Решение Именем Российской Федерации 13 апреля 2010 года г.Лабытнанги Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Подгорной О.А., с участием помощника прокурора г.Лабытнанги Богатыревой Т.Н., при секретаре с/заседания Инкиной К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-120-2010 по иску прокурора г.Лабытнанги в интересах Солодихиной Н.В. к Департаменту Здравоохранения ЯНАО, МУЗ «ЛГЦМБ» об обязывании МУЗ «ЛГЦМБ» включить Солодихину Н.В. в Федеральный регистр медицинских работников, обязать заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, взысканию денежных средств, У С Т А Н О В И Л : Прокурором г.Лабытнанги в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Солодихиной Н.В. заявлен иск к Департаменту Здравоохранения ЯНАО, МУЗ «ЛГЦМБ» об обязывании МУЗ «ЛГЦМБ» включить фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи Солодихину Н.В. в Федеральный регистр медицинских работников, заключить с ней дополнительное соглашение к трудовому договору об увеличении объема работы и повышению качества оказываемой медицинской помощи, о взыскании денежных средств в сумме 16994 руб.45 коп. по тем основаниям, что прокуратурой г. Лабытнанги в ходе проверки заявления Солодихиной Н.В. от 25.02.2010г. по факту прекращения выплат в рамках национального проекта «Здоровье» по направлению «Развитие первичной медико-санитарной помощи», которым предусматривалось повышение уровня оплаты труда медицинским работникам службы медицинской помощи путем осуществления с 01 июля 2006 года денежных выплат врачам, фельдшерам и медсестрам скорой медицинской помощи установлен факт нарушения ее трудовых прав. В заявлении от 22.03.2010г. требования прокурором были уточнены. Процессуальный истец просит обязать МУЗ « ЛЦГМБ» принять необходимые меры для включения фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи МУЗ ЛЦГМБ Солодихину Н.В. в Федеральный регистр медицинских работников и передать в Департамент Здравоохранения ЯНАО для установления ей дополнительных денежных выплат, обязать Департамент Здравоохранения ЯНАО включить в Федеральный регистр фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи МУЗ ЛГЦМБ Солодихину Н.В., обязать МУЗ «ЛЦГМБ» принять необходимые меры по заключению дополнительного соглашения к трудовому договору с Солодихиной Н.В. об увеличении объема работ и повышению качества оказываемой медицинской помощи, взыскать с МУЗ «ЛЦГМБ» в пользу Солодихиной Н.В. недополученные денежные выплаты в рамках ПНП «Здоровье» за период с 29 октября по 31 декабря 2009 года в размере 16994 руб. 45 коп. Истица Солодихина Н.В. в суд не явилась, о времени и месте слушания дела извещена. В судебном заседании 22.03.10г. она поддержала уточненные исковые требования, заявленные прокурором г.Лабытнанги в ее интересах. В судебном заседании заместитель прокурора г.Лабытнанги Богатырева Т.Н., имея права процессуального истца, на требованиях иска настаивает по основанию нарушения трудовых прав истицы. Представитель ответчика МУЗ « ЛГЦМБ» Жезлов А.В., действующий на основании доверенности № 40 от 11.01.2010г., требования прокурора не признал, по тем основаниям, что доплаты, о которых заявлено прокурором в иске в систему оплаты труда работников не входят, носят временный характер. Дополнительное соглашение к трудовому договору с Солодихиной Н.В. администрация МУЗ «ЛГЦМБ» заключила дополнительное соглашение 01.07.2006г.( сроком действия с 01.07.2006г. по 31.12.2006г.) 10.01.2007г. (сроком действия с 01.01.2007г. по 31.12.2007г.), 06.02.2008г. (сроком действия с 01.01.2008г. по 31.12.2008г.), 11.01.2009г. ( сроком действия с 01.01.2009г. по 31.12.2009г.), от 05.03.2009г. (сроком действия с 05 марта 2009 года по 31 декабря 2009г.), от 05.03.2009г. ( сроком действия с 05 марта 2009 года по 31 декабря 2009г.), однако впоследствии не заключало, так как должности работников здравоохранения, которым положены указанные выплаты, установлены Постановлением Правительства РФ и расширительному толкованию не подлежат. Представитель Департамента Здравоохранения Ямало- Ненецкого автономного округа в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. ). Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы и представителя Департамента Здравоохранения Ямало- Ненецкого автономного округа. Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему. Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, ан которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. При проверке доводов и возражений сторон спора установлено, что Федеральным законом от 26.12.2005г № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» были предусмотрены субсидии бюджетам субъектов РФ, в том числе бюджету Ямало- Ненецкого автономного округа на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медсестрам скорой медицинской помощи. Постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 года № 356 были утверждены Правила предоставления в 2006 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на денежные выплаты врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи. Органам исполнительной власти субъектов РФ было предложено в месячный срок установить размеры, условия и порядок осуществления таких денежных выплат. Во исполнение постановления Правительства РФ постановлением Администрации ЯНАО от 20.07.2006г. № 342-А был утвержден порядок установления и начисления дополнительных денежных выплат медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи