прокуратура в защиту прав Попковой Веры Леонтьевны. к Департаменту здравоохранения ЯНАО



Дело № 2-133-2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 апреля 2010 года г.Лабытнанги

Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего: судьи Словакевич Л.В.,

при секретаре судебного заседания Черновой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Лабытнанги в интересах Попковой Веры Леонтьевны к Департаменту здравоохранения ЯНАО о включении в Федеральный регистр медицинских работников, к МУЗ «Лабытнангская центральная городская многопрофильная больница» о понуждении провести необходимые мероприятия по заключению дополнительного соглашения к трудовому договору, о взыскании недополученных денежных средств,

установил:

Прокурор г.Лабытнанги в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Попковой В.Л. обратился в суд с иском к Департаменту Здравоохранения ЯНАО, МУЗ «ЛГЦМБ» об обязывании МУЗ «ЛГЦМБ» включить старшего фельдшера скорой медицинской помощи Попкову В.Л. в Федеральный регистр медицинских работников и передать в Департамент здравоохранения ЯНАО для установления ей дополнительных денежных выплат, провести необходимые мероприятия по заключению дополнительного соглашения к трудовому договору с истицей об увеличении объема работы и повышению качества оказываемой медицинской помощи, о взыскании денежных средств в сумме 30 485 руб. 40 коп. по тем основаниям, что прокуратурой г. Лабытнанги в рамках исполнения национального проекта «Здоровье» по направлению «Развитие первичной медико-санитарной помощи», которым предусматривалось повышение уровня оплаты труда медицинским работникам службы медицинской помощи путем осуществления с 01 июля 2006 года денежных выплат врачам, фельдшерам и медсестрам скорой медицинской помощи проведена проверка, в ходе которой установлен факт нарушения трудовых прав истицы.

22.03.2010 г. прокурор уточнил требования в части и просил обязать Департамент здравоохранения ЯНАО включить в Федеральный регистр медицинских работников старшего фельдшера скорой медицинской помощи Попкову В.Л. для установления ей дополнительных денежных выплат.

Требования мотивированы тем, что Федеральными Законами «О федеральном бюджете на 2006-2010 гг.» предусмотрены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе и бюджету ЯНАО. Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на денежные выплаты врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи, утверждаемыми ежегодно постановлениями Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 863, от 15.12.2007 г. № 871, от 31.12.2008 г. № 1088, на органы исполнительной власти субъектов РФ возложено установление размера, условий и порядка осуществления денежных выплат. Постановлениями Администрации ЯНАО от 20.07.2006 г. № 342-А, от 22.02.2007 г. № 84-А, от 25.01.2008 г. № 18-А, от 05.03.2009 г. № 92-А определено, что право на получение дополнительных денежных выплат имеют врачи, фельдшера (акушерки) и медицинские сестры скорой медицинской помощи в случае занятости штатной должности не менее одной ставки; на проведение дополнительных выплат медицинскому персоналу бюджетам муниципальных образований из средств окружного бюджета предоставляются субвенции. При этом категории медицинского персонала, имеющие право на дополнительные денежные выплаты, в 2006-2009 годах не изменялись. До 01 августа 2009 года истица состояла в Федеральном регистре медицинских работников как старший фельдшер скорой медицинской помощи и ежемесячно получала к заработной плате дополнительные выплаты в рамках ПНП «Здоровье». На основании приказа Департамента здравоохранения ЯНАО от 20.05.2009 г. № 229 «О внесении изменений в приказ департамента здравоохранения ЯНАО от 27.03.2009 г. № 141 «О порядке ведения Федерального регистра врачей, фельдшеров (акушерок), медицинских сестер учреждений и подразделений скорой медицинской помощи» Попкова В.Л. была исключена из Федерального регистра. Прокурор считает, что данные действия ответчиков нарушают трудовые права истицы.

Прокурор г.Лабытнанги, истица Попкова В.Л. в суд не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Попкова В.Л. в заявлении от 22.03.2010 г. просит дело рассмотреть в ее отсутствие л.д. 102).

Представитель ответчика МУЗ «ЛГЦМБ» Жезлов А.В., действующий на основании доверенности № 40 от 11.01.2010 г., требования прокурора не признал и пояснил, что доплаты, о которых заявлено прокурором в иске в систему оплаты труда работников не входят, носят временный характер. Истица право на получение дополнительных выплат не имеет, т.к. старший фельдшер скорой медицинской помощи в Перечне должностей работников здравоохранения, которым положены указанные выплаты, установленном Постановлениями Правительства РФ, не поименован. Данный перечень расширительному толкованию не подлежит.

