Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Республика Карелия г. Лахденпохья 02 февраля 2011 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Ушанове Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Москвиной Елены Николаевны, поданное в ее интересах Вершининым Игорем Владимировичем, на бездействие администрации Лахденпохского муниципального района,
у с т а н о в и л:
Вершинин И.В., действующий в интересах Москвиной Е.Н., обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации Лахденпохского муниципального района (далее по тексту АЛМР) незаконным.
Заявление мотивировано тем, что 06 сентября 2010 года заявительница обратилась в администрацию района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка под ИЖС, расположенного по адресу: обезличен, общей площадью обезличен кв.м, с кадастровым номером обезличен, к заявлению были приложены землеустроительные документы и кадастровый паспорт земельного участка. Земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет 19.10.2009 года за счет денежных средств Москвиной Е.Н.
22.10.2010 года от АЛМР поступило письмо, которым сообщено о перспективе проведения аукциона по продаже земельного участка либо продаже права аренды испрашиваемого земельного участка. Такое решение АЛМР мотивировано наличием возражений на публикацию, поступивших от другого заинтересованного лица 27.02.2008 года.
Заявитель указывает, что несмотря на намерение АЛМР провести аукцион по продаже права аренды земельного участка, испрашиваемого Москвиной Е.Н. земельного участка, само решение о проведении аукциона, а также действия по его проведению АЛМР не выполнены. Невыполнение АЛМР требований ст. 30.1 и 38.1 ЗК РФ, то есть бездействие АЛМР, в результате которых созданы препятствия в осуществлении права Москвиной Е.Н., привело к нарушению права заявителя на получение в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Заявитель просит суд признать незаконным бездействие АЛМР, выразившееся в непринятии решения о проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка под ИЖС, расположенного по адресу: обезличен, площадью обезличен кв.м. с кадастровым номером обезличен, а также в не проведении аукциона в порядке, предусмотренном ст. 38.1 ЗК РФ, и обязать АЛМР устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод Москвиной Е.Н. путем принятия решения о проведении аукциона по продаже права аренды вышеуказанного земельного участка под ИЖС, а также путем проведения аукциона по продаже права аренды земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 38.1 ЗК РФ.
Истица, надлежащим образом, уведомленная о дате и времени рассмотрения дела в судебном заседании отсутствовала.
Представитель Москвиной Е.Н, по доверенности, Вершинин И.В. заявление поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении, и в дополнении пояснил, что аукцион должен быть проведен в течение 2-х месяцев, при этом Москвина Е.Н. готова оплатить услуги по оценке земельного участка. Бездействием АЛМР нарушены права Москвиной Е.Н., так как она не может получить земельный участок в аренду. О том, что права Москвиной Е.Н. нарушены, она узнала 22.10.2010 года, то есть после получения письма из АЛМР о намерении провести аукцион по продаже права аренды земельного участка, в связи с поступлением заявления другого заинтересованного лица на публикацию заявления Москвиной Е.Н. о предоставлении права аренды земельного участка. Кроме того, представитель заявителя указал, что в случае оплаты Москвиной Е.Н. услуг по оценке земельного участка, необходимо предусмотреть порядок возмещения оплаченной суммы.
Представитель администрации Лахденпохского муниципального района Медведева О.В., действующая на основании доверенности, заявление признала частично, пояснив, что АЛМР готова провести аукцион, о чем Москвиной Е.Н. 22.10.2010 года сообщено в письменном виде. Испрашиваемый земельный участок сформирован, все необходимые работы проведены. Однако, для организации аукциона необходима оценка земельного участка, Услуги по оценке платные, что не позволяет АЛМР провести процедуру, предусмотренную ст. 38.1 ЗК РФ, так как на эти цели отсутствуют денежные средства. Указала, что при формировании бюджета Лахденпохского муниципального района вопрос о необходимости планирования денежных средств на эти цели, ставился, однако были ли фактически предусмотрены денежные средства на оценку земельных участков для проведения аукционов, пояснить не могла. Кроме того, представитель АЛМР в судебном заседании пояснила, что сроки проведения аукциона необходимо установить с даты оплаты услуг по оценке земельного участка.
Директор МУ «Комитет по земельным и имущественным отношениям» Т. в судебном заседании пояснила, что непринятием мер по проведению аукциона действительно нарушено право заявителя на получение права аренды земельного участка. Однако, для проведения аукциона требуется время, в том числе 1,5 месяца на подготовительный период, включая выезд для осмотра и оценку земельного участка, а также 30 дней для публикации извещения о проведении аукциона. При этом, участок сформирован и готов для проведения аукциона.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении заявления.
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В судебном заседании установлено, что 06 сентября 2010 года Москвина Е.Н. обратилась в администрацию района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка под ИЖС, расположенного по адресу: обезличен, общей площадью обезличен кв.м, с кадастровым номером обезличен, к заявлению были приложены землеустроительные документы и кадастровый паспорт земельного участка. Земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет 19.10.2009 года.
22.10.2010 года на вышеуказанное заявление Москвиной Е.Н. АЛМР был дан ответ (исх. № 7998) о невозможности рассмотрения заявления от 06.09.2010 года по существу в связи с тем, что на аналогичное заявление Москвиной Е.Н. от 15.11.2007 года № 1910, опубликованное в газете «Призыв» № 5 от 30.01.2008 года поступило возражение (вх. № 416 от 27.02.2008 года). Поэтому предоставление испрашиваемого земельного участка будет осуществляться на аукционе. Администрация разместит информацию в районной газете «Призыв» о дате и времени проведения аукциона по продаже земельного участка либо по продаже права аренды земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
Факт поступления заявления от иного лица на тот же земельный участок, что испрашивает Москвина Е.Н., не оспаривается сторонами и подтверждается материалами дела.
