Прокурор г.Лабытнанги в интересах неопределенного круга лиц к МП `Фармация` о возложении обязанности по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры



Дело № 2-91-2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 марта 2010 года г.Лабытнанги

Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего: судьи Словакевич Л.В.,

при секретаре с/заседания: Патлатюк И.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Лабытнанги в интересах неопределенного круга лиц к органам местного самоуправления в лице Администрации г.Лабытнанги и Абдуллаевой Хеде Абдулгапуровне о возложении обязанности по принятию мер по обустройству и беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры,

установил:

Прокурор г.Лабытнанги в порядке ст. 45 ГПК РФ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МП «Фармация» о возложении обязанности по оборудованию устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения - пандусом вход в центральное здание МП «Фармация» по адресу: г.Лабытнанги, ул. ..., , вход в аптечный пункт, расположенный в здании Центральной Почты России по ул. ..., , вход в аптечный пункт, расположенный в здании поликлиники по ул. ..., , вход в аптечный пункт, расположенный в магазине «Заполярье» по ул. ..., по тем основаниям, что занимаемые ответчиком здания относятся к объектам социальной инфраструктуры, которые согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» должны быть оборудованы пандусами.

Определением судьи от 09.02.2010 г. привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц Администрация г.Лабытнанги и Управление Федеральной почтовой связи ЯНАО - филиал ФГУП «Почта России».

Определением суда от 25.02.2010 г. привлечены к участию в деле в качестве соответчиков Администрация г.Лабытнанги, Абдуллаева Х.А., Управление Федеральной Почтовой связи ЯНАО - филиал ФГУП «Почта России».

Определением суда от 10.03.2010 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МУ «Управление по труду и социальной защите населения Администрации г.Лабытнанги».

10.03.2010 г. процессуальным истцом были уточнены исковые требования, просил возложить обязанность на органы местного самоуправления в лице Администрации г.Лабытнанги и ИП Абдуллаеву Х.А. по оборудованию устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения пандусами объекты, занимаемые МП «Фармация».

Определением суда от 25.03.2010 г. производство по делу по иску прокурора к МП «Фармация» и Управлению Федеральной Почтовой связи ЯНАО - филиал ФГУП «Почта России» прекращено, в связи с отказом процессуального истца от иска к ним.

В судебное заседание представители Управления Федеральной почтовой связи ЯНАО, МУ «Управление по труду и социальной защите населения Администрации г.Лабытнанги», Абдуллаева Х.А. не явились, извещены. В заявлении от 25.02.2010 г. директор УФПС ЯНАО просит рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании старший помощник прокурора Петрова О.А. уточнила исковые требования и просила возложить обязанность на органы местного самоуправления в лице Администрации г.Лабытнанги и Абдуллаеву Х.А. по принятию мер по обустройству и беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры для установки пандусов на входах зданий, занимаемых МП «Фармация», приведя доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель Администрации г.Лабытнанги Ломакина Н.В., действующая на основании доверенности от 26.02.2010 г. , исковые требования не признала и пояснила, что Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» способы создания условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не определены, в связи с чем МП «Фармацией» определен доступ к указанным объектам путем оборудования зданий, в которых предприятие осуществляет свою деятельность, кнопками вызова персонала, установленными на внешних стенах в пределах доступа к ним, также предприятием организовано лекарственное обеспечение граждан, имеющих ограниченные возможности передвижения и пользующихся в связи с заболеваниями креслами-колясками, посредством бесплатной доставки лекарственных средств по месту жительства граждан транспортом МП «Фармация». Считает, что собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, т.к. центральное здание МП «Фармация» закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения, здание центральной почты России в г.Лабытнанги находится в безвозмездном пользовании ГУП «Почта России», аптечный киоск по ул. ..., размещен в административном корпусе больницы, закрепленный за МУЗ «ЛЦГМБ» на праве оперативного управления, в связи с чем указанные учреждения самостоятельно несут расходы по эксплуатационному обслуживанию полученного нежилого помещения.

