Дело 2-223/2010Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 11 июня 2010 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каменева А.Б., при секретаре Мороз Л.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Лахденпохского муниципального района к Анохиной Эльвире Ивановне о понуждении к действиям,
установил:
Администрация Лахденпохского муниципального района (далее по тексту ЛМР) обратилась в суд с иском к Анохиной Э.И. о понуждении к действиям: обязании исполнить распоряжение администрации ЛМР от Дата обезличена года Номер обезличенл «О внесении излишне выплаченных сумм премий».
Из заявления следует, что в соответствии с приказом Министерства финансов РК от Дата обезличена года Номер обезличен контрольной группой проведена проверка отдельных вопросов исполнения бюджетов ЛМР за 2008-2009 годы. ГЛ муниципального района МА от Дата обезличенаг. Номер обезличенл Анохина Э.И. - начальник управления по социальным вопросам Администрации ЛМР назначена и.о. Главы ЛМР на период отпуска МА с Дата обезличена года. ГЛ от Дата обезличенаг. Номер обезличенК и.о. Главы ЛМР Анохина Э.И. продолжила временно исполнять полномочия Главы ЛМР. Согласно Акту проверки Министерства финансов РК Номер обезличен.1/74-09 от Дата обезличена года и.о. Главы ЛМР Анохиной Э.И. в отдельные периоды выплачивалась премия в повышенном размере. Начислено дополнительно премий на сумму 62283 рубля. В целях исполнения Представления Министерства финансов РК об устранении нарушений, установленных проверкой, постановлением Администрации ЛМР от Дата обезличена года Номер обезличен утверждены мероприятия по устранению нарушений по акту проверки. Распоряжением Администрации ЛМР от Дата обезличена года Номер обезличенл Анохиной Э.И. было предложено в срок до 01 апреля 2010 года в добровольном порядке внести в кассу администрации ЛМР 62283 рубля - сумму излишне выплаченных премий по итогам работы за 2008 год. Распоряжение Анохиной Э.И. не исполнено.
В судебном заседании представитель истца - Администрации ЛМР Мифтахова Е.К., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Уточнила заявленные требования, просила взыскать с ответчика в пользу Администрации ЛМР 46072 руб. 96 коп. - сумму излишне выплаченных ответчику в 2008 году премий. Пояснила, что ранее в исковом заявлении указали сумму в размере 62283 рубля согласно Акту проверки Министерства финансов. Однако финансовый отдел Администрации ЛМР сделал свой расчет, установили, что в Акте была допущена арифметическая ошибка, то есть размер излишне выплаченных премий меньше указанной в данном акте суммы. Расчет они прилагают. Пояснила, что срок давности, установленный ст. 392 ТК РФ не пропущен, так как ответчик узнал о причиненном ущербе из результатов проведенной проверки и представления Министерства финансов об устранении нарушений, поступившего в Администрацию ЛМР Дата обезличена ... финансов проводилась в сентябре-октябре 2009 года. То есть со дня обнаружения причиненного ущерба один год не истек.
Ответчик Анохина Э.И. исковые требования не признала по основаниям, указанным в возражениях. Пояснила, что она не являлась выборным должностным лицом, поэтому на нее не распространяется Положение «О материальном стимулировании лиц, замещающих муниципальные должности МО «ЛМР». Она являлась муниципальным служащим, и премии ей выплачивались как муниципальному служащему. Кроме того полагала, что ущерба от начисления премий в повышенном размере бюджету района причинено не было, так как избранный Глава отсутствовал, фонд оплаты труда Главы не расходовался. Ей за исполнение обязанностей Главы выплачивалась разница в окладе, которая не превышала оклада Главы. Работы, за которые ей была начислена премия в повышенном размере, являлись непредвиденными, особо важными и ответственными.
Представитель ответчика - Шогин М.И., полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, указанным в возражениях. Также пояснил, что поддерживает доводы своего доверителя. В соответствии со ст. 1109 ГК РФ не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата. Работы Анохиной Э.И. были выполнены в полном объеме, то есть речь об ущербе не идет. Кроме того, в Постановлении Пленума ВС РФ № 52 указано, что работодатель имеет право предъявить иск к работнику о взыскании ущерба в течение одного года с момента выплаты сумм. Также указал, что с Анохиной Э.И. не истребовано письменное объяснение, тогда как в соответствие со ст. 247 ТК РФ истребование такого объяснения является обязательным.