Представитель Департамента здравоохранения ЯНАО в суд не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. В возражениях и.о.директора департамента просит прокурору г.Лабытнанги в иске отказать, мотивируя тем, что Попкова В.Л. как старший фельдшер скорой медицинской помощи право на получение дополнительных выплат согласно постановления Правительства РФ от 31.12.2008 г. № 1088 и постановления Администрации ЯНАО от 05.03.2009 г. № 92-А не имеет, что также следует из письма Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 06.11.2009 г. № 20-5/10/2-241769 и представлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора л.д. 43-45, 54).

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Из копии трудовой книжки Попковой В.Л. следует, что она с 01.04.2080 г. осуществляет трудовую деятельность в МУЗ «ЛЦГМБ», приказом от 16.11.2006 г. Номер обезличенл Попкова В.Л. с 01.12.2006 г. переведена на должность старшего фельдшера отделения скорой медицинской помощи л.д. 63-64).

Наименования должностей медицинского персонала станций и отделений скорой медицинской помощи определены в приложении № 14 к приказу Минздрава РФ от 26.03.1999 г. № 100 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению РФ».

Федеральным законом от 26.12.2005 г. № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» были предусмотрены субсидии бюджетам субъектов РФ, в том числе бюджету Ямало-Ненецкого автономного округа на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медсестрам скорой медицинской помощи.

Постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 г. № 356 утверждены Правила предоставления в 2006 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на денежные выплаты врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи. Органам исполнительной власти субъектов РФ предложено в месячный срок установить размеры, условия и порядок осуществления таких денежных выплат.

Во исполнение указанного постановления Правительства РФ постановлением Администрации ЯНАО от 20.07.2006 г. № 342-А был утвержден Порядок установления и начисления дополнительных денежных выплат медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерам, акушеркам, медицинским сестрам, в том числе патронажным сестрам), врачам, фельдшерам, акушеркам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи, согласно которому право на получение дополнительных денежных выплат имеют медицинские работники фельдшерско-акушерских пунктов, а также врачи, фельдшера, акушерки и медицинские сестры учреждений и подразделений скорой медицинской помощи, включенные в Федеральный регистр медицинских работников, в случае занятия штатной должности в объеме не менее 1 (одной) ставки. Для установления дополнительных выплат руководители учреждений здравоохранения проводят необходимые мероприятия по заключению дополнительных соглашений к трудовым договорам с работниками об увеличении объема работы, повышению качества оказываемой медицинской помощи; Департамент Здравоохранения ЯНАО формирует регистр медицинских работников на основании данных, предоставляемых учреждениями здравоохранения. Дополнительные денежные выплаты начисляются за фактически отработанное время и выплачиваются в сроки, установленные для выплаты заработной платы, в следующих размерах: 5000 рублей - врачам скорой медицинской помощи, 3500 рублей - заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам и акушеркам фельдшерско-акушерских пунктов, станций и отделений скорой медицинской помощи; 2500 рублей - медицинским сестрам (в том числе патронажным) фельдшерско-акушерских пунктов, станций и отделений скорой медицинской помощи (с начислением районного коэффициента за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и процентной надбавки к заработной плате, установленные статьями 315 и 317 Трудового Кодекса Российской Федерации за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

В дальнейшем субсидии бюджетам РФ на денежные выплаты врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи предусматривались Федеральными законами от 19.12.2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», от 24.07.2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», от 24.11.2008 г. № 204-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», порядок предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу предусматривался постановлениями Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 863, от 15.12.2007 г. № 871, от 31.12.2008 г. № 1088. Во исполнение указанных постановлений Правительства РФ порядок установления и начисления дополнительных денежных выплат медицинским работникам ежегодно определялся постановлениями Администрации ЯНАО от 22.02.2007 г. № 84-А, от 25.01.2008 г. № 18-А, от 05.03.2009 г. № 92-А, которые содержат в себе вышеуказанные аналогичные нормы, при этом перечень медицинских работников, имеющих право на дополнительные выплаты, с 2006 года Федеральными законами, постановлениями Правительства РФ и Администрации ЯНАО не изменялся.

