именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 23 июня 2010 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сутягиной Е.М.,
при секретаре Шиляеве А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Нуйя Людмилы Александровны к ГУ - Отделу Пенсионного фонда РФ в Лахденпохском районе Республики Карелия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,
у с т а н о в и л :
Нуйя Л.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ - Отделу Пенсионного фонда РФ в Лахденпохском районе Республики Карелия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью по следующим основаниям.
20 ноября 2009 года истица обратилась в ГУ -Отдел Пенсионного фонда в Лахденпохском районе РК по поводу назначения досрочной пенсии. Отделом Пенсионного фонда ей было отказано в назначении досрочной пенсии ввиду отсутствия необходимого для назначения досрочной пенсии педагогического стажа. По ее мнению и представленным документам ее стаж составлял 25 лет 02 месяца 06 дней. Однако для назначения пенсии ей не были учтены и включены в стаж периоды работы с 11.11.1986 года по 31.08.1989 года в должности старшей пионерской вожатой Лахденпохской восьмилетней школы и с 03.08.1999 года по 20.08.2000 года - отпуск по уходу за ребенком. Действия Пенсионного фонда истица считает необоснованными, ограничивающими ее пенсионные права, закрепленные Конституцией РФ (ст.19), поэтому просила суд признать ее право на досрочную пенсию, включив спорные периоды в специальный трудовой стаж.
Истица Нуйя Л.А. в судебном заседании заявленное требование поддержала в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям. Пояснила, что с 11.11.1986 года по 31.08.1989 года работала в должности старшей пионерской вожатой Лахденпохской восьмилетней школы, занималась воспитательной работой, координировала работу классных руководителей, пионерской дружины. Каждый классный руководитель с 4 по 8 классы руководил своим пионерским отрядом, в каждом классе был представитель общешкольного совета дружины, с которым она непосредственно работала, совет дружины состоял полностью из школьников. Должности «пионерский вожатый» в школе не было, только «старший пионерский вожатый». Также пояснила, что в указанный период уже имела педагогическое образование - закончила Петрозаводское педагогическое училище. Поэтому полагала, что данный период работы должен быть включен в специальный стаж.
В период с 03.08.1999 года по 20.08.2000 года она находилась в отпуске по уходу за ребенком, ХХ.ХХ.ХХ родился сын НГ Полагает, что данный период также должен быть включен в специальный стаж. Включение указанных периодов в специальный трудовой стаж даст ей право для получения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Представитель ГУ - Отдела Пенсионного фонда РФ в Лахденпохском районе по РК Якшина А.М., действующая на основании доверенности, иск не признала. Пояснила, что при принятии решения ГУ - Отдел Пенсионного фонда РФ в Лахденпохском районе РК, руководствовался подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, в котором такое наименование должности как «старшая пионервожатая», отсутствует.
На основании Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П исчисление продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до 01.01.2002г., может производиться по нормам действовавшего на 31.12.2001г. пенсионного законодательства - Закона РФ от 20.11.1990 г. №340 -1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Статьей 83 названного закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, утверждаются правительством Российской Федерации. Списками, утвержденными на основании названной статьи, должности пионервожатых и старших пионервожатых также не были предусмотрены. Следовательно, работа в указанных должностях, не может быть включена в трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с педагогической деятельностью.
Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 была предусмотрена возможность включения в педагогический стаж работы в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. Нуйя Л.А. работала в должности старшей пионервожатой, которая никогда не предусматривалась ни одним из нормативных актов, регулирующих пенсионное обеспечение педагогических работников. Кроме того, в соответствии с п.4 Положения от 17.12.1959 года №1397, применение указанной льготы было обусловлено наличием у работника не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии. Постановление №1397 не применяется на территории РФ с 01.10.1993 года в связи с принятием Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. №953. По мнению представителя ответчика, 2/3 стажа должно было быть отработано на 01.10.1993г., у истицы на указанную дату было отработано менее необходимого срока.
Кроме того, действующее законодательство не предусматривает включение периода нахождения женщины по уходу за ребенком в стаж работы по специальности, если он имел место после 25.09.1992 года. В связи с тем, что стаж истицы составляет 21 г.3 м.26 дней, просила в иске отказать.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении иска.
В процессе судебного разбирательства установлено, что Нуйя Л.А. с 15.08.1984 года занимается педагогической деятельностью, работая с 15.08.1980г. по 11.11.1986г. - учителем начальных классов, с 11.11.1986 года по 31.08.1989 года - старшей пионерской вожатой Лахденпохской восьмилетней школы, с 01.09.1989 года по настоящее время - учителем начальных классов. С 03.08.1999г. по 20.08.2000г. истица находилась в отпуске по уходу за ребенком. Указанные обстоятельства не оспариваются ответчиком.
30 ноября 2009 года истица обратилась в ГУ Отдел пенсионного фонда РФ в Лахденпохском районе РК с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением комиссии ГУ - Отдел пенсионного фонда РФ в Лахденпохском районе РК в назначении пенсии Нуйя Л.А. было отказано в связи с отсутствием необходимого для назначения пенсии специального стажа вследствие исключения из него периодов работы старшей пионервожатой и отпуска по уходу за ребенком.