В представленных возражениях Шогин М.И. указал, что истцом пропущен срок исковой давности, установленный ст. 392 ТК РФ, данное обстоятельство является основанием для вынесения судом решения об отказе в удовлетворении иска. Премии в 2008 году выплачивались Анохиной на основании Положения, утвержденного Решением Совета ЛМР Номер обезличен от Дата обезличена г. (как муниципальному служащему, а не лицу, замещающему муниципальную должность), в связи с чем правовые основания для удовлетворения требований отсутствуют.
Представитель третьего лица - Совета ЛМР Лорви И.В., действующая на основании доверенности, полагала исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме. Увеличение премий выборному должностному лицу является правом Совета. Полагала, что размер премий Анохиной Э.И., как лицу, исполняющему обязанности Главы ЛМР, должен был увеличивать Совет ЛМР своими решениями в соответствии с Положением № 120 от 27.12.2007 г.
Представитель третьего лица - Министерства финансов РК в судебное заседание не явился, уведомлен о месте и времени проведения судебного заседания надлежащим образом.
Поступил отзыв, в котором указано, что в течение 2008 года и.о. Главы ЛМР Анохиной Э.И. в отдельные периоды премия выплачивалась в размерах, превышающих 25 %. Решения Совета об увеличении размеров премии отсутствуют, при этом распоряжения издавались лично Анохиной Э.И. Таким образом из бюджета района с превышением полномочий, при отсутствии оснований установленных ст.ст. 162, 219 Бюджетного кодекса РФ, произведены расходы в размере 62283 руб. Переплата была вызвана действиями ответчика, в связи с чем у нее возникает обязанность по возмещению денежных средств.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, свидетелей, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании установлено следующее.
Распоряжением Главы ЛМР Номер обезличенл от Дата обезличена года Анохина Э.И. -начальник управления по социальным вопросам назначена с Дата обезличена года и.о. Главы ЛМР л.д.37).
Дата обезличенаг. и.о.Главы ЛМР Анохиной Э.И. вынесено распоряжение Номер обезличенк об исполнении полномочий Главы ЛМР, согласно которому с Дата обезличена года Анохина Э.И. продолжает временно исполнять полномочия Главы ЛМР л.д.38).
Выборы Главы ЛМР состоялись Дата обезличена года, до данной даты Анохина Э.И. исполняла обязанности Главы ЛМР в соответствии с п. 12 ст. 32 Устава ЛМР.
Распоряжениями заместителя Главы Администрации ЛМР НЮ:
- от Дата обезличена года Номер обезличенк и.о. Главы ЛМР Анохиной Э.И. увеличен размер премии за январь и февраль 2008 года на 100% за успешную подготовку и проведение новогодних праздников, подготовку и продление официального визита Главы РК в Лахденпохский район и проведение многочисленных встреч с населением Лахденпохского района с отчетом Администрации о проделанной работе л.д.39);
- от Дата обезличена года Номер обезличенл Анохиной Э.И. увеличен размер премии за март 2008 года на 100% за успешную подготовку и проведение районного хозяйственного актива л.д.40).
И.о. Главы ЛМР Анохиной Э.И. распоряжениями Номер обезличенл от Дата обезличенаг., Номер обезличенл от Дата обезличенаг., Номер обезличенл от Дата обезличенаг., Номер обезличен от Дата обезличенаг., Номер обезличенл от Дата обезличенаг., Номер обезличенл от Дата обезличенаг. л.д.41-46), увеличены размеры премий на 100%, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2008 года по следующим основаниям:
- за апрель, май за проведение мероприятий, направленных на выполнение плана по доходам бюджета Лахденпохского района за апрель 2008 г. и проведением большого количества встреч с населением района, коллективами предприятий, учреждений и организаций района в мае 2008 г. по решению задач социально-экономического развития района;
- за июль 2008 г. за проведение мероприятий, направленных на выполнение плана по доходам бюджета Лахденпохского района за июль 2008 г.;
- за август 2008 года за большой личный вклад в организацию и проведение Престольного праздника г. Лахденпохья;
- за сентябрь 2008 г. за проведение определенных мероприятий, способствовавших своевременному и качественному началу отопительного сезона в районе, в том числе в учреждениях социальной сферы;
- за октябрь 2008 г. за проведение мероприятий, направленных на выполнение плана по доходам бюджета Лахденпохского района за октябрь 2008 г.;
- за ноябрь 2008 г. за проведение мероприятий, направленных на выполнение плана по доходам бюджета Лахденпохского района за ноябрь 2008 г.