Представители МП «Фармация» Дудиева С.А. и Дорошенко Е.Н., действующая на основании доверенности от 17.02.2010 г. , исковые требования прокурора г.Лабытнанги не поддержали и пояснили, что оснований для оборудования пандусами входы в занимаемые МП «Фармация» здания не имеется, поскольку доступ граждан-инвалидов к объектам социальной инфраструктуры осуществлен путем установки в доступных для них местах кнопок вызова фармацевта, а также выезда последнего на дом. О чем все граждане, пользующиеся креслами-колясками, уведомлены лично, из которых только четверо отказались от предоставления им услуги по получению лекарственных средств по домашнему адресу, мотивируя тем, что лекарства им приобретаются родственниками. Кроме того, о наличии предоставления указанных услуг имеется вывешенная информация в здании МУЗ «ЛЦГМБ», неоднократно объявлялось по Лабытнангскому телевидению. Указали, что ежемесячно в МУЗ «ЛЦГМБ» запрашивают списки инвалидов, пользующихся услугами больницы. Считают, что установка пандусов нецелесообразна, поскольку это повлияет на стоимость лекарственных средств, кроме того, граждане имеют возможность приобрести любые лекарства в аптечном киоске, расположенном в оборудованном пандусом здании МУЗ ЛЦГМБ.

Представитель МУ «Управление градостроительства и землепользования Администрации г.Лабытнанги» Каутер Л.В., действующая на основании доверенности от 29.01.2010 г. , требования прокурора г.Лабытнанги не поддержала и пояснила, что оснований для удовлетворения иска прокурора не имеется, поскольку статья 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» указывает на то, что приспособления для доступа инвалидов к зданиям социальной инфраструктуры и использования их инвалидами устанавливаются в вновь строящихся и реконструируемых объектах. Занимаемые МП «Фармация» здания введены в эксплуатацию до принятия указанного закона, в настоящее время их реконструкция не предвидится.

Суд, выслушав участников по делу, свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью.

Статья 7 Конституции РФ гласит, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

С целью реализации гарантированных государством прав инвалидов Государственной Думой Федерального собрания РФ принят Федеральный закон, регламентирующий социальную защиту инвалидов в Российской Федерации, в частности, порядок предоставления услуг указанной категории граждан.

Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Предметом разбирательства по мнению прокурора является бездействие ответчиков в плане не принятия мер по обустройству пандусами зданий, занимаемых МП «Фармация», для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, чем нарушены требования ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», а соответственно права неопределенного круга лиц.

Статьей 15 названного выше закона предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Прокурором субъектами ответственности за нарушение ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» названы органы местного самоуправления в лице Администрации г.Лабытнанги и индивидуальный предприниматель Абдуллаева Х.А., избран гражданско-правовой способ защиты прав неопределенного круга лиц - понуждение к принятию необходимых мер по обустройству пандусами здания, занимаемые МП «Фармация», для беспрепятственного доступа к ним инвалидов, использующих кресла-коляски.

Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, перечень которых не является закрытым. Защита гражданских прав возможна в том числе «иными способами, предусмотренными законом».

Защита гражданских прав в судебном порядке предполагает возложение судом гражданской ответственности на нарушителя, восстановление нарушенных прав потерпевшей стороны.

Согласно ст. 16 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требования к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры юридические и должные лица несут административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Ответственность за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур предусмотрена ст. 9.13 КоАП РФ.

Прокурор в защиту иска ссылается на то, что согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, как на основание привлечения ответчиков к гражданско-правовой ответственности перед неопределенным кругом лиц.

Собственниками зданий в г.Лабытнанги, в которых осуществляет свою деятельность МП «Фармация», расположенных по ул. ..., , ул. ..., , ул. ..., , является муниципальное образование г.Лабытнанги, магазина «Заполярье» по ул. ..., - индивидуальный предприниматель Абдуллаева Х.А.