Изложенные обстоятельства следуют из заявления истицы, подтверждены соответствующими записями в трудовой книжке и материалами дела об отказе в назначении пенсии.
Согласно копии диплома с. ИТ № 309563 от 22.04.1987г., Нуйя (Жук) Л.А. окончила Петрозаводское педагогическое училище, получив квалификацию «учитель начальных классов, старший пионерский вожатый».
Отказывая во включении периода работы Нуйя Л.А. с 11.11.1986 года по 31.08.1989 года в специальный стаж, ответчик исходил из того, что на момент обращения истицы за назначением пенсии должность старшей пионервожатой не включена в Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Правительства от 29.10.2002г. №781.
Однако суд считает, что оценку пенсионных прав истицы необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463.
Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
В период работы Нуйя Л.А. с 11.11.1986 года по 31.08.1989 года действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в соответствии с п. 2 положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. Позицию представителя ответчика о том, что 2/3 необходимого для назначения пенсии трудового стажа должна была быть у Нуйя на момент утраты законной силы Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, суд полагает несостоятельной, поскольку она не основана на законе.
Таким образом, Нуйя Л.П. имеет право на зачет указанного периода работы с 11.11.1986 года по 31.08.1989 года в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Довод ответчика о невозможности включения данного периода в стаж вследствие несоответствия наименования должности поименованной в Перечне..., из чего им сделан вывод о неподтверждении факта занятия педагогической деятельностью, по мнению суда, не может быть принят во внимание.
Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам, в соответствии с п. 10 ст. 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», назначается в зависимости от вида деятельности.
Буквальное толкование наименования должности - «штатная пионервожатая», позволяет сделать вывод, что это пионервожатая, состоящая в штате учреждения.
Мнение представителя ответчика о том, что поскольку в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 указана должность «штатного пионервожатого», данную формулировку нужно понимать буквально и не распространять на «старшего пионервожатого», суду представляется необоснованной.
Анализ законодательства, регулировавшего вопросы оплаты труда пионервожатых, свидетельствует, что старшие пионервожатые были отнесены к категории педагогических работников. (Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 24.12.1976 N 1057; Приказ Минпроса СССР от 05.01.1977 N 2 в приложении 5 которого, среди наименований должностей, время работы на которых засчитывается в стаж педагогической работы, указаны старшие пионервожатые; Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 12.04.1984 N 318 об оплате труда педагогических работников, в состав которых включены старшие пионервожатые; Приказ Минпроса СССР от 31.12.1986 N 264 (п.7) о сохранении в штатах общеобразовательных школ должностей старших пионервожатых; и т.п.). В соответствии с Приложением 1 к письму Минобрнауки РФ №АФ-947, профсоюза работников народного образования и науки РФ № 96 от 26.10.2004г., в перечень учреждений, организаций и должностей, время работы в которых засчитывается в педагогический стаж работников образования, входит должность «старшие пионервожатые (пионервожатые)».
На основании изложенного суд приходит к выводу, что в период с 11.11.1986 года по 31.08.1989 года - 2 года 9 мес. 21 день, Нуйя Л.А. занималась педагогической деятельностью. Указанный период подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости истице как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Требования истицы о включении в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет с 03.08.1999 года по 20.08.2000 года необоснованно по следующим основаниям.
Согласно ст. 167 КЗоТ РФ (в ред. Федерального Закона РФ № 3543-1 от 25.09.1992, введенной в действие с 06.10.92) отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).
В соответствии с п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Таким образом, оснований для включения периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет с 03.08.1999 года по 20.08.2000 года не имеется.
Согласно п. 10 ст. 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
25-летний стаж, необходимый для назначения пенсии на указанных условиях, не выработан и составляет на 23 июня 2010 года менее 25 лет.
Поэтому требование об обязании ответчика назначить Нуйя Л.А. досрочную трудовую пенсию удовлетворению не подлежит.
В соответствии с положениями ч.1 ст.98 ГПК РФ в случае частичного удовлетворения иска, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Поскольку Налоговым Кодексом РФ не предусмотрено оснований для освобождения ответчика от уплаты госпошлины, взысканию с ответчика в пользу истца подлежит 100 рублей.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить частично.
Обязать ГУ- Отдел Пенсионного фонда РФ в Лахденпохском районе Республики Карелия включить в стаж работы Нуйя Людмилы Александровны, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, период работы в должности старшей пионерской вожатой Лахденпохской восьмилетней школы с 11.11.1986г. по 31.08.1989 года.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с ГУ - Отдел Пенсионного фонда РФ в Лахденпохском районе Республики Карелия в пользу Нуйя Людмилы Александровны 100 (сто) рублей в возврат уплаченной госпошлины.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Е.М.Сутягина
Решение суда в окончательной форме изготовлено 28 июня 2010 года.
Судья: Е.М.Сутягина