Указанные распоряжения подписаны Анохиной Э.И.
Из представленного истцом расчета следует, что за период с февраля по ноябрь 2008 года Анохиной Э.И. были начислены премии сверх установленных 25 % от должностного оклада, в размере 46072 руб. 96 коп., а именно: февраль - 8072,83 руб., март - 4126,75 руб., июнь - 8254,5 руб., июль - 4126,75 руб., август - 4126,75 руб., сентябрь - 3986,5 руб., октябрь - 4126,75 руб., ноябрь - 9252,13 руб. л.д. 4). Судом данный расчет проверен, является верным.
Факт выплаты премий в повышенном размере подтверждается копиями платежных поручений и списками на зачисление на счета «зарплатных» карт л.д.47-86).
Также истцом суду представлена справка, согласно которой среднемесячная заработная плата Анохиной Э.И. за 2008 год составила 46135 руб. 31 коп.
В сентябре-октябре 2009 года, на основании приказа Министерства финансов Республики Карелия от Дата обезличена года Номер обезличен, контрольной группой, назначенной вышеуказанным приказом, проведена проверка отдельных вопросов исполнения бюджетов Лахденпохского муниципального района за 2008 год и текущий период 2009 года.
Согласно акту, составленному по результатам проверки л.д.7-25), в результате проверки установлено, что в течение 2008 года и.о. Главы ЛМР Анохиной Э.И. в отдельные периоды премия выплачивалась в повышенном размере, всего в 2008 году начислено дополнительно премий на сумму 62283 руб. 21 коп.
Дата обезличена г. из Министерства финансов РК на имя Главы ЛМР поступило представление об устранении нарушений, выявленных при проведении проверки отдельных вопросов исполнения бюджета МО «ЛМР».
Дата обезличена года Главой ЛМР вынесено Постановление Номер обезличен об утверждении мероприятий по устранению нарушений по акту проверки. В п. 17 данных мероприятий указано, что в течение 2008 года, в нарушение Положения о материальном стимулировании лиц, замещающих муниципальные должности МО «Лахденпохский муниципальный район», утвержденного решением Совета от Дата обезличена г. Номер обезличен, и.о. Главы Анохиной Э.И. в отдельные периоды премия выплачивалась в размерах, превышающих 25 %. Решения Советов об увеличении размеров премии отсутствуют. При этом распоряжения об увеличении размеров премии издавались заместителем Главы ЛМР и лично и.о. Главы ЛМР Анохиной Э.И. л.д.27-35).
Дата обезличена года Главой ЛМР вынесено распоряжение Номер обезличенл «О внесении излишне выплаченных сумм премий», согласно которому Анохиной Э.И. предложено в срок до Дата обезличена года в добровольном порядке внести в кассу Администрации ЛМР 62283 рубля - сумму излишне выплаченных премий по итогам работы за 2008 год л.д.36).
До настоящего времени Анохина Э.И. данное распоряжение в добровольном порядке не исполнила.
С Дата обезличена года Анохина Э.И. уволена из Администрации ЛМР по п. 2 ст. 81 ТК РФ (сокращение штата работников организации).
Свидетель СЕ в судебном заседании показала, что работает в Администрации ЛМР начальником отдела организационной работы делопроизводства и обеспечения. Премии Анохиной Э.И. выплачивались на основании распоряжений и.о. Главы, как муниципальному служащему в соответствие с Положением о материальном стимулировании муниципальных служащих. Премии увеличивались по её (СЕ) инициативе, она подсказала Анохиной, как это можно сделать. Увеличение производилось, так как увеличилась нагрузка, объем работ, а денежное содержание у Анохиной Э.И. увеличилось незначительно, только на разницу в должностных окладах между должностью заместителя и должностью Главы. Никакие надбавки на данную разницу не начислялись.