Как следует из представленных договоров, здание по ул. ..., закреплено на праве хозяйственного ведения за МП «Фармация», здание по ул. ..., передано в безвозмездное пользование ФГУП «Почта России», здание по ул. ..., закреплено за МУЗ «ЛЦГМБ» на праве оперативного управления. По ул. ..., МП «Фармация» занимает площадь 13 кв.м. по договору аренды.

Следовательно, указанные юридические лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в силу договоров, муниципальное образование г.Лабытнанги (полномочия которого в силу ст. 33 п.9 Устава муниципального образования г.Лабытнанги осуществляет Администрация г.Лабытнанги), ИП Абдуллаева Х.А. - как собственники указанного имущества, за нарушение требований ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» могут быть привлечены к административной ответственности, так как создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктур является публично-правовой обязанностью данных субъектов правоотношений перед неопределенным кругом лиц. Иной ответственности перед неопределенным кругом лиц, основанной на указанном Федеральном законе, нет.

К гражданско-правовой ответственности, согласно иска прокурора в интересах неопределенного круга лиц, подлежит привлечению орган местного самоуправления в лице Администрации г.Лабытнанги и ИП Абдуллаева Х.А.

Правоотношения с участием органов местного самоуправления регулируются специальным законом - Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Проверяя довод ответчика - органа местного самоуправления в лице Администрации г.Лабытнанги в защиту от иска о надлежащем осуществлении гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей перед неопределенным кругом лиц в области обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, занимаемым МП «Фармация», суд установил следующее.

Органы местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами, что закреплено в ст. 70 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

В соответствии со ст. 16 ч. 1 п. 26 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

В судебном заседании процессуальный истец пояснила, что органы местного самоуправления должны принять меры по обустройству здания пандусами, которые выражаются в выдаче разрешений ответчиком МП «Фармация» на их установку. Какие меры должна принять Абдуллаева Х.А. прокурором не указано.

Судом установлено, что МП «Фармация» с просьбой о выдаче разрешений на строительство, реконструкцию занимаемых объектов к органам местного самоуправления, ИП Абдуллаевой Х.А. не обращалось, следовательно, данный вопрос ответчиками не разрешался.

Суд считает, что под принятием мер по обустройству зданий пандусами понимается проведение органами местного самоуправления определенной работы, в том числе проведение проектных работ, открытого конкурса для выбора подрядчика, финансирование проектных работ и оплаты муниципального заказа, Абдуллаевой Х.А. также необходимо будет провести проектные работы, согласовать их, после чего заключить договор подряда на выполнение работ по обустройству пандуса, профинансировать данные работы, т.е. фактически ответчики должны провести работы и установить пандусы на входы в здания. Однако, суд находит, что установка пандусов либо иных устройств на входах (подъемники, лифты и др.) без реконструкции зданий для беспрепятственного перемещения инвалидов, использующих кресла-коляски, внутри объектов не соответствует интересам данной категории граждан. Вопрос о необходимости реконструкции зданий возможно решить только после проведения определенных работы.

Согласно ч. 3 ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством.

Прокурором доказательств того, что органами местного самоуправления были выделены ассигнования на указанные расходы, суду не представлено.

Статьями 2 и 8 ч. 3 Градостроительного кодекса РФ установлено, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: 1) подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; 2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; 3) утверждение правил землепользования и застройки городских округов; 4) утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; 5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; 6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов; 7) принятие решений о развитии застроенных территорий.

Таким образом, анализируя положения статьи 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Градостроительного кодекса РФ, Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, утвержденного постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от 22.12.1999 г. № 74/51, суд приходит к выводу, что органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры при проектировании, строительстве и реконструкции данных объектов, поскольку данные виды работ без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использованиями их инвалидами не допускается. В случаях, когда при строительстве, реконструкции зданий и сооружений не могут быть выполнены в полном объеме требования действующих нормативных документов в части доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, собственники этих объектов должны осуществлять по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Названные нормативные правовые акты не возлагают обязанность на собственников объектов по установке конкретно пандусов к зданиям без их реконструкции, т.е. какие именно приспособления для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры будут выполнены (пандусы, лифты, