Дело № 2-861/2011 Р Е Ш Е Н И Е 28 сентября 2011 года город Лаишево Лаишевский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Губаевой Д.Ф., при секретаре Кузьминой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Ахмановой И.М., Сапаровой М.А., Галиахметовой Р.М., Коноваловой Е.Е,, Мухаметзянова И.И. к Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан о признании решения земельной комиссии недействительным, У С Т А Н О В И Л: Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском к названному ответчику, мотивировав требования следующим. Как следует из иска, 15-18 лет назад истцам были предоставлены земельные участки в <адрес> под цели: огородничество. Все это время истцы обрабатывали данные земельные участки, платили (кроме последних трех лет) за них налоги. Имея намерение приобрести их в собственность, истцы обратились с соответствующими заявлениями к Главе Лаишевского муниципального района РТ. Решением заседания земельной комиссии и комиссии по изменению разрешенного использования земельных участков и объектов недвижимости (далее по тексту - Комиссия) от ДД.ММ.ГГГГ истцам было отказано в закреплении земельных участков ввиду их резервирования под муниципальные нужды. Считая данный отказ неправомерным, истцы просят признать его недействительным и закрепить за ними земельные участки под огородничество в аренду на три года. В судебном заседании истцы Ахманова И.М., Галиахметова Р.М., Коновалова Е.Е., Сапарова М.А. и их представитель заявленные требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Истец Мухаметзянов И.И., в суд не явился, извещен, в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ указал, что на исковых требованиях он настаивает. Представитель ответчика - Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ иск не признал, указав, что предоставление земельных участков осуществляется в порядке, предусмотренном земельным законодательством, тогда как истцы с заявлениями о предоставлении им испрашиваемых земельных участков на праве аренды к ответчику не обращались. Представитель третьего лица - Исполнительного комитета Габишевского сельского поселения Лаишевского муниципального района РТ, в суд не явился, просят рассмотреть дело в их отсутствие. Выслушав пояснения, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности с собранными по делу доказательствами, суд приходит к следующим выводам. Согласно пункту 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту - ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии со статьей 255 ГК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились к Главе Лаишевского муниципального района РТ с заявлениями о предоставлении им в собственность земельных участков, используемых ими под огородничество. Решением Комиссии (протокол заседания комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ) в закреплении участков истцам было отказано, принято решение зарезервировать земельные участки под муниципальные нужды. В соответствии со статьей 70.1 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определен Положением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 (далее по тексту - Положение). В соответствии с Положением решение о резервировании земель для муниципальных нужд принимается уполномоченным органом местного самоуправления и должно содержать следующие сведения: а) цели и сроки резервирования земель; б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Решение о резервировании земель подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации по месту нахождения резервируемых земельных участков, а ограничения прав, установленных решением о резервировании земель, подлежат государственной регистрации. В соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5); ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении (часть 4 статьи 10). Согласно Административному регламенту предоставления муниципальной услуги по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц в Совете Лаишевского муниципального района РТ, утвержденному постановление Главы Лаишевского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ № Главой района рассматривается обращение и направляется руководителю структурного подразделения (далее - исполнитель), в компетенцию которого входит предмет рассматриваемого обращения, для рассмотрения обращения по существу. Руководитель структурного подразделения адресует указанное обращение непосредственному исполнителю для подготовки ответа в установленный законом и регламентом срок. В случае перенаправления обращения по подведомственности заявитель уведомляется письмом с указанием адресата перенаправленного обращения, а также по телефону и/или электронной почте (пункт 3.4). Исполнитель готовит проект ответа заявителю (пункт 3.5) и направляет его на подпись Главе района или уполномоченному должностному лицу Совета района (пункт 3.6), которые подписывают письмо-ответ на обращение гражданина (пункт 3.7). По смыслу вышеприведенных положений, обращение гражданина подлежит рассмотрению по существу органом, в компетенцию которого входит предмет рассматриваемого обращения. Уставом муниципального образования «Лаишевский муниципальный район Республики Татарстан» вопросы планирования и организации рационального использования и охраны земель, находящихся в муниципальной собственности Района, а также предоставления земельных участков на территории Района отнесены к полномочиям Исполнительного комитета (статья 46 Устава). Документы, подтверждающие наличие у Комиссии полномочий по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Района, и их резервированию; решение о резервировании испрашиваемых истцами земельных участков, принятое в соответствии с требованиями Положения, ответчиком в суд не представлены. При таком положении, суд приходит к выводу, что отказ в закреплении за истцами земельных участков был дан органом, не наделанным полномочиями по предоставлению земельных участков, то есть неуполномоченным лицом. В отсутствии решения о резервировании испрашиваемых истцами земельных участков данный отказ следует признать немотивированным. По этим основаниям, решение Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа истцам в закреплении земельных участков должно быть признано недействительным. Требования истцов в данной части подлежат удовлетворению. Статьей 28 ЗК РФ установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду за плату. Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, определен в статье 34 ЗК РФ. В соответствии с данным порядком граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании полученного заявления в месячный срок со дня его поступления выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». После представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка и направляет заявителю копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного выше решения. Пунктом 1 статьи 3 ГПК РФ закреплено право лица обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В ходе судебного разбирательства было установлено, что истцы не обращались к ответчику с заявлениями о предоставлении им испрашиваемых земельных участков на условиях аренды, порядок приобретения права аренды на данные земельные участки, установленный земельным законодательством, истцами соблюден не был. При таком положении, оснований для удовлетворения требований истцов о закреплении за ними на праве аренды земельных участков под огородничество сроком на три года у суда не имеется. В этой части требований им должно быть отказано. Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Ахмановой И.М., Сапаровой М.А., Галиахметовой Р.М., Коноваловой Е.Е., Мухаметзянова И.И. удовлетворить частично. Признать недействительным решение земельной комиссии и комиссии по изменению разрешенного использования земельных участков и объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Ахмановой И.М., Сапаровой М.А., Галиахметовой Р.М., Коноваловой Е.Е., Мухаметзянову И.И. в закреплении земельных участков в селе Габишево Лаишевского района Республики Татарстан. В удовлетворении исковых требований о закреплении земельных участков под огородничество в аренду сроком на три года Ахмановой И.М., Сапаровой М.А., Галиахметовой Р.М., Коноваловой Е.Е., Мухаметзянову И.И. отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Лаишевский районный суд РТ в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения. Судья Губаева Д.Ф.