именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 21 декабря 2010 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
в составе судьи Гонтарь Л.В.,
при секретаре Шиляеве А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ржеуцкого Сергея Станиславовича к ГУ - Отдел Пенсионного фонда РФ в Лахденпохском районе Республики Карелия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,
у с т а н о в и л :
Ржеуцкий С.С. обратилсяв суд с исковым заявлением к ГУ - Отдел Пенсионного фонда РФ в Лахденпохском районе Республики Карелия о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной пенсии.
В обоснование иска указал, что стаж его педагогической деятельности составляет более 18 лет, кроме того, считает, что в педагогический стаж необходимо включить периоды комсомольской и партийной работы, которые следовали и предшествовали педагогической деятельности, а именно: с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ - работа в должности заведующего отдела комсомольских организаций Лахденпохского райкома ВЛКСМ, с ХХ.ХХ.ХХ -ХХ.ХХ.ХХ - 2 секретаря, заведующего отдела пропаганды и культурно-массовой работы Лахденпохского РК ВЛКСМ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ - инструктора идеологического отдела РК КПСС, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ - консультанта по идеологическим вопросам, всего - 6 лет 28 дней. В связи с чем, стаж его педагогической деятельности составит более 25 лет, что дает ему право на назначение досрочной пенсии по старости. Однако, при обращении за назначением пенсии, ему было в этом отказано, поскольку периоды комсомольской и партийной работы не включены в стаж работы в связи с педагогической деятельностью.
Истец просил признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости с ХХ.ХХ.ХХ, включив спорные периоды комсомольской и партийной работы в специальный стаж.
В судебном заседании Ржеуцкий С.С. требование поддержал в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ГУ - Отдел Пенсионного фонда РФ в Лахденпохском районе, Я., действующая на основании доверенности, иск не признала. Пояснила, что истцу законно было отказано в назначении пенсии по старости по тем основаниям, что он не имеет необходимого стажа работы. В льготный стаж не могут быть включены периоды комсомольской и партийной работы. При принятии решения ГУ - Отдел Пенсионного фонда РФ в Лахденпохском районе РК, руководствовался подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, который не предусматривает работу в райкоме ВЛКСМ и райкоме КПСС. Также поддержала позицию ответчика, изложенную в отзыве по иску. Согласно отзыву, на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П исчисление продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до 01.01.2002г., может производиться по нормам действовавшего на 31.12.2001г. пенсионного законодательства - Закона РФ от 20.11.1990 г. №340 -1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Статьей 83 названного закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, утверждаются правительством Российской Федерации. Списками, утвержденными на основании названной статьи, работа в райкоме ВЛКСМ и райкоме КПСС также не была предусмотрена. Следовательно, работа в указанных должностях, не может быть включена в трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с педагогической деятельностью.
Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 была предусмотрена возможность включения в педагогический стаж ответственной работы в партийных и комсомольских органах, применение указанной льготы было обусловлено наличием у работника не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии. Постановление №1397 не применяется на территории РФ с 01.10.1993 года в связи с принятием Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. №953. По мнению представителя ответчика, 2/3 стажа должно было быть отработано на 01.10.1993г., у истца на указанную дату было отработано менее необходимого срока.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении иска.
В соответствии со ст.28 п.1п.п10 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как следует из записей в трудовой книжке, истец с ХХ.ХХ.ХХ был принят на должность учителя математики Л. очно-заочной школы. ХХ.ХХ.ХХ уволен в связи с переводом в Лахденпохский РК ВЛКСМ.
ХХ.ХХ.ХХ(уточнено судом, что с ХХ.ХХ.ХХ, поскольку последний день работы не может быть первым рабочим днем) утвержден заведующим отделом комсомольских организаций Лахденпохского райкома ВЛКСМ. С ХХ.ХХ.ХХ избран вторым секретарем, заведующим отделом пропаганды и культурно-массовой работы Лахденпохского РК ВЛКСМ. Далее, с ХХ.ХХ.ХХ, переведен инструктором идеологического отдела в Лахденпохский РК КПСС, где с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ работал консультантом по идеологическим вопросам. Всего стаж его работы на указанных комсомольских и партийных должностях составил 6 лет 28 дней.
Отказывая во включении в специальный стаж Ржеуцкому С.С. периодов работы в комсомольских и партийных органах, ответчик исходил из того, что на момент обращения истца за назначением пенсии работа в райкоме ВЛКСМ и райкоме КПСС не включена в Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей, дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Правительства от 29.10.2002г. №781.
Однако суд считает, что оценку пенсионных прав истца необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Постановлением от 29.01.2004 г. № 2-п Конституционный Суд РФ установил, что нормы Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по своему конституционно- правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).