Свидетель КМ показала, что работает в Администрации ЛМР заместителем начальника отдела бухгалтерского учета и выплат. Министерство финансов при проведении проверки допустило арифметическую ошибку при подсчетах суммы премий, которые были выплачены Анохиной Э.И. В связи с чем сумма взыскиваемого ущерба уменьшена до 46072 руб. 96 коп. В протокол о разногласиях данное обстоятельство не вошло по их (Администрации ЛМР) ошибке. Фонды оплаты труда Главы ЛМР и оплаты труда муниципальных служащих отдельные (различные коды бюджетной классификации). Анохиной Э.И. денежное содержание в период исполнения обязанностей Главы ЛМР выплачивалось из фонда оплаты муниципальных служащих, как и все начисленные премии. Фонд Главы не использовался. Полагала, что можно было бы отнести за счет фонда Главы, выплачиваемую Анохиной разницу в окладах.
Свидетель БО подтвердила доводы свидетеля КМ о том, что при подсчете суммы выплаченных Анохиной Э.И. премий Министерством финансов была допущена ошибка. Также показала, что при выплате премий Анохиной Э.И. в период исполнения ею обязанностей Главы ЛМР руководствовались Решением Совета № 117, так как она являлась муниципальным служащим. Выплата денежного содержания Анохиной Э.И. производилась из фонда оплаты муниципальных служащих. На разницу в окладах между окладом Главы и окладом заместителя, начисляются все положенные надбавки.
Решением Совета ЛМР XI сессии IV созыва № 117 от 27.12.2007 года (далее по тексту Решение № 117) утверждено Положение «О материальном стимулировании муниципальных служащих муниципального образования «Лахденпохский муниципальный район» л.д.114-117).
В пункте 2 части 1 Положения указано, что премии устанавливаются распоряжениями Председателя Совета и Главой Администрации (представитель нанимателя) муниципального образования ЛМР.
Согласно п. III данного Положения премирование муниципальных служащих производится по результатам работы органов местного самоуправления ЛМР, его структурных подразделений.
Премирование производится за своевременное и качественное исполнение своих должностных обязанностей, разумную инициативу, творчество и применение в работе своевременных форм и методов организации труда. Премирование производится по итогам работы за месяц и год. Начисление премии производится ежемесячно в размере 25 процентов должностного оклада. За выполнение непредвиденных, особо важных и ответственных работ размер премии может быть увеличен.
Решением Совета ЛМР XI сессии IV созыва № 120 от 27.12.2007 года (далее по тексту Решение № 120) утверждено Положение «О материальном стимулировании лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования «Лахденпохский муниципальный район».
В пункте 2 части 1 Положения указано, что премии устанавливаются решениями Совета ЛМР.
Согласно п. III данного Положения начисление премии производится ежемесячно в размере 25 % должностного оклада.
Таким образом, в МО «ЛМР» предусмотрен следующий порядок выплаты премий: премии муниципальным служащим устанавливаются распоряжениями Председателя Совета и Главой Администрации; премии лицам, замещающим муниципальные должности (выборным должностным лицам) устанавливаются Решениями Совета ЛМР.
Статьей 238 ТК РФ установлено, что работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния его имущества.
Статьей 241 ТК РФ предусмотрено, что за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим кодексом или иными федеральными законами.
В силу ст. 247 ТК РФ до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения.
В ст. 219. Бюджетного кодекса РФ указано, что исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, с соблюдением требований настоящего Кодекса. Исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств.
При таких обстоятельствах суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме. С ответчика в пользу истца подлежат взысканию излишне выплаченные ей суммы премий за 2008 год в размере 46072,96 руб. При принятии решения суд учитывает, что размер взыскиваемой суммы не превышает месячной заработной платы ответчика за 2008 год.
На момент выплаты премий Анохина Э.И. исполняла обязанности Главы ЛМР, то есть решения об увеличении размера премий должен был принимать Совет ЛМР, в соответствии с Положением «О материальном стимулировании лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования «ЛМР».
