о перерасчете базовой части трудовой пенсии



Дело №Решение

именем Российской Федерации

г. Лахденпохья 13 апреля 2011 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сутягиной Е.М., при секретаре Шиляеве А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Мартынова Константина Константиновича к

ГУ - Отдел Пенсионного фонда в Лахденпохском районе РК о перерасчете базовой части трудовой пенсии,

у с т а н о в и л :

Мартынов К.К. обратился в суд с иском к ГУ - Отдел Пенсионного фонда в Лахденпохском районе РК о перерасчете базовой части трудовой пенсии.

Заявление обосновал тем, что в период с 1982 года он работал машинистом в локомотивном депо Ленинград-Финляндское. В 1989 году истец в течение десяти дней находился в служебной командировке в районе Крайнего Севера- городе Кемь Республики Карелия, откуда перегонял локомотив.

При обращении к ответчику о назначении пенсии, получил отказ в установлении ее базовой части с учетом командировки в район Крайнего Севера в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт нахождения его в командировке. В связи с тем, что необходимые для перерасчета пенсии документы не сохранились, просил суд обязать ответчика произвести перерасчет базовой части пенсии в связи с нахождением его в командировке в районе Крайнего Севера.

В судебном заседании истец Мартынов К.К. иск поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснил, что в командировку примерно в марте-апреле 1989 года он был направлен вместе с помощником машиниста Андреевым. В Кеми они жили в комнате локомотивных бригад в депо, ждал приезда локомотива из г. Апатиты, после его прибытия перегнал его в Элисенваара. Всего командировка заняла около 10 дней. В этот период он на больничном не находился, из командировки не отзывался. В тот период вместе с ним в депо работали машинистами ЗА и БВ. Они могут подтвердить факт нахождения в командировке, поскольку командировочные задания давались на планерных заседаниях, все машинисты присутствовали на них.

Представитель ответчика- ГУ Отдел пенсионного фонда РФ в Лахденпохском районе РК Якшина А.И. иск не признала по мотивам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Кроме того, пояснила, что истец в письменном виде о перерасчете базовой части пенсии не обращался, имеющийся в деле ответ Отдела Пенсионного фонда, был дан на его устное обращение. Обращение по данному вопросу должно быть письменным и к нему должны быть приложены документы, подтверждающие факт нахождения заявителя в командировке в районе Крайнего Севере, таковых представлено не было.

Согласно поступившему от ответчика отзыву на исковое заявление, в соответствии с действующим пенсионным законодательством, в случае, если работник был командирован для выполнения возложенных на него трудовым договором обязанностей в другую организацию, расположенную в районах Крайнего Севера, то период командировки, независимо от ее продолжительности, может быть зачтен в стаж работы в районах Крайнего Севера. Период нахождения в командировке должен быть подтвержден документально компетентными органами. Сведения, содержащиеся в документе, должны в полном объеме отражать информацию о факте, который они подтверждают. Однако истцом такие документы не представлены.

Выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей ЗА и БВ, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления.

В процессе судебного разбирательства установлено, что Мартынов К.К., 1960 года рождения, является получателем трудовой пенсии по старости с 15.07.2010 года (л.д.18).

Как следует из записей в трудовой книжке, в период с 07.12.1982 года Мартынов К.К. работает в Ленинград- Финляндском локомотивном депо помощником машиниста, с 24.06.1985г.- машинистом тепловоза, продолжает работу в указанной организации по настоящее время (л.д.4-14).

Изложенные обстоятельства не оспариваются ответчиком.

Из объяснений истца следует, что в период его работы в должности машиниста, он в марте-апреле 1989 года примерно на 10 дней был командирован в г. Кемь для принятия и транспортировки локомотива в п. Элисенваара.

Согласно п.4.2 ст. ст.14 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в ред. Федерального Закона от 01.12.2007 года №312-ФЗ) лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 4444,60 руб. ( с 01.02.2011г.).

Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления размера базовой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Таким образом, законодателем установлено, что лицам, имеющим смешанный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, стаж работы для исчисления повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости исчисляется как в отношении лиц, работавших в районах Крайнего Севера.

При этом период работы в районах Крайнего Севера данной нормой не установлен.

