Дело № 2-257/2012 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 сентября 2012 года г. Лагань
Лаганский районный суд Республики Калмыкия
в составе председательствующего судьи Мангаевой Е.П.,
при секретаре Оконовой Т.В.,
с участием представителей ответчиков Нюрюповой Б.Р., Якушкина Д.А.,
Тарбаева И.С. и Сагаевой Н.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-257 по исковому заявлению Раевская Л.В. к Муниципальному бюджетному лечебно-профилактическому учреждению «Лаганская центральная районная больница», Администрации Лаганского районного муниципального образования Республики Калмыкия, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования по Республике Калмыкия о взыскании недоплаченной заработной платы с учётом районного коэффициента за 2009 и 2010 годы в размере <данные изъяты> руб.,
установил:
Раевская Л.В. обратилась в суд с иском к Муниципальному бюджетному лечебно-профилактическому учреждению «Лаганская центральная районная больница» (далее - МБЛПУ «Лаганская ЦРБ»), Администрации Лаганского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - районная администрация), Территориальному фонду обязательного медицинского страхования по Республике Калмыкия (далее – фонд) о взыскании заработной платы с учётом районного коэффициента за 2009 и 2010 годы в размере <данные изъяты> руб., мотивируя следующим.
Она с <дата изъята> работает в МБЛПУ «Лаганская ЦРБ» и в настоящее время занимает должность медицинской сестры хирургического отделения. В период с 2009 года по 2010 года ей неправильно начислялась заработная плата, а именно начисление районного коэффициента к заработной плате производилось только к должностному окладу без учёта оплаты труда за работу в ночное время, праздничные дни и иные надбавки. Размер задолженности по заработной плате с учетом районного коэффициента за период 2009-2010 годы составил <данные изъяты> руб. и в настоящее время не выплачен. Просит взыскать с МБЛПУ «Лаганская ЦРБ» за счет средств фонда недоплаченную заработную плату за 2009 2010 г.г. в размере <данные изъяты> руб.
Истица Раевская Л.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие и дополнительное исковое заявление, согласно которому свои требования уточнила и просила взыскать с МБЛПУ «Лаганская ЦРБ» за счет собственных средств, средств местного бюджета и средств ФОМСа, а в случае недостаточности денежных средств с районной администрации в пользу нее остаток задолженности по недоплаченной заработной плате с учетом погашенной задолженности за 8 месяцев 2009 года и удержаний в размере <данные изъяты> руб.
Представитель ответчика - МБЛПУ «Лаганская ЦРБ» Нюрюпова Б.Р. настоящий иск не признала полностью и просила отказать в его удовлетворении. Она пояснила, что истицей пропущен трехмесячный срок обращения в суд за взысканием заработной платы за 2009 и 2010 годы. На момент невыплаты районного коэффициента она об этом знала и ничего не предпринимала. При таких данных иск находит несостоятельным.
Представители соответчика- районной администрации Тарбаев И.С. и Сагаева Н.Э. в судебном заседании настоящий иск с дополнением не признали и просили отказать в его удовлетворении. Тарбаев И.С. пояснил, что работодателем частично погашена задолженность по заработной плате за 8 месяцев 2009 года в размере <данные изъяты> рублей. Сагаева Н.Э. пояснила, что согласно тарификационному списку заработная плата Раевская Л.В. выплачивалась за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования, а не за счет бюджета районной администрации, поэтому требования истицы о взыскании задолженности по заработной плате при недостаточности средств у больницы в порядке субсидиарной ответственности с Администрации Лаганского районного муниципального образования РК за счет бюджета муниципального района неправомерны.
Представитель соответчика - фонда Якушкин Д.А. иск не признал и пояснил, что фонд в соответствии с заключенными договорами финансирует страховые медицинские организации по дифференцированным подушевым нормативам для оплаты медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. Страховые медицинские организации в свою очередь оплачивают лечебным учреждениям Республики Калмыки оказанную медицинскую помощь согласно их представленным счетам. На 1 сентября 2012 года обязательства по выполнению территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2012 год фонд выполнил в полном объеме. Бюджет фонда на 2012 год не предусматривает дополнительных выплат МБЛПУ «Лаганская ЦРБ».