Из указанных нормативно-правовых актов видно, что источником денежных выплат является бюджет субъекта РФ - Ямало-Ненецкий автономный округ, в который запланировано поступление соответствующих субсидий из федерального бюджета. Главным распорядителем средств окружного бюджета, выделенных на осуществление дополнительных выплат, является Департамент здравоохранения ЯНАО.

МУЗ «ЛГЦМБ» осуществляет дополнительные выплаты работникам в соответствии с утвержденным Департаментом здравоохранения ЯНАО Федеральным регистром медицинских работников в размере получаемых межбюджетных субсидий от Департамента Здравоохранения ЯНАО.

В судебном заседании установлено, что на основании дополнительных соглашений, заключенных между МУЗ «ЛЦГМБ» и Попковой В.Л. 11.01.2009 г., 05.03.2009 г. и 15.07.2009 г., к трудовому договору об увеличении объема работ и повышения качества оказания первичной медицинской помощи истица до августа 2009 года состояла в Федеральном регистре медицинских работников и получала дополнительные выплаты, исходя из 5000 рублей ежемесячно, т.е. как врач скорой медицинской помощи л.д. 34-36).

Данные выплаты Попковой В.Л. производились на основании приказа Департамента здравоохранения ЯНАО от 27.03.2009 г. № 141, в котором поименованы и старшие фельдшера отделений скорой медицинской помощи л.д. 11-12).

Приказом Департамента здравоохранения ЯНАО от 20.05.2009 г. № 229 «О внесении изменений в приказ департамента здравоохранения ЯНАО от 27 марта 2009 года № 141 «О порядке ведения Федерального регистра врачей, фельдшеров (акушерок), медицинских сестер учреждений и подразделений скорой медицинской помощи» пункт 1.1 изложен в новой редакции «заключить дополнительные соглашения к трудовому договору об увеличении объема работы, выполняемой врачами, фельдшерами (акушерками), медицинскими сестрами станций и отделений скорой медицинской помощи муниципальных лечебно-профилактических учреждений в автономном округе (за исключением подразделений санитарно-авиационной скорой медицинской помощи)» л.д. 17).

На основании данного приказа дополнительное соглашение с Попковой В.Л. с июля по декабрь 2009 года не заключалось.

Пунктом 12 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 г. № 1088, контроль за осуществлением расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в соответствии с установленными полномочиями.

Пунктом 2 указанного постановления Правительства РФ Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации поручено давать необходимые разъяснения по вопросам применения Правил.

Так, в письме № 20-5/10/2-241769 от 06.11.2009 г. Министерство Здравоохранения и социального развития РФ разъяснило, что постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 1088 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения, а при их отсутствии и на территории муниципального образования - учреждений и подразделений скорой медицинской помощи субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Правил, субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предоставляются на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушеркам, медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным), врачам, фельдшерам (акушеркам) и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения, а при их отсутствии на территории муниципального образования - учреждений и подразделений скорой медицинской помощи субъектов Российской Федерации.

Денежные выплаты другим категориям медицинских работников, в том числе: главным врачам, заместителям главных врачей, заведующим отделениями, заведующим подстанциями, старшим врачам, заведующим отделениями заведующим подстанциями, старшим врачам, заведующим оперативными отделами, организационно-методическими отделами, врачам-статистикам, врачам-методистам, главным медицинским сестрам, старшим фельдшерам, фельдшерам организационно-методических отделов, медицинским статистикам, указанными Правилами не предусмотрены.

Пункт 3 Правил устанавливает принцип софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с осуществлением денежных выплат стимулирующего характера.

Вместе с тем, как вытекает из положений пункта 6 Правил, в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 1088, субъект Российской Федерации в установленном порядке должен определить размеры, условия и порядок осуществления денежных выплат.

Департамент развития медицинского страхования Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации полагает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют возможность включить в региональный сегмент регистра медицинских работников, имеющих право на получение денежных выплат, и других медицинских работников скорой медицинской помощи при соблюдении условия финансового обеспечения денежных выплат медицинского персонала, не указанного в пункте 1 Правил, осуществляемого за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местных бюджетов.

Кроме того, обязательного требования в отношении заключения дополнительных соглашений к трудовому договору для получения вышеуказанных выплат медицинскими работниками в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2008 года № 1088 не содержится л.д. 51-52).

