Дело № 2-902-2011 Р Е Ш Е Н И Е 21 октября 2011 года Лаишевский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Сибатовой Л.И, при секретаре Кузьминой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Халиловой К.Х к Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету Кирбинского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконными действий об отказе в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, о признании незаконным постановления руководителя Исполнительного комитета Кирбинского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, у с т а н о в и л: Халилова К.Х обратилась в суд с иском и просит признать незаконным распоряжение первого заместителя руководителя Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ №-ОПГ и распоряжение первого заместителя руководителя Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ №-ОПГ об отказе в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий вдовы умершего инвалида, участника Великой Отечественной войны Халиловой К.Х, проживающей по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, обязать Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан принять на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий вдову умершего инвалида, участника Великой Отечественной войны Халилову К.Х. В последующем требования были дополнены. Представитель истца просила: признать незаконными отказы первого заместителя руководителя Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ №-ОПГ и от ДД.ММ.ГГГГ №-ОПГ в принятии на учет вдовы участника, инвалида Великой Отечественной войны Халиловой К.Х как нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать Исполнительный комитет Кирбинского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан восстановить Халилову К.Х в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с постановлением Исполнительного комитета Кирбинского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным постановление руководителя Исполнительного комитета Кирбинского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № об отмене ранее вынесенного постановления Исполнительного комитета Кирбинского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Халиловой К.Х», признать за Халиловой К.Х право на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета. В обоснование требований указано, что истице отказано в постановке на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий в силу того, что износ дома составляет 40% и общая площадь дома составляет 66,8 кв.м. На одного проживающего приходится 22,27 кв.м., по району норматив нуждаемости составляет не более 21,0 кв.м от общего занимаемого жилого помещения на одного прописанного и проживающего человека. Считает отказ незаконным, так как в соответствии с техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь жилого помещения в данном доме составляет 53,6 кв.м., жилая - 36,7 кв.м., подсобная - 16,9 кв.м., площадь помещений вспомогательного использования - 13,2 кв.м. На каждого проживающего в данном жилом помещении приходилось 18 кв.м., что ниже установленного в районе норматива. Она, как вдова умершего инвалида, участника Великой Отечественной войны, имеет право на принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и на обеспечение жильем общей площадью 36 кв.м. Факт переезда истицы и смена адреса проживания были расценены как преднамеренное ухудшение жилищных условий. В настоящее время истица проживает по адресу: <адрес>., где прописано 6 человек и на каждого проживающего приходится 12,05 кв.м. В судебном заседании представитель истца по доверенности Юсупова Л.М требования поддержала по тем же основаниям. Ответчики - представители Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ по доверенности Виноградов А.С и представитель Исполнительного комитета Кирбинского сельского поселения Лаишевского муниципального района РТ по доверенности Закирова К.А оставили разрешение иска на усмотрение суда. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению. В соответствии с п.1 ст.21 Федерального Закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: 4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Имеющимися в деле документами подтверждается, что Халилов С.Х (муж истца) являлся участником Великой Отечественной войны (л.д.10). Халилова К.Х является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны (л.д.12). Ответы первого заместителя руководителя Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ №-ОПГ и от ДД.ММ.ГГГГ №-ОПГ в принятии на учет вдовы участника Великой Отечественной войны Халиловой К.Хкак нуждающейся в улучшении жилищных условий являются незаконными исходя из следующего. Халиловой К.Х отказано в улучшении жилищных условий в рамках Федерального Закона «О ветеранах», поскольку по району норматив нуждаемости составляет не более 21,0 кв.м. Площадь дома составляет 66,8 кв.м, прописано три человека, на одного прописанного приходится 22,27 кв.м (л.д.6) и смена прописки рассмотрена как преднамеренное ухудшение жилищных условий (л.д.7). Техническим паспортом на <адрес>, в котором истица проживала на момент первого обращения, подтверждается, что строение состоит из жилого дома площадью 36,7 кв.м, жилого пристроя - 16,9 кв.м, веранда - 13,2 кв.м, что составляет 66,8 кв.м (л.д.22-23). Согласно ст.50 Жилищного Кодекса РФ 1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. 2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. 3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. 4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. 5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. 6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы. В соответствии со ст.15 Жилищного Кодекса РФ 1. Объектами жилищных прав являются жилые помещения. 2. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования). 5. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, установлена постановлением Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.34). По сельским населенным пунктам района норма составляет не более 21 кв.м общей площади на одного члена семьи. При определении нуждаемости Халиловой К.Х в улучшении жилищных условий неправильно был определен уровень обеспеченности истца общей площадью жилого помещения. На одного прописанного в <адрес> приходится 17,86 кв.м, что ниже учетной нормы площади жилого помещения. Халилова К.Х, сменив место жительства, преднамеренно не ухудшала жилищные условия. Постановлением Исполнительного комитета Кирбинского сельского поселения Лаишевского муниципального района РТ № от ДД.ММ.ГГГГ Халилова К.Х признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.75). Постановлением № Исполнительного комитета Кирбинского сельского поселения Лаишевского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44). Как пояснила в судебном заседании представитель Кирбинского поселения, основанием для отмены послужила ошибка в подсчете площади дома. Суд приходит к выводу, что Халилова К.Х была правомерно поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку на ДД.ММ.ГГГГ площадь жилого помещения, приходящаяся на ее долю, была ниже установленной учетной нормы. Постановление Исполнительного комитета Кирбинского сельского поселения Лаишевского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ № является незаконным и подлежит отмене. Халилова К.Х должна быть восстановлена в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий и за ней должно быть признано право на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета. Представитель Исполкома района просит применить к требованию о признании незаконным отказа первого заместителя руководителя Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ №-ОПГ срок давности. Суд не может согласиться с представителем Исполкома, поскольку суду доказательства получения Халиловой К.Х данного отказа в июне 2010 года не представлены. Руководствуясь ст.194-197 ГПК РФ, суд р е ш и л: исковые требования Халиловой К.Х. удовлетворить. Признать незаконными отказы первого заместителя руководителя Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ №-ОПГ и от ДД.ММ.ГГГГ №-ОПГ в принятии на учет вдовы участника Великой Отечественной войны Халиловой К.Х нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обязать Исполнительный комитет Кирбинского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан восстановить Халилову К.Х в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с постановлением Исполнительного комитета Кирбинского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ. Признать незаконным постановление руководителя Исполнительного комитета Кирбинского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № об отмене ранее вынесенного постановления Исполнительного комитета Кирбинского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Халиловой К.Х». Признать за Халиловой К.Х право на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Лаишевский районный суд РТ в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения. Судья Л.И.Сибатова