Юридически значимым обстоятельством для исчисления повышенного размера базовой части пенсии как для лиц, работавших в районах Крайнего Севера, в данном случае, является осуществление гражданином обязанностей в рамках трудовых отношений в особых климатических условиях - местности, находящейся в районе Крайнего Севера, в независимости от продолжительности осуществления таких обязанностей в данной местности.

В силу ст.166 ТК РФ служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Таким образом, исполнение работником, осуществлявшим свою деятельность в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, служебного поручения в рамках трудовых отношений в период командировки в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, является основанием для определения стажа работы с целью установления базовой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере, как лицу, работавшему в районах Крайнего Севера.

Кемский район Республики Карелия отнесен к районам Крайнего Севера в соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях.

25.06.2010г., на устное обращение Мартынова К.К. ГУ Отдел Пенсионного фонда РФ в Лахденпохском районе РК разъяснил истцу, что в случае невозможности предоставления им документов подтверждающих его нахождение в командировке в районе Крайнего Севера, он может обратиться в суд с соответствующим заявлением (л.д.15-17). При таких обстоятельствах суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что Мартынов не обращался к ответчику по спорному вопросу. Согласно положений ст. 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», обращение может быть изложено и в устной форме. В данном случае на устное обращение гражданина им был получен официальный ответ.

Согласно справке Локомотивного депо Санкт-Петербург-Финляндский от 08.07.2010г., в указанной организации приказы о командировании хранятся 3 года, после чего подлежат уничтожению, в связи с чем подтвердить факт командирования в 1989 году Мартынова К.К. в г. Кемь не представилось возможным (л.д.19).

Вместе с тем, факт его нахождения в командировке в г. Кемь в 1989 году подтверждается совокупностью исследованных доказательств.

Как указали в судебном заседании свидетели ЗА и БВ, они вместе с истцом работали в локомотивном депо машинистами. Истец со своим помощником весной 1989 года был командирован в г. Кемь примерно на две недели, перегонял оттуда локомотив. О командировках объявляли на планерках, коллектив небольшой, поэтому свидетели запомнили факт указанной поездки истца.

У суда не имеется оснований не доверять показаниям свидетелей, показания ими даны после предупреждения об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, свидетели являются незаинтересованными лицами, подтвердили трудовые отношения с локомотивным депо Ленинград-Финляндское.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ истец, как сторона по делу, вправе ссылаться на любые доказательства в обоснование своих требований, отвечающие требованиям главы 6 ГПК РФ о допустимости, достоверности и относимости доказательств.

Согласно п.1 ст.55 ГПК РФ свидетельские показания являются одним из видов доказательств по делу.

Поскольку данные доказательства не противоречат правовым принципам, а также учитывая, что для данной категории гражданских дел не предусмотрено ограничений в средствах доказывания обстоятельств, на которые ссылаются стороны, у суда не имеется оснований не доверять показаниям свидетелей.

По мнению суда, приведенные доказательства, с достоверностью подтверждают объяснения истца относительно нахождения его в командировке в районе Крайнего Севера.

При таких обстоятельствах, суд находит доказанным, что истец в 1989 году находился в командировке в г. Кемь, являющимся районом Крайнего Севера.

Учитывая установление факта нахождения истца в командировке в 1989г. в районе Крайнего Севера, он, на основании Федерального закона от 01.12.2007г. № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ», Мартынов К.К. имел право на установление повышенного размера базовой части трудовой пенсии в связи с работой в районе Крайнего Севера на момент обращения с заявлением к ответчику.

Принимая во внимание, что перерасчет трудовой пенсии обусловлен наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права, и Мартынов К.К. выразил на это свою волю в установленном порядке до назначения пенсии, суд считает, что перерасчет пенсии, согласно ст. 20 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», должен быть произведен с момента назначения пенсии.

В силу ч. 4 ст. 20 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) рассматривается не позднее чем через 5 дней со дня приема этого заявления, поэтому суд считает необходимым установить тот же срок для исполнения решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд

решил:

Иск удовлетворить.

Обязать ГУ Отдел пенсионного фонда РФ в Лахденпохском районе РК с момента назначения пенсии по старости произвести перерасчет базовой части трудовой пенсии Мартынова Константина Константиновича в связи с его нахождением в служебной командировке в 1989 году в районе Крайнего Севера.

Решение в части, обязывающей ответчика совершить указанные действия, должно быть исполнено в пятидневный срок со дня вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Е.М.Сутягина