постановление 5-22



П О С Т А Н О В Л Е Н И Е.

Город Лаишево Республики Татарстан                                20 сентября 2011 года

Судья Лаишевского районного суда Республики Татарстан Губаева Д.Ф., рассмотрев материал по статье 8.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Оптово-розничное предприятие «Бакалея» (далее по тексту - ООО ОРП «Бакалея» или Общество),

                      

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 30 минут в акватории Куйбышевского водохранилища на реке Кама в районе н.<адрес> РТ (1400 км основного судового хода, правая кромка) ООО ОРП «Бакалея» производило добычу нерудных материалов перекачивающим устройством - земснаряд «Булгар» без согласования со специально уполномоченным органом, то есть со Средневолжским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, чем допустило нарушение правил охраны водных биологических ресурсов.

Представители Общества Губеева Д.М., Валиев М.Ф., Хакимуллин Л.Т. факт нарушения правил охраны водных биологических ресурсов при производстве работ по добыче нерудных материалов земснарядом «Булгар» не признали, указав, что административный орган не представил доказательств того, что от действий Общества наступили тяжкие последствия и что наступление таких последствий связано с нарушением статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Федеральный закон № 166-ФЗ);     ООО ОРП «Бакалея» имеет лицензию на добычу песчано-гравийных пород на месторождении «Старая Кама», которая в соответствии со статьей 11 Закона РФ «О недрах» является единственным основанием для производства работ по добыче песчано-гравийных пород; в протоколе об административном правонарушении неверно указано место совершения административного правонарушения, а именно указано, что работы по добыче нерудных материалов проводились в районе буя а 1400 км по правой кромке судового хода в районе н.<адрес>-Ташкирмень, тогда как месторождение, на котором производит работы ООО ОРП «Бакалея», расположено в районе 1392,1-1393,3 км левой кромки в районе н.<адрес>-Ташкирмень, а буя с таким номером не существует; при проведении проверки нарушены требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; добычу нерудных материалов осуществляло не                              ООО ОРП «Бакалея», а ООО «Волжская судоходная компания».

Представитель Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Плотников Г.А. просил подвергнуть ООО ОРП «Бакалея» наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Согласно статье 8.38 КоАП РФ производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины или других лесных ресурсов, осуществление взрывных или иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если хотя бы одно из этих действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу части 1 статьи 50 Федерального закона №166-ФЗ при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Деятельность, указанная в части 1 статьи 50 Федерального закона             №166-ФЗ, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации (части 2, 3 статьи 50 Федерального закона № 166-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ               утверждены Правила согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания (далее - Правила ), которые устанавливают порядок согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих па состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, в целях предотвращения или снижения воздействия такой деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания (пункт 1 Правил ).

Территориальные органы Федерального агентства но рыболовству осуществляют согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, в случае размещения указанных объектов и внедрения новых технологических процессов на территории одного субъекта Российской Федерации (пункт 2 Правил ).

В силу пункта 3 Правил юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, планирующие размещение хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, представляют в Федеральное агентство по рыболовству или его территориальные органы заявку на согласование размещения хозяйственных и иных объектов или внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.

К заявке прилагаются, в том числе, данные об оценке воздействия планируемой деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания с учетом рыбохозяйственного значения водных объектов (пункт 4 Правил ).

Правомерность привлечения Общества к административной ответственности подтверждается материалами административного дела, а именно служебной запиской государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов о выявлении факта добычи нерудных материалов земснарядом «Булгар», принадлежащим ООО ОРП «Бакалея» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4), протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-8), объяснениями свидетелей ФИО6 и ФИО7 (л.д. 10-11), фотоснимками погрузки нерудных материалов на теплоходы «Дунайский-22, «Темрюк» с земснаряда «Булгар» (12-17).

Наличие лицензии на добычу песчано-гравийных пород на месторождении «Старая Кама» не свидетельствует о выполнении Обществом обязательного требования действующего законодательства по согласованию применяемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания с уполномоченным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Ссылка представителей Общества на получение согласований Управления Россельхознадзора по РТ, ФГУ «Средневолгаводхоз» на производство работ по добыче нерудных материалов (заключения на л.д. 77-81) несостоятельна, поскольку из их содержания следует о согласовании Обществу вопроса пользования недрами при условии согласования Управлением Россельхознадзора по РТ Обществу вопроса возмещения ущерба рыбным запасам. Доказательств, свидетельствующих о том, что на момент добычи Обществом нерудных материалов, то есть на ДД.ММ.ГГГГ, уполномоченный орган выдал ООО ОРП «Бакалея» положительное заключение по данному вопросу, в материалах дела не имеется.

