Дело № 2-96-2011
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 января 2011 года
Лаишевский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Сибатовой Л.И.,
при секретаре Кузьминой Г.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению Романовой И.Ю. к Управлению Пенсионного фонда РФ по Лаишевскому району РТ о признании права на досрочную пенсию,
установил:
Романова И.Ю обратилась в суд с иском и просит включить в специальный стаж период работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФР по Лаишевскому району РТ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по выслуге лет. Общий трудовой стаж составляет 25 лет. Однако, в назначении пенсии было отказано, так как не включены период работы пионервожатой и курсы повышения квалификации.
В судебном заседании истец Романова И.Ю дополнила требование и просила назначить пенсию с момента обращения с заявлением - с ДД.ММ.ГГГГ. Поддержала требования по тем же основаниям.
Представитель ответчика - представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Лаишевском районе РТ по доверенности Малышева О.В исковые требования не признала. Пояснила, что Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, должность пионервожатой не указана. Включение курсов повышения квалификации не предусмотрено действующим законодательством.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со ст.28 Федерального закона о трудовых пенсиях в Российской Федерации трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, что не противоречит ст.81, 83 Закона о государственных пенсиях, действовавшего до 1.01.2002 года. Согласно указанному Закону основанием для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью является наличие у работника профессиональной деятельности в течение установленного периода времени в учреждениях определенного типа.
В силу правовой позиции, изложенной Конституционным судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулировании, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц (п.3.3).
В соответствии с п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Решением УПФ РФ в Лаишевском районе РТ Романовой И.Ю, обратившейся ДД.ММ.ГГГГ за назначением пенсии, отказано в ее назначении в связи с отсутствием требуемого специального стажа 25 лет. В специальный стаж не включены периоды работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Включенные периоды работы составляют 23 года 09 месяцев 24 дня (л.д.9-11).
Из трудовой книжки Романовой И.Ю усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала <данные изъяты> (л.д.17).
Суд считает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению, поскольку выполняемая Романовой И.Ю в спорный период работа в должности пионервожатой в школе включалась в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ по ряду дел, связанных с сохранением социальных прав граждан, после внесения законодателем изменений в условия приобретения прав, касающихся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и до вступления в силу нового правого регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования, и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но и приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в таком случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права.
Как следует из материалов дела, Романова И.Ю до прекращения действия Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» совершила юридически значимые действия в виде работы в должности пионервожатой, следовательно, вправе была рассчитывать на включение всего периода своей работы в должности пионервожатой в специальный стаж.
Новое регулирование данного вопроса в случае не включения спорного периода в специальный стаж означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, что ведет к нарушению конституционного принципа равенства и является недопустимым.
В соответствии со ст.196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Поскольку прохождение курсов повышения квалификации являлось обязательным условием выполнения истицей своих трудовых обязанностей, с учетом того, что за ней сохранялось место работы, работодателем страховые взносы в Пенсионный фонд были полностью уплачены, она была уверена в неизменности своего статуса, рассчитывала на получение досрочной трудовой пенсии, периоды повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж работы.
При включении спорных периодов работы в специальный стаж, Романова И.Ю на день обращения в УПФР выработала необходимый стаж.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Романовой И.Ю. удовлетворить.
Включить в специальный стаж И.Ю. период работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Назначить досрочную пенсию по возрасту с 08 октября 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Лаишевский районный суд РТ в течение десяти дней.
Судья Л.И.Сибатова