Исковое заявление о признании незаконным решение комиссии УПФ РФ в Лаганском районе, включении в льготный стаж периодов работы и о досрочном назначении пенсии по старости, в связи с тяжелыми условиями труда)



Дело №2-163/2012г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2012 года г.Лагань Республики Калмыкия

Лаганский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Оконова В.Э.,

при секретаре Манжеевой Н.В.,

с участием истца ФИО12

представителя истца –адвоката             Бамбушева Ц.М.,

представителя ответчика Нюрюповой Б.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО16 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лаганском районе Республики Калмыкия о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда,

установил:

К.-Б. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лаганском районе Республики Калмыкия (далее – пенсионный орган) об обязании их включить в специальный стаж 16 лет 8 дн. в качестве дизелиста, помощника бурильщика и бурильщика для назначения льготной пенсии по старости по Списку № 2, и назначить пенсию с 13 марта 2012 года, мотивируя следующим.

Он работал в Каспийской нефтегазоразведочной экспедиции дизелистом буровых установок с 25 июля 1977 года по 09 марта 1983 года, помощником бурильщика с 10 октября 1983 года по 15 августа 1985 года, бурильщиком эксплуатационного и разведочного бурения с 16 августа 1985 года по 20 марта 1991 года, в Кооперативно-арнедном предприятии «КАПСС» бурильщиком эксплуатационного и разведочного бурения с 19 марта 1991 года по 03 октября 1991 года, в Каспийском нефтеразведочной экспедиции бурильщиком с 02 октября 1991 года по 18 июня 1993 года. Однако пенсионный орган в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда отказал в связи с тем, что у него отсутствует требуемый специальный стаж 12 лет 6 мес. Считает действия ответчика незаконными и просит обязать его включить оспариваемые периоды его работы в специальный льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по возрасту, и назначить пенсию со дня обращения в пенсионный орган.

В судебном заседании истец К.-Б. полностью поддержал заявленые требования и просил их удовлетворить. Он пояснил, что из льготного стажа были исключены периоды его работы в Каспийской нефтегазоразведочной экспедиции, поскольку предоставить справку о его занятости в течение полного рабочего дня в указанных должностях в данной организации он не смог ввиду ее ликвидации. Кроме того, просит взыскать с пенсионного органа уплаченную государственную пошлину в размере 200,00 рублей и расходы по оплате услуг представителя в размере 7 000,00 рублей.

Представитель истца - адвокат Бамбушев Ц.М. поддержал исковые требования истца полностью и просил их удовлетворить. Считает, что льготный стаж истца составляет 22 года 4 месяца, что дает ему право на досрочное пенсионное обеспечение по списку № 2 с уменьшением пенсионного возраста.

Представитель ответчика – пенсионного органа Нюрюпова Б.Р. иск не признала и пояснила, что для определения права работника на льготное пенсионное обеспечение необходимо определить ряд условий, в частности, необходимо установить производство, к которому относится выполняемая работа; необходимо подтверждение занятости конкретного лица в определенном структурном подразделении предприятия или производства (в цехе, на участке, в отделении); установление соответствия наименования профессии (должности) работника, предусмотренной Списками; подтверждение занятости в течение полного рабочего дня на определенных работах (определенным способом, с определенными вещами, на определенном оборудовании и т.д.). Считает, что оснований для признания незаконным оспариваемого решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав по отказу в назначении истцу в досрочном назначении пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда не имеется, поэтому просит отказать в удовлетворении настоящего иска.

Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования К.-Б. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Согласно ст. 27 этого федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10 утверждены Списки N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных, условиях.

Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N537 подтверждено действие на территории Российской Федерации указанных выше Списков.

Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (с изменениями от 23 июля, 9 августа, 2 октября 1991 г.) предусмотрены должности дизелиста, помощника бурильщика и бурильщика.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27-28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативно- правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.     

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

К.-Б. по достижении 55 лет и наличия страхового стажа более 25 лет обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями 13 марта 2012 года, о чем свидетельствует его заявление в пенсионный орган, зарегистрированное под № 191 от 13 марта 2012 года.

    Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от <дата изъята> <№> в назначении указанной пенсии ему отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа 12 лет 6 месяцев.

    Вместе с тем суд полагает, что истец К.-Б. имеет льготный трудовой стаж, на которой он фактически был занят полный рабочий день в названных должностях, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, что подтверждается следующими доказательствами.

Так, согласно записям трудовой книжки К.-Б. работал в Каспийской нефтегазоразведочной экспедиции дизелистом буровых установок с 25 июля 1977 года по 09 октября 1983 года, помощником бурильщика с 10 октября 1983 года по 15 августа 1985 года, бурильщиком эксплуатационного и разведочного бурения с 16 августа 1985 года по 20 марта 1991 года, в Кооперативно-арнедном предприятии «КАПСС» бурильщиков эксплуатационного и разведочного бурения с 19 марта 1991 года по 03 октября 1991 года, в Каспийском нефтеразведочной экспедиции бурильщиком с 02 октября 1991 года по 18 июня 1993 года.