в случае занятия штатной должности в объеме не менее ставки.; на проведение дополнительных выплат медицинскому персоналу бюджетам муниципальных образований из средств окружного бюджета предоставляются субвенции. В дальнейшем субсидии бюджетам РФ на денежные выплаты врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи предусматривались Федеральными законами от 19.12.2006 года №283-ФЗ « О федеральном бюджете на 2007 год», от 24.07.2007г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый 2009 и 2010гг.», от 24.11.2008г. № 204-ФЗ « о Федеральном бюджете на 2009год и на плановый период 2010 и 2011 годов» и от 02.12.2009г. № 308-ФЗ « О федеральном бюджете на 2010год и на плановый 2011 и 2012 годов», при этом категории медицинского персонала, имеющие право на дополнительные выплаты, в 2007-2010гг. федеральными законами, постановлениями Правительства РФ и постановлением Администрации ЯНАО не изменялись. Наименования должностей медицинского персонала станций и отделений скорой медицинской помощи определены приложением № 14 к приказу Минздрава РФ от 26.03.1999г. № 100 « О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению РФ». В материалах дела предоставлены сведения о медицинских работниках, которым не производились дополнительные выплаты с августа 2009 года, а именно: фельдшеру по приему вызовов и передаче их выездным бригадам Солодихиной Н.В. (л.д. ) В соответствии с Порядком установления и начисления дополнительных денежных выплат медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов ( заведующим фельдшерско- акушерских пунктов, фельдшерам, акушеркам, медицинским сестрам, в том числе патронажным сестрам), врачам, фельдшерам, акушеркам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи, утвержденным постановлением Администрации ЯНАО от 25.01.2008г. № 18-А « О дополнительных денежных выплатах медицинскому персоналу Фельдшерско- акушерских пунктов, врачам, фельдшерам, акушеркам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи» определен порядок и условия осуществления денежных выплат на 2008 год и плановый период 2009 года В документе указано, что право на получение дополнительных денежных выплат имеют врачи, фельдшера, акушерки и медицинские сестры учреждений и подразделений скорой медицинской помощи, включенные в Федеральный регистр медицинских работников, в случае занятия штатной должности в объеме не менее одной ставки; для установления дополнительных выплат руководители учреждений здравоохранения проводят необходимые мероприятия по заключению дополнительных соглашений к трудовым договорам с работниками об увеличении объема работы, повышению качества оказываемой медицинской помощи; Департамент Здравоохранения ЯНАО формирует регистр медицинских работников на основании данных, предоставляемых учреждениями здравоохранения; дополнительные денежные выплаты начисляются за фактически отработанное время и выплачиваются в сроки, установленные для выплаты заработной платы в следующих размерах: 5000 рублей- врачам скорой медицинской помощи, 3500- заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшера и акушеркам фельдшерско- акушерских пунктов, станций и отделений скорой медицинской помощи; 2500 рублей- медицинским сестрам ( в том числе патронажным) фельдшерско- акушерских пунктов, станций и отделений скорой медицинской помощи ( с начислением районного коэффициента за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и процентной надбавки к заработной плате, установленные статьями 315 и 317 Трудового Кодекса Российской Федерации за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.) Данное Постановление Администрации ЯНАО утратило силу с 1 января 2009 года. Согласно Постановления Администрации ЯНАО № 92-а от 05.03.2009г. утвержден Порядок установления и начисления дополнительных денежных выплат медицинским работникам фельдшерско- акушерских пунктов ( заведующим фельдшерско- акушерскими пунктами, врачам, фельдшерам, акушеркам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи. Источником данных денежных выплат является бюджет субъекта РФ- Ямало- Ненецкий автономный округ, в который запланировано поступление соответствующих субсидий из федерального бюджета. Главным распорядителем средств окружного бюджета, выделенных на осуществление дополнительных выплат является Департамент Здравоохранения ЯНАО. МУЗ « ЛГЦМБ» осуществляет дополнительные выплаты работникам в соответствии с сформированным и ведущемся Департаментом Здравоохранения ЯНАО Федеральным регистром медицинских работников в размере получаемых межбюджетных субсидий от Департамента Здравоохранения ЯНАО. В судебном заседании с достоверностью установлено, что согласно трудового договора Солодихина Наталья Вячеславовна принята на работу 25.02.2005г. в МУЗ «ЛЦГМБ» в отделение скорой медицинской помощи на должность фельдшера выездной бригады, с ней были заключены дополнительные соглашения от 01.06.2006г. ( сроком действия с 01.07.2006г. по 31.12.2006г.), от 10.01.2007г. ( сроком действия с 01.01.2007г. по 31.12.2007г.), от 06.02.2008г. ( сроком действия с 01.01.2008г. по 31.12.2008г.), от 11.01.2009г. ( сроком действия с 01.01.2009г. по 31.12.2009г.), от 05.03.2009г. ( сроком действия с 05.03.2009г. по 31.12.2009г.), от 05.03.2009г. ( сроком действия с 05.03.2009г. по 31.12.2009г) к трудовому договору об увеличении объема работ и повышения качества оказания первичной медицинской помощи. На