В этой связи органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют возможность расширить перечень категорий медицинских работников на получение денежных выплат из бюджетов субъектов Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, проанализировав положения постановлений Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 863, от 15.12.2007 г. № 871, от 31.12.2008 г. № 1088, Администрации ЯНАО от 22.02.2007 г. № 84-А, от 25.01.2008 г. № 18-А, от 05.03.2009 г. № 92-А, суд приходит к выводу, что Попкова В.Л. как старший фельдшер отделения скорой медицинской помощи право на получение дополнительных денежных выплат из средств федерального бюджета не имеет, поскольку данная категория в перечне медицинских работников, имеющих такое право, не поименована.

В связи с изданием 20.05.2009 г. Департаментом здравоохранения ЯНАО приказа № 229 истица утратила право состоять в Федеральном регистре и получать денежные средства из бюджета ЯНАО. Данный приказ издан полномочным органом, в пределах его полномочий, он не оспорен и не отменен.

Согласно письма Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ЯНАО от 28.05.2009 г. № 90-01-09/1317, объем субсидий, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется в пределах сумм, предусмотренных приложением № 19 к Федеральному закону от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011годов». Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 г. № 1088 определен перечень медицинских работников на получение денежных выплат в 2009 году в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, в Федеральном регистре должность старшего фельдшера скорой медицинской помощи не предусмотрена л.д. 115-116).

Из представлений Территориального управления Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в ЯНАО л.д. 105-107) следует о нарушении со стороны Департамента здравоохранения ЯНАО нарушений в отношении незаконного использования субсидий из федерального бюджета на реализацию приоритетного национального проекта « Здоровье», в результате чего неправомерно производилась выплата старшему фельдшеру, не отнесенному к перечню медицинских работников, имеющих право на получение дополнительных денежных выплат.

Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, наделенным контрольными и надзорными функциями в финансово-бюджетной сфере. Представления и предписания Росфиннадзора обязательны для рассмотрения и исполнения.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отличающихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отличающихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Судом в ходе рассмотрения дела с достоверностью установлено, что денежная выплата, спор о праве на которую заявлен перед судом, не относится к заработной плате, не может быть установлена соглашением сторон трудового договора, т.к. источником ее выплаты являются в рассматриваемом случае целевые средства федерального бюджета, право на ее получение имеют лишь работники, занимающие должности, включенные в Федеральный регистр медицинских работников.

Таким образом, довод представителя ответчика МУЗ «ЛГЦМБ» о том, что указанные выплаты имеют иную природу, отличную от выплат, производимых в рамках обычных трудовых отношений из фонда оплаты труда, является верным и обоснованным.

Довод истицы о том, что занимая должность старшего фельдшера, она фактически по должностной инструкции также выполняет работу фельдшера, так как на рабочем месте она оказывает помощь лично прибывшим на станцию за помощью гражданам, суд не может принять во внимание, поскольку данные обстоятельства не имеют юридического значения для разрешения данного пора по существу.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд находит заявленные прокурором требования об обязывании руководителя МУЗ «ЛЦГМБ» провести необходимые мероприятия по заключению дополнительного соглашения к трудовому договору с истицей об увеличении объема работы и повышению качества оказываемой медицинской помощи, о взыскании с МУЗ «ЛЦГМБ» в пользу Попковой В.Л. недополученных денежных выплат в рамках ПНП «Здоровье» за период с августа по декабрь 2009 года в размере 30 485 руб. 40 коп. необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Требования прокурора о возложении обязанности на Департамент здравоохранения ЯНАО по включению в Федеральный регистр медицинских работников старшего фельдшера скорой медицинской помощи МУЗ «ЛЦГМБ» Попковой В.Л., суд также находит не подлежащими удовлетворению как не основанные на нормах права, регулирующего спорные правоотношения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Прокурору г.Лабытнанги, действующего в интересах Попковой Веры Леонтьевны, в иске к Департаменту здравоохранения ЯНАО о включении в Федеральный регистр медицинских работников, к МУЗ «Лабытнангская центральная городская многопрофильная больница» о понуждении провести необходимые мероприятия по заключению дополнительного соглашения к трудовому договору, о взыскании недополученных денежных средств, отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение 10 дней со дня принятия мотивированного решения.

Судья: подпись. Решение в окончательной форме

изготовлено 19 апреля 2010 года.

Копия верна:

Судья Словакевич Л.В.

Секретарь Чернова О.А.

На ________________ решение в законную силу не вступило.