Из архивной справки архивного отдела Администрации Лаганского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 10 июня 2011 года за № 48-51-к усматривается, что в документах фонда № 74 Каспийской нефтегазоразведочной экспедиции имеются следующие сведения о стаже работы ФИО13 приказом №58-к от 12 июля 1977 года принят дизелистом с выплатой полевого довольствия с часовой тарифной ставкой 0,637; приказом № 102 от 11 октября 1983 года переведен помощником бурильщика с часовой ставкой 0,717, приказом № 77 – к от 30 августа 1985 года переведен бурильщиком с часовой тарифной ставкой 0,821, приказом № 18 от 18 марта 1991 года уволен по собственному желанию, приказом № 60 от 01 октября 1991 года принят бурильщиком с часвой тарифной ставкой 2,50, приказом № 40 от 04 августа 1993 года уволен.

Согласно акту пенсионного органа от 28 мая 2012 года проверки обоснованности и правильности представления документов для назначения пенсии, выданных Лаганским архивным отделом, наличие приведенных приказов о занятости истца в названных должностях подтверждаются, а также установлено, что проверены лицевые счета по начислению заработной платы К.-Б. с 1977-1993г., где начисление производили дизелисту, помощнику бурильщика и бурильщику, что подтверждается справками о его заработной плате за названные периоды.

Свидетели Ж. и С. в судебном заседании показали, что они работали в оспариваемые периоды с истцом К.-Б., он действительно работал полный рабочий день, что подтверждается данными его заработной платы, и сами они являются получателями льготной пенсии по Списку № 2 по достижении 55 лет.    

У суда не имеется оснований сомневаться в показаниях свидетелей, поскольку их личной заинтересованности в результате рассмотрения дела суд не усматривает, их показания не противоречат друг другу, материалам дела и пояснениям истца, подтверждаются записями в их трудовых книжках и архивной справке.

По мнению суда, особенности условий осуществления специальной трудовой функции в названные периоды истцом подтверждены допустимыми доказательствами как вышеприведенными записями в его трудовой книжке, архивными справками о наличии производственных приказов и справками о заработной плате.

Поскольку истец К.-Б., будучи принятым на работу в качестве дизелиста, помощника бурильщика, бурильщика на буровых в полевых условиях, о чем свидетельствуют названные архивные справки, суд находит правомерным требование истца о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по списку № 2, периодов его работы с 25 июля 1977 года по 09 марта 1983 года, с 10 октября 1983 года по 15 августа 1985 года, с 16 августа 1985 года по 20 марта 1991 года, с 19 марта 1991 года по 03 октября 1991 года, с 02 октября 1991 года по 18 июня 1993 года.

Согласно данным отказного пенсионного дела страховой стаж К.-Б. составляет 25 лет 09 месяцев 02 дн., а специальный стаж без учета оспариваемых периодов 5 лет 00 мес. 26 дней. Заявление о назначении пенсии по старости поданно истцом 13 марта 2012 года.

В соответствии со ст. 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возникновении права на истребуемую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с 13 марта 2012 года, то есть со дня подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами в пенсионный орган.

Доводы ответчика о том, что характер работы истца К.-Б. в должности дизелиста, помощника бурильщика и бурильщика не может быть подтверждена ввиду отсутствия соответствующей справки с организации, признаются судом несостоятельными по следующим основаниям.

Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555 утверждены «Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», согласно которым основным документом до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица является трудовая книжка.

Исследованные в судебном заседании материалы дела, а именно записи трудовой книжки, архивные справки о наличии производственных приказов и справками о заработной плате, свидетельствуют о характере работы и условий труда К.-Б., дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

При этом, отсутствие испрашиваемой подтверждающей справки, при наличии основного документа – трудовой книжки, и иных документальных подтверждений, не может служить безусловным основаниям для отказа в назначении льготной пенсии.

В соответствии со ст.ст. 98, 100 ГПК РФ в пользу истца с ответчика надлежит, по мнению суда, взыскать расходы по оплате государственной пошлины полностью и расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах.

К.-Б. просит взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 7000 руб. и оплату госпошлины в размере 200 руб.

Учитывая сложность дела, объем исковых требований, степень участия представителя в судебном заседании, суд приходит к выводу о взыскании с ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Лаганскому районе расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах в сумме 2 000 рублей. Госпошлина в размере 200 руб. подлежит вызсканию в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования К.-Бековича удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лаганском районе Республики Калмыкия зачесть в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ФИО14 периоды его работы: в Каспийской нефтегазоразведочной экспедиции дизелистом буровых установок с 25 июля 1977 года по 09 марта 1983 года, помощником бурильщика с 10 октября 1983 года по 15 августа 1985 года, бурильщиком эксплуатационного и разведочного бурения с 16 августа 1985 года по 20 марта 1991 года, в Кооперативно-арендном предприятии «КАПСС» бурильщиком эксплуатационного и разведочного бурения с 19 марта 1991 года по 03 октября 1991 года, в Каспийском нефтеразведочной экспедиции бурильщиком с 02 октября 1991 года по 18 июня 1993 года и назначить ему досрочно трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с 13 марта 2012 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лаганском районе Республики Калмыкия в пользу М расходы по оплате государственной пошлины в размере 200,00 (Двести) рублей и на оплату услуг представителя в размере 2 000,00 (Две тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме и в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии его апелляционного обжалования.

    

    Председательствующий подпись Оконов В.Э.    

    «Копия верна» судья Оконов В.Э.