В нарушение данного положения два раза размер премий был увеличен распоряжением заместителя Главы ЛМР НЮ, который не уполномочен на принятие таких решений, пять раз размер премий был увеличен самой Анохиной Э.И., которая также не имела права увеличивать размер премий себе, как исполняющему обязанности Главы.
Доводы ответчика о том, что размер премии увеличен за выполнение непредвиденных, особо важных и ответственных работ проверены. В судебном заседании были исследованы представленные документы (протоколы совещаний, рабочих встреч, материалы собрания хозяйственного актива). По мнению суда, выполнение данных работ относится к должностным обязанностям Главы и начальника управления по социальным вопросам, за что ответчику выплачивались денежное содержание и доплата за разницу в должностных окладах.
Несостоятельными являются доводы ответчика о том, что размер премий ей был увеличен как муниципальному служащему, так как она не замещает должность выборного должностного лица, в связи с чем, по её мнению, Положение, утвержденное Решением Совета № 120, к ней применяться не может.
Из Решений Совета № 120 и № 117 и утвержденных данными Решениями Положений следует, что принцип материального стимулирования в МО «ЛМР» установлен таким образом, чтобы имелась возможность контроля над расходованием бюджетных средств. Начисление исполняющим обязанности Главы Анохиной Э.И. премий самой себе исключает возможность такого контроля, в связи с чем не может быть признано правомерным. Принимать решения об увеличении размера премий исполняющему обязанности Главы должен был Совет ЛМР с учетом сложности, объема выполненной работы. Повышение должно было производиться из фонда оплаты труда Главы.
Необоснованна ссылка представителя ответчика на ст. 1109 Гражданского кодекса РФ. Истец, обосновывая свои доводы, ссылался не на положения данной статьи, а на нормы Трудового кодекса, регламентирующие порядок возмещения ущерба, причиненного работодателю.
Неправомерны доводы ответчика и его представителя о том, что ущерб Администрации ЛМР не причинен, так как фонд оплаты труда Главы не расходовался.
Незаконные выплаты премий в повышенном размере уже свидетельствуют о том, что Администрации ЛМР был причинен ущерб, сумма которого подтверждается бухгалтерскими документами.
Несостоятельна ссылка представителя ответчика на ч. 2 ст. 247 ТК РФ о том, что работодатель не истребовал с работника письменного объяснения для установления причин возникновения ущерба.
Из смысла ст. 247, 248 ТК РФ следует, что истребование письменного объяснения является обязательным для установления размера причиненного ущерба и причины его возникновения в случае если сумма ущерба взыскивается с работника на основании распоряжения работодателя и удерживается из его заработной платы. В рассматриваемом случае работодатель обратился с иском в суд, где обстоятельства возникновения ущерба выяснялись при рассмотрении дела, ответчику было предоставлено право давать пояснения, представлять доказательства в обоснование своих доводов и возражений. То есть, в данном случае получение объяснения не является обязательным.
Необоснованны доводы ответчика и его представителя о том, что пропущен срок исковой давности, что, по их мнению, является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение года со дня обнаружения причиненного ущерба.
Факт причинения ущерба был установлен в сентябре - октябре 2009 года при проведении проверки Министерством финансов РК, таким образом срок давности, установленный ст. 392 ТК РФ, на момент обращения в суд не истек.
Кроме того, Анохина Э.И. исполняла обязанности Главы ЛМР до Дата обезличена года, в связи с чем суд полагает, что до данной даты обращение в суд с иском о взыскании с Анохиной Э.И. денежных средств от имени Администрации ЛМР было маловероятно, учитывая, что подписывает исковые заявления руководитель муниципального образования или подчиненные сотрудники по его указанию.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Взыскать с Анохиной Эльвиры Ивановны в пользу Администрации Лахденпохского муниципального района 46072 (сорок шесть тысяч семьдесят два) рубля 96 коп.
Взыскать с Анохиной Эльвиры Ивановны государственную пошлину в доход бюджета Лахденпохского района Республики Карелия в размере 1582 (одну тысячу пятьсот восемьдесят два) руб. 19 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: А. Б. Каменев
В окончательной форме решение изготовлено 16 июня 2010 г.
Председательствующий: А.Б. Каменев