Суд, выслушав представителей ответчиков, исследовав материалы дела, находит исковые требования Раевская Л.В. обоснованными и подлежащими полному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно ч.2 ст.146, ст.148 Трудового кодекса РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
До настоящего времени акты, предусмотренные вышеназванными нормами, не изданы, в связи с чем на основании ч.1 ст. 423 Трудового кодекса РФ применяются ранее изданные правовые акты федеральных органов государственной власти РФ или органов государственной власти бывшего СССР.
Согласно Постановлению Госкомтруда СССР от 06.08.1971 N 315 «Об установлении коэффициентов к заработной плате работников предприятий и организаций, находящихся в пустынных и безводных районах на Черных землях и Кизлярских пастбищах» и принятому в его исполнение Постановлению Совета Министров Калмыцкой АССР от 29.09.1971 N 491 «Об установлении коэффициента к заработной плате работников предприятий и организаций, находящихся в пустынных и безводных районах на "Черных землях» в г.Каспийский Каспийского района Калмыцкой АССР (ныне – г.Лагань Лаганского района Республики Калмыкия) установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,2.
Распоряжением Правительства РСФСР от 26.12.1991 N 199-р «Об отмене ограничения размера заработка, на который начисляются районные коэффициенты и коэффициенты за работу в особо тяжелых условиях» отменены ограничения размера заработка, на который начисляются районные коэффициенты, коэффициенты за работу в пустынных, безводных местностях и в высокогорных районах и процентные надбавки за непрерывный стаж работы.
Постановлением Минтруда РФ от 11.09.1995 N 49 «Об утверждении разъяснения "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)» даны разъяснения о том, что процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок.
В силу ч.1 ст.129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Судом установлено, что Раевская Л.В. с <дата изъята> работает в МБЛПУ «Лаганская ЦРБ» и в настоящее время занимает должность медицинской сестры хирургического отделения, что не оспаривается сторонами.
Из справки МБЛПУ «Лаганская ЦРБ» следует, что задолженность по районному коэффициенту с учетом удержаний 13% подоходного налога и 1% профсоюзного взноса истице за 2009 год составляет <данные изъяты> руб., за 2010 год – <данные изъяты> руб., всего – <данные изъяты> руб.
В судебном заседании установлено, что согласно данным расчетно-платежной ведомости за август 2012 года задолженность по районному коэффициенту за 8 месяцев 2009 года в сумме <данные изъяты> руб. истице выплачена и в настоящее время составляет <данные изъяты> руб.
Изложенные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют о том, что ответчиком нарушено право истицы на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, предусмотренное п.4 ч.1 ст.21 Трудового кодекса РФ.
Таким образом, суд считает, что заявленное требование в части взыскания задолженности по районному коэффициенту является законным и обоснованным, и в этой связи ответчик обязан выплатить истице недоплаченную заработную плату.
В Уставе муниципального лечебно-профилактического учреждения «Лаганская центральная районная больница», утвержденного постановлением Главы Администрации Лаганского районного муниципального образования от 8 апреля 2009 г. № 154, в п.4.8 предусмотрено, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.
Поскольку работодателем истца является МБЛПУ «Лаганская ЦРБ, то оспариваемая задолженность заработной платы подлежит взысканию с данного ответчика. В то же время в судебном заседании установлено, что МБЛПУ «Лаганская ЦРБ» финансируется за счет средств учредителя, которым является Администрация Лаганского районного муниципального образования РК, таким образом, суд приходит к выводу, что и МБЛПУ «Лаганская ЦРБ» и районная администрация являются надлежащими ответчиками по делу.
В соответствии со ст. 20 ТК РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей - учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), а также работодателей - казенных предприятий дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Пункт 3 ч.1 ст.17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к полномочиям органов местного самоуправления финансирование муниципальных учреждений.
Согласно ст. 51 указанного Закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом. В силу ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. Особенности правового регулирования в сфере бюджетных отношений таких учреждений установлены ст. 161 БК РФ, согласно части 5 которой бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам. Бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ (в редакции 27.07.2006) учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Согласно абз. 6 п. 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ (в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 08.05.2010 года N 83-ФЗ), бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
В соответствии с пунктом 12 статьи 33 Федерального закона от 08.05.2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" абзац шестой пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяется к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года.
