый ответчик скрыл от второго ответчика, что имеются третьи лица - собственники объектов недвижимости. ГБУ Республики Татарстан «Пригородное лесничество» не произвело проверку наличия на земельном участке, предоставляемого в аренду, объектов, принадлежащих третьим лицам. Площадь лесного участка, необходимого для использования дачного дома, принадлежащего Л.А.Ершовой, в соответствии с актом согласования месторасположения границы земельного участка, оформленного собственником этого участка - Российской Федерацией в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, составляет 1210 кв.м.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Колик Б.А поддержал требования по тем же основаниям.

Представитель ответчика по доверенности Лазаренко А.В иск не признал. Просил применить к требованию о признании недействительным п.2 Договора срок исковой давности.

Ответчик - представитель Министерства лесного хозяйства в суд не явился. Просят дело рассмотреть в отсутствие представителя. В отзыве на иск указали, что требования удовлетворению не подлежат. Истцом не представлены обосновывающие документы о необходимости использования испрашиваемой площади лесного участка (л.д.30).

Третье лицо - представитель ГКУ Республики Татарстан «Пригородное лесничество» в суд не явился. Извещены.

Третье лицо - представитель ТУ Росимущество в суд не явился. Извещены.

Третье лицо - представитель ООО «ГеоТех» в суд не явился. Извещены.

Третье лицо - представитель Лаишевского отдела Росреестра в суд не явился. Извещены.

Выслушав стороны, свидетеля, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.3 Лесного кодекса РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии со ст.9 Лесного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

В силу п.п.1, 2, 3 ст.35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.

Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.101 Земельного Кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.

Поскольку порядок использования земель лесного фонда, в случае нахождения на земельном участке ранее возведенных объектов недвижимости, лесным законодательством не установлен, суд руководствуется нормами земельного и гражданского законодательства.

Статьей 36 ЗК РФ предусмотрено, что граждане, имеющие в собственности здания, строения на земельных участках, находящиеся в государственной собственности, приобретают права на эти земельные участки.

В соответствии с п.2 ст.199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Материалами дела подтверждается следующее:

Между ГБУ Республики Татарстан «Пригородное лесничество» и ООО Казанская ремонтно-строительная фирма «Гидроспецстрой» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды лесного участка площадью 1,32 га, находящегося в выделе , квартала , <адрес> (л.д.40-45). Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ изменены и дополнены пункты договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности (.л.д46-48), в частности осуществлена замена Арендодателя - Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан.     

ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> районным судом Республики Татарстан, вступившим в законную силу, принято решение о признании отказа Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан в заключении договора аренды лесного участка с Ершовой Л.А незаконным. ГБУ «Пригородное лесничество» и ООО Казанская ремонтно-строительная фирма «Гидроспецстрой» обязали заключить с Ершовой Л.А договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>», <адрес> для использования расположенного на нем дачного дома, с арендной платой в размерах, установленных законодательством Российской Федерации (л.д.5-6). Судом при рассмотрении дела установлено, что Ершова Л.А является собственником дачного дома общей площадью 152,4 кв.м.

Определением <данные изъяты> районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ в указанном судебном решении исправлена описка. Определено в абзацем третьем резолютивной части решения вместо слова «аренда» следует читать «субаренда» (л.д.145).

ДД.ММ.ГГГГ представитель Ершовой Л.А - Колик Б.А обратился в Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан с заявлением об оформлении договора аренды (л.д.9). ДД.ММ.ГГГГ представителю дан ответ, что после вынесения соответствующего решения суда Министерство вернется к рассмотрению обращения о заключении договора аренды лесного участка (л.д.71).

Проект освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности, представленного суду ООО Казанская ремонтно-строительная фирма «Гидроспецстрой» и приобщенного к материалам дела, получил положительное заключение государственной экспертизы (л.д.73-75).

Согласно тематической лесной карте пространственного размещении существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (л.111), являющейся приложением проекта освоения лесов лесного участка, на испрашиваемом участке предусмотрено строительство временных домов для отдыха ООО Казанская ремонтно-строительная фирма «Гидроспецстрой».

В обоснование испрашиваемой площади лесного участка представителем истца представлено землеустроительное дело (л.д.79-91).

Исполнитель работ по указанному землеустроительному делу землеустроитель Л.А. опрошенный в качестве свидетеля, пояснил, что границы испрашиваемого участка площадью 1210 кв.м показывал заказчик работ. При наличии договора аренды нельзя говорить о том, что учтены интересы всех заинтересованных сторон.

Поскольку у истицы право собственности на дачный дом возникло ДД.ММ.ГГГГ, она имеет право на заключение с ней отдельного договора аренды лесного участка.

Заключенный в ДД.ММ.ГГГГ году договор аренды между ГБУ Республики Татарстан «Пригородное лесничество» и ООО Казанская ремонтно-строительная фирма «Гидроспецстрой» нарушает ее права. Пункт 2 договора, которым установлена площадь участка, должен быть признан недействительным.

Срок исковой давности в данном случае не истек, поскольку нарушение прав истицы началось не в <данные изъяты> году, когда ей стало известно о наличии договора, а с того момента, когда ей стало известно о том, что участок не поставлен на кадастровый учет - ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено в судебном заседании, площадь дачного дома истицы составляет 152,4 кв.м. В момент рассмотрения настоящего иска, право собственности Ершовой Л.А не отменено.

Представитель истца, обосновывая площадь участка 1210 кв.м, пояснил, что участок такого размера необходим для выхода на дорогу, установки дополнительных сооружений для обслуживания дома.

В судебном заседании установлено, что истица имеет возможность выхода на дорогу общего пользования и при использовании участка меньшей площади. Необходимость установки дополнительных сооружений в судебном заседании не доказана.

При таких обстоятельствах суд не может согласиться с требованием обязать заключить договор аренды площадью 1210 кв.м. При этом суд учитывает, что участок в испрашиваемой площади и конфигурации нарушает права ООО Казанская ремонтно-строительная фирма «Гидроспецстрой», арендующего участок лесного фонда.

Поскольку право на заключение договора аренды у истицы возникло в силу ст.36 ЗК РФ, с ней должен быть заключен договор аренды. Однако, площадь участка необходимого для использования дома должна быть определена в результате проведения кадастровых работ, которые на день рассмотрения дела не выполнялись.

Предельные нормы площади при предоставлении участка в <адрес> Республики Татарстан (1500 кв.м) в данном случае не применимы, поскольку испрашиваемый участок находится в лесном фонде.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

иск Ершовой Л.А. удовлетворить частично.

Признать недействительным пункт 2 договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ГБУ Республики Татарстан «Пригородное лесничество» и ООО «Казанская ремонтно-строительная фирма «Гидроспецстрой».

Обязать Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан заключить с Ершовой Л.А. договор аренды участка лесного фонда, занятого дачным домом общей площадью 152,40 кв.м, и необходимого для его использования, расположенного по адресу: <адрес> сроком на 49 лет.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Лаишевский районный суд РТ в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.

                          

Судья                              ФИО6