основании Приказа Департамента Здравоохранения ЯНАО № 229 от 20.05.2009 года « О внесении изменений в приказ департамента Здравоохранения ЯНАО от 27 марта 2009 года № 141 « О порядке ведения Федерального регистра врачей, фельдшеров ( акушерок), медицинских сестер учреждений и подразделений скорой медицинской помощи» пункт 1.1 ранее действовавшего приказа изложен в новой редакции : «заключить дополнительные соглашения к трудовому договору об увеличении объема работы, выполняемой врачами, фельдшерами (акушерками), медицинскими сестрами станций и отделений скорой медицинской помощи муниципальных лечебно-профилактических учреждений в автономном округе (за исключением подразделений санитарно-авиационной скорой медицинской помощи). Таким образом, на момент трудоустройства с 25.02.2005г фельдшером по приему вызовов и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи, право Солодихиной Н.В. на получение дополнительных денежных выплат по ПНП « Здоровье» не оспаривалось, дополнительные соглашения с ней были заключены, размер, условия и порядок осуществления денежных выплат были установлены. В письме № 20-5/10/2-241769 от 06.11.2009 года Министерство Здравоохранения и социального развития РФ разъясняет, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 1088 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско- акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения, а при их отсутствии и на территории муниципального образования- учреждений и подразделений скорой медицинской помощи субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 1 Правил, субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предоставляются на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско- акушерских пунктов ( заведующим фельдшерско- акушерскими пунктами, фельдшерам, акушеркам, медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным), врачам, фельдшерам ( акушеркам) и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения, а при их отсутствии на территории муниципального образования- учреждений и подразделений скорой медицинской помощи субъектов Российской Федерации. Денежные выплаты другим категориям медицинских работников, в том числе: главным врачам, заместителям главных врачей, заведующим отделениями, заведующим подстанциями, старшим врачам, заведующим отделениями заведующим подстанциями, старшим врачам, заведующим оперативными отделами, организационно- методическими отделами, врачам- статистикам, врачам- методистам, главным медицинским сестрам, старшим фельдшерам, фельдшерам организационно- методических отделов, медицинским статистикам, указанными Правилами не предусмотрены. Пункт 3 Правил устанавливает принцип софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с осуществлением денежных выплат стимулирующего характера. Вместе с тем, как вытекает из положений пункта 6 Правил, в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008г. № 1088, субъект Российской Федерации в установленном порядке должен определить размеры, условия и порядок осуществления денежных выплат. Департамент развития медицинского страхования Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации разъясняет, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют возможность включить в региональный сегмент регистра медицинских работников, имеющих право на получение денежных выплат и других медицинских работников скорой медицинской помощи при соблюдении условия финансового обеспечения денежных выплат медицинского персонала, не указанного в пункте 1 Правил, осуществляемого за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местных бюджетов. В этой связи органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют возможность расширить перечень категорий медицинских работников на получение денежных выплат из бюджетов субъектов Российской Федерации. Кроме того, обязательного требования в отношении заключения дополнительных соглашений к трудовому договору для получения вышеуказанных выплат медицинскими работниками в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2008 года № 1088 не содержится. Таким образом, требования прокурора к МУ ЛЦГМБ об обязывании заключения дополнительного соглашения к трудовому договору с Солодихиной Н.В. об увеличении объема работ и повышению качества оказываемой медицинской помощи, суд находит не подлежащими удовлетворению. Пунктом 12 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2008г. № 1088, контроль за осуществлением расходов бюджетов субъектов Российской Федерации источником финансового обеспечения которых являются субсидии, осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральной службой финансово- бюджетного надзора ( Росфиннадзор) в соответствии с установленными полномочиями. По результатам проверок, проведенных территориальным управлением Росфинадзора в ЯНАО, 08.06.2009 года первым заместителем директора Департамента Здравоохранения ЯНАО Долгополовым А.