При таких обстоятельствах присуждаемые истцу суммы подлежат взысканию с МБЛПУ «Лаганская ЦРБ» в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств, а в случае недостаточности денежных средств, в порядке субсидиарной ответственности с собственника имущества этого учреждения – Администрации Лаганского районного муниципального образования за счет средств бюджета муниципального района. Удовлетворяя исковые требования, суд считает необходимым возложить субсидиарную ответственность по обязательствам ответчика МБЛПУ «Лаганская ЦРБ» и на собственника имущества этого учреждения - муниципальный район, в лице районной администрации, являющейся исполнительно-распорядительным органом муниципального района, обеспечивающим исполнение местного бюджета, управление и распоряжение собственностью муниципального района, так как обязательства МБЛПУ «Лаганская ЦРБ» по оплате заработной платы с учетом районного коэффициента возникли до 1 января 2011 года.
В соответствии с частью 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В силу части 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями. Истцы по искам о взыскании заработной платы и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождаются от уплаты государственной пошлины. От уплаты государственной пошлины также освобождены органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков (ст. 333.36 НК РФ).
Таким образом, с МБЛПУ «Лаганская ЦРБ» в доход бюджета муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты> рублей, от уплаты которой освобождены истец, районная администрация, фонд.
Доводы представителя ответчика МБЛПУ «Лаганская ЦРБ» Нюрюповой Б.Р. о пропуске срока обращения в суд нельзя признать правомерными по следующим основаниям.
Из ее пояснений в судебном заседании следует, что прокуратурой Лаганского района было внесено представление об устранении нарушений законодательства о труде. Исполняя представление прокурора, был сделан перерасчет работодателем, согласно которому сумма перерасчета составила 8171,7 тыс. руб. Полагает, что этот перерасчет не свидетельствует о начислении этих сумм непосредственно истице.
Однако, в суде достоверно установлено, что работодателем частично погашен долг за 8 месяцев 2009 года истице, то при таких данных оснований у суда для признания оспариваемых сумм заработной платы неначисленными нет.
По смыслу действующего трудового законодательства заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Из письма Министерства финансов Республики Калмыкия <№> от <дата изъята> следует, что фонд оплаты труда МБЛПУ «Лаганская ЦРБ» за период в котором установлены нарушения (2009-2010 г.г.) формировался из объема лимитов бюджетных обязательств бюджета Лаганского районного муниципального образования РК, средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования по Республике Калмыкия и поступлений учреждения, полученных от приносящей доход деятельности. Соответственно решение проблемы по образовавшейся задолженности должно осуществляться за счет бюджета районной администрации и средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования по Республике Калмыкия.
Согласно Уставу МБЛПУ «Лаганская ЦРБ», утвержденному постановлением Главы районной администрации 12 декабря 2011 года МБЛПУ «Лаганская ЦРБ» является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств местного бюджета, фонда обязательного медицинского страхования и платных услуг.
Поэтому в этой связи доводы представителя соответчика - фонда Д.А.Якушкина об отсутствии обязательств по образовавшейся задолженности являются неправомерны.
Таким образом, суд считает, что заявленные требование Раевская Л.В. является законным и обоснованным, и в соответствии с чем ответчики обязаны выплатить истице недоплаченную заработную плату за названные периоды.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Раевская Л.В. удовлетворить полностью.
Взыскать с Муниципального бюджетного лечебно-профилактического учреждения «Лаганская центральная районная больница» за счет собственных средств, средств местного бюджета и средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования по Республике Калмыкия, а в случае недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Администрации Лаганского районного муниципального образования Республики Калмыкия в пользу Раевская Л.В. недоплаченную заработную плату с учетом районного коэффициента за 4 месяца 2009 года и 2010 год в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты>
Взыскать с Муниципального бюджетного лечебно-профилактического учреждения «Лаганская центральная районная больница» в пользу бюджета Лаганского муниципального района Республики Калмыкия государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>.).
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Лаганский районный суд Республики Калмыкия и в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу при условии его апелляционного обжалования.
Председательствующий
КОПИЯ ВЕРНА
СУДЬЯ Е.П.МАНГАЕВА