В судебном заседании установлено, что до настоящего времени АЛМР не приняты меры по организации и проведению аукциона.
Согласно ч.1 ст.28 и ч.1 ст.29 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, предоставляются гражданам в аренду на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
В силу ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
Согласно ст. 30.1 ЗК РФ в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, главой муниципального образования.
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также права на заключение договоров аренды регламентирован ст. 38.1 Земельного кодекса РФ.
Из указанных норм с очевидностью следует, что в случае поступления заявления о предоставлении того же земельного участка либо возражений в течение месяца со дня публикации сообщения о приеме заявления о предоставлении такого земельного участка в аренду, проводится аукцион.
Представитель АЛМР не оспаривая необходимость проведения аукциона, указала, что для проведения аукциона необходима оценка земельного участка, однако в бюджете района отсутствуют денежные средства на эти цели. Полагала, что срок проведения аукциона должен быть определен с момента оплаты услуг по оценке земельного участка.
Как следует из объяснений сторон и подтверждается материалами дела спорный земельный участок сформирован и готов для проведения аукциона. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, относится к землям населенных пунктов, определено его разрешенное использование - под индивидуальное жилищное строительство, а также дано заключение о пригодности земельного участка под индивидуальное жилищное строительство (л.д. 6-11).
При принятии решения по настоящему заявлению суд исходит из того, что длительным непринятием мер по организации и проведению аукциона нарушено право заявителя, поскольку заявитель в течение длительного времени лишена возможности претендовать на право на заключение договора аренды земельного участка.
Срок обращения с заявлением, по мнению суда не пропущен, поскольку о нарушенном праве заявитель узнала не ранее поступления в ее адрес сообщения о предоставлении земельного участка на аукционе, то есть 22.10.2010 года.
Частью 7 ст. 38.1 ЗК РФ установлено, что начальная цена предмета аукциона (начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Таким образом, оценка земельного участка является необходимой для проведения аукциона. Однако, суд приходит к выводу о том, что отсутствие денежных средств у АЛМР на оплату услуг оценщика, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Так, представителем АЛМР в судебное заседание не представлено доказательств отсутствия денежных средств, необходимых для оценки земельного участка, а также не представлено доказательств принятия каких-либо мер по изысканию денежных средств для этих целей.
По мнению суда, довод представителя АЛМР о том, что срок исполнения решения должен быть установлен с даты оплаты услуг оценщика, не основан на законе.
Довод представителя заявителя о том, что в случае оплаты услуг оценщика заявителем, между АЛМР и Москвиной Е.Н. должен быть предусмотрен порядок возмещения денежных средств, суд при рассмотрении настоящего заявления не оценивает, как не имеющий отношения к предмету настоящего разбирательства.
Кроме того, суд находит излишним требование заявителя в части устранения допущенного нарушения путем принятия АЛМР решения о проведении аукциона.
Так, фактически письмом от 22.10.2010 года АЛМР уведомила Москвину Е.Н. о том, что предоставление земельного участка будет осуществляться на аукционе.
Довод представителя заявителя о том, что указанное письмо не может являться решением, поскольку в нем не указаны сроки проведения аукциона, дата и время его проведения, по мнению суда не обоснован, поскольку согласно положениям ст. 38.1 ЗК РФ время, место, порядок проведения аукциона, форма и сроки подачи заявок устанавливается организатором аукциона после определения начальной цены земельного участка. При этом, каких-либо требований к оформлению указанного решения законом не установлено.
Кроме того, применительно к положениям ст. 30.1 ЗК РФ решение о проведении аукциона принимается в том случае, когда необходим выбор между публикацией сообщения о приеме заявления о предоставлении земельного участка в аренду и проведением аукциона.
В рассматриваемой ситуации, учитывая особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства, установленные вышеуказанной нормой, в связи с тем, что на публикацию о приеме заявления Москвиной Е.Н., на тот же земельный участок поступили возражения от К. то на АЛМР лежит обязанность по проведению аукциона, установленная безальтернативно абзацем 4 ч. 3 ст. 30.1 ЗК РФ.
21.01.2011 года между АЛМР и МУ «Комитет по земельным и имущественным отношениям» заключен договор о передаче функций АЛМР. В соответствии с пунктом 5 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 года № 808 при продаже находящихся в муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков функции организатора торгов определяются органом местного самоуправления.
По мнению суда, препятствие, возникшее у Москвиной Е.Н. к осуществлению ее прав, должно быть устранено органом, допустившим нарушение, то есть администрацией Лахденпохского муниципального района.
На основании изложенного, суд полагает заявление Москвиной Е.Н. обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Суд приходит к выводу об установлении трехмесячного срока для исполнения решения. Определяя указанный срок, суд исходит из характера предстоящих действий, в том числе необходимости проведения оценки земельного участка, включая его осмотр, извещения о проведении аукционе не менее, чем за 30 дней.
В соответствии с п. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Лахденпохского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по проведению аукциона по продаже права аренды земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, с кадастровым номером обезличен
Обязать Администрацию Лахденпохского муниципального района, в трехмесячный срок с даты вступления решения в законную силу, провести аукцион по продаже права аренды земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: обезличен, площадью обезличен кв.м. с кадастровым номером обезличен в порядке предусмотренном ст. 38.1 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Взыскать с Администрации Лахденпохского муниципального района в пользу Москвиной Елены Николаевны 200 (двести) рублей 00 копеек судебных расходов в виде государственной пошлины, оплаченной истцом при подаче заявления.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение десяти дней через Лахденпохский районный суд.
Мотивированное решение составлено 07.02.2011 года.
Судья: И.В.Жданкина