В. главным врачам лечебно- профилактических учреждений автономного округа было направлено письмо ( исх. № 1801-17/3697) о необходимости исключения из федерального регистра главных врачей, его заместителей, заведующих отделениями, старших врачей, заведующих подстанциями, заведующих оперативных и организационно- методических отделов, врачей- статистиков, врачей - методистов, главных медицинских сестер, старших фельдшеров, фельдшеров и медицинских сестер по приему вызовов, фельдшеров организационно- методических отделов. Согласно письма ТУ ФС финансово- бюджетного надзора в ЯНАО от 28.05.2009г. № 90-01-09/1317 объем субсидий, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется в пределах сумм, предусмотренных приложением № 19 к Федеральному закону от 24 ноября 2008г. № 204-ФЗ « О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011годов». Вышеуказанным документом определен перечень медицинских работников на получение денежных выплат в 2009 году в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, в Федеральном регистре должность фельдшеров и медицинских сестер по приему вызовов не предусмотрена. (л.д. ). В материалах дела имеются представления Территориального управления Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в ЯНАО, выдано предписание по устранению выявленных нарушений в отношении незаконного использования субсидий из федерального бюджета на реализацию приоритетного национального проекта « Здоровье», в результате чего неправомерно производилась выплата фельдшеру по приему вызовов и передаче их выездным бригадам Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, наделенным контрольными и надзорными функциями в финансово- бюджетной сфере. Представления и предписания Росфиннадзора обязательны для рассмотрения и исполнения. В соответствии о ст. 129 ТК РФ заработная плата(оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отличающихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отличающихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Судом в ходе рассмотрения дела с достоверностью установлено, что денежная выплата, спор о праве на которую заявлен перед судом, не относится к заработной плате, не может быть установлена соглашением сторон трудового договора, источником ее выплаты являются в рассматриваемом случае целевые средства федерального бюджета., право на ее получение имеют лишь работники, занимающие должности, включенные в Федеральный регистр медицинских работников. Таким образом, довод представителя ответчика МУЗ «ЛГЦМБ» о том, что указанные выплаты имеют иную природу, отличную от выплат, производимых в рамках обычных трудовых отношений из фонда оплаты труда, является верным и обоснованным. Довод истицы Солодихиной Н.В., о том, что занимая должность фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи МУЗ ЛЦГМБ она фактически по должностной инструкции также выполняет работу фельдшера, так как на рабочем месте она оказывает помощь лично прибывшим на станцию за помощью гражданам, в доказательство чего ею представлены выписки из компьютера об обслуженных ею лично пациентах, суд не может принять во внимание, поскольку данные обстоятельства не имеют юридического значения для разрешения данного пора по существу. Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд находит заявленные прокурором требования к МУЗ « ЛЦГМБ» о принятии необходимых меры для включения фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи МУЗ ЛЦГМБ Солодихиной Н.В. в Федеральный регистр медицинских работников и передаче в Департамент Здравоохранения ЯНАО для установления ей дополнительных денежных выплат, взыскании с МУЗ «ЛЦГМБ» в пользу Солодихиной Н.В. недополученных денежных выплат в рамках ПНП « Здоровье» за период с июля по декабрь 2009 года в размере 31937 руб. 26 коп. необоснованными и не подлежащими удовлетворению. МУЗ ЛЦГМБ не является стороной в заявленных к спору правоотношения. Требования прокурора о возложении обязанности на Департамент Здравоохранения ЯНАО по включению в Федеральный регистр медицинских работников фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам отделения скорой медицинской помощи МУЗ ЛЦГМБ Солодихиной Н.В., суд также находит не подлежащими удовлетворению как не основанные на нормах права, регулирующего спорные правоотношения. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-194 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л: Иск прокурора г. Лабытнанги в интересах Солодихиной Натальи Вячеславовны к Муниципальному учреждению здравоохранения «Лабытнангская центральная городская многопрофильная больница», Департаменту здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа оставить без удовлетворения. Солодихиной Наталье Вячеславовне в иске к Муниципальному учреждению здравоохранения «Лабытнангская центральная городская многопрофильная больница» о принятии необходимых меры для включения фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи МУЗ ЛЦГМБ Солодихиной Н.В. в Федеральный регистр медицинских работников и передаче в Департамент здравоохранения ЯНАО для установления ей дополнительных денежных выплат, о принятии необходимых мер по заключению дополнительного соглашения к трудовому договору с Солодихиной Н.В. об увеличении объема работ и повышению качества оказываемой медицинской помощи, о взыскании недополученных денежных выплат в рамках ПНП « Здоровье» за период с июля по декабрь 2009 года в размере 16994 руб. 45 коп. отказать. Солодихиной Наталье Вячеславовне в иске к Департаменту здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности по включению в Федеральный регистр медицинских работников фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам отделения скорой медицинской помощи МУЗ ЛЦГМБ Солодихиной Натальи Вячеславовны отказать. Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено кассационное представление в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение 10 дней. Судья О.А. Подгорная