Объективной стороной правонарушения являются действия или бездействие, состоящие в нарушении правил охраны рыбных запасов при _ осуществлении ряда технологических процессов; незаконности этих действий; угрозе причинения общественно опасных последствий (массовой гибели рыбы, то есть одновременной гибели большого ее числа, одного или нескольких видов на определенной территории, в одном или нескольких водных объектах, при котором уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза, массовой гибели других водных животных, уничтожения рыбных запасов в значительных размерах, иных тяжких последствий, то есть существенного ухудшения условий обитания рыб и других водных животных) и причинной связи между ними.

При таких обстоятельствах, довод представителей Общества о том, что для квалификации действий ООО ОРП «Бакалея» по данной статье необходимо установить наступление негативных последствий, а административный орган доказательств наступления их не предоставил, несостоятелен, поскольку одним из элементов объективной стороны административного правонарушения, описанного в статье 8.38 КоАП РФ, является угроза причинения общественно опасных последствий, а не их обязательное наступление.

В данном случае, возможность массовой гибели молоди рыбы при проведении работ по добыче и погрузке нерудных материалов перекачивающим устройством - земснаряд «Булгар» в акватории <адрес> в районе н.<адрес> (1400 км судового хода правая кромка) подтверждается письмом начальника Филиала по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов РТ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 124).

Суд считает необоснованной ссылку представителей Общества о том, что в протоколе об административном правонарушении неверно указано место совершения административного правонарушения. Из карты акватории <адрес> видно, что 1400 км основного судового хода <адрес> находится между 1390-1395 км дополнительного судового хода <адрес> (л.д. 139), то есть в районе месторождения «Старая Кама», определенном для добычи Обществом песчано-гравийных пород в лицензии серии ЛАИ 01166 ТЭ (л.д. 63-73). Что касается неверного указания в протоколе об административном правонарушении наименования населенного пункта («Апастово» вместо «Атабаево») и номера буя («11а» вместо «11»), то указанные несоответствия являются опиской, которая может быть исправлена в порядке, предусмотренном статьей 29.12.1 КоАП РФ. В данном случае следует отметить, что в силу статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события правонарушения устанавливается на основании всех фактических данных, оцениваемых в совокупности и взаимосвязи, а не только протоколом об административном правонарушении.

Факт совершения Обществом вменяемого ему административного правонарушения подтвержден материалами дела и Обществом не оспаривается, что ДД.ММ.ГГГГ земснярад «Булгар», принадлежащий ООО ОРП «Бакалея», проводил работы по добыче нерудных материалов на месторождении «Старая Кама».

Суд полагает, что ссылка представителей Общества на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» несостоятельна, поскольку порядок обнаружения и фиксации административного правонарушения, привлечения к административной ответственности регулируется нормами КоАП РФ. Положения Федерального закона № 294-ФЗ не распространяются на процедуру привлечения к административной ответственности.

Из материалов дела следует, что после поступления служебной записки об обнаружении данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, у административного органа возникла необходимость провести действия по истребованию сведений в соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ, необходимых для разрешения дела, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО ОРП «Бакалея» было возбуждено дело об административном правонарушении и начато административное расследование.

Таким образом, поводом для составления протокола об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Довод представителей Общества о том, что работы по добыче нерудных материалов проводились ООО «Волжская судоходная компания» не влечет освобождение Общества от административной ответственности, так как названные работы проводились земснарядом «Булгар», принадлежащем Обществу, на месторождении, предоставленном под разработку                      ООО ОРП «Бакалея». Поэтому именно Общество должно было получить все необходимые согласования для проведения таких работ.

Учитывая, что состав указанного административного правонарушения в действиях ООО ОРП «Бакалея» подтвержден материалами дела, срок и порядок привлечения Общества к административной ответственности не нарушены, Общество подлежит привлечению к административной ответственности по статье 8.38 КоАП РФ.

Исходя из отсутствия данных об ущербе биологическим ресурсам <адрес>, нанесенном добычей нерудных материалов на месторождении «Старая Кама» земснарядом «Булгар», принадлежащим Обществу, ДД.ММ.ГГГГ, а также принимая во внимание последующее получение Обществом согласования Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству на проведение таких работ (заключение от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 140-145), суд устанавливает Обществу административный штраф в низшем пределе санкции статьи 8.38 КоАП РФ, то есть в размере 100000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Оптово-розничное предприятие «Бакалея» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив ему наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (Сто тысяч) рублей.

Постановление суда может быть обжаловано Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней с подачей жалобы через Лаишевский районный суд Республики Татарстан.

    Судья                                                     Губаева Д.Ф.