В связи с этим, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ могут применяться положения Постановления КС РФ от 29.01.2004 № 2-п, определяющие возможность исчисления указанного стажа по нормам, действовавшего до 01.01.2002 г. законодательства, независимо от того, выработал ли гражданин до дня изменения правового регулирования данный стаж полностью или частично.
Это означает, что исчисление периодов до 01.01.2002 г., засчитываемых в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, может производиться с учетом правил и норм Закона от 20.11.1990 г. № 340-1 (ст.ст.93 и 94 гл.V1) и иных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж до указанной даты. Продолжительность стажа работы, а также то обстоятельство, в какой период времени до 01.01.2002 г. протекала такая работа, значения не имеют.
Согласно действовавшему в спорный период времени Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (утратило силу на территории РФ в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953) учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию (п.1 п.п. «а», «г» п.4 Положения).
Кроме того, согласно п.109 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 г. № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (фактически утратившему силу на территории РФ в связи с принятием Закона РСФСР от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации») работа на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах, в том числе в политотделах и политуправлениях, засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах, при условии, что перерыв между работой в партийных и комсомольских органах и работой, следующей за ней, не превышает трех месяцев и если работа в партийных и комсомольских органах непосредственно предшествовала или за ней непосредственно следовала работа, дающая право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
В соответствии с п. 1 Порядка зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных Силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях («Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утв. Приказом Минпроса СССР от 16.05.1985 г. № 94, с учетом дополнений и изменений, внесенных Приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 08.06.1990 г. № 400, извлечения в части вопросов, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации) учителям, преподавателям, воспитателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается без каких-либо условий и ограничений время освобожденной партийной и комсомольской работы в партийных и комсомольских органах на ответственных должностях: секретаря, заведующего, заместителя заведующего отделом, сектором, архивом, инструктора, лектора, пропагандиста крайкома, обкома, горкома, райкома КПСС или ВЛКСМ, заведующего парткабинетом, кабинетом политпросвещения или партийной организации предприятия, учреждения или организации, научного работника партийного архива и др., а также освобожденного выборного работника первичной партийной или комсомольской организации, получавшего заработную плату за счет бюджета партийных или комсомольских органов; в должности заведующего библиотекой горкома или райкома партии в период с 1952 по 1956 г.
На момент обращения за трудовой пенсией (на ХХ.ХХ.ХХ) стаж истца составил 18л.11мес.04дн., что превышает 2/3 от 25 лет требуемого педагогического стажа для назначения пенсии. Перерыв в работе, следующей за работой в комсомольских и партийных органах, не превышает трех месяцев.
Таким образом, механизм зачета указанного стажа, предусмотренный п.4 Положения от 17.12.1959 г. № 1397, соблюден. Соблюдены и условия, указанные в п.109 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 г. № 590 требующие непосредственно предшествовать и непосредственно следовать работе, дающей право на пенсию на льготных условиях.
В связи с чем, в стаж работы Ржеуцкого С.С. необходимо включить периоды работы в комсомольских и партийных органах - 6 лет 28 дней.
Таким образом, стаж работы истца составит - (18л.11мес.04 дн. + 6л. 28 дн.) 25 лет 2 дня, что дает ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
На основании ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсии назначаются и выплачиваются со дня обращения за пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления.
Следовательно, истец имеет право на получение пенсии по старости с момента обращения, с ХХ.ХХ.ХХ.
Доводы представителя ответчика являются несостоятельными. Названные положения Конституции Российской Федерации и Постановления Конституционного Суда РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенным в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательство право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Ржеуцкого Сергея Станиславовича удовлетворить.
Обязать Государственное Учреждение - Отдел пенсионного фонда в Лахденпохском районе Республики Карелия включить в стаж работы Ржеуцкого Сергея Станиславовича, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, периоды работы: заведующим отделом комсомольских организаций Лахденпохского райкома ВЛКСМ, вторым секретарем, заведующим отделом пропаганды и культурно-массовой работы Лахденпохского РК ВЛКСМ, инструктором идеологического отдела и консультантом по идеологическим вопросам в Лахденпохском РК КПСС - с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ - 6 лет 28 дней.
Обязать ГУ - Отдел Пенсионного фонда в Лахденпохском районе Республики Карелия назначить Ржеуцкому С.С. трудовую пенсию по старости досрочно с ХХ.ХХ.ХХ года.
Взыскать с ГУ - Отдел Пенсионного фонда в Лахденпохском районе Республики Карелия в пользу Ржеуцкого Сергея Станиславовича государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Л.В.Гонтарь
Решение суда в окончательной форме изготовлено 27 декабря 2010 года.
Судья: Л.В.Гонтарь
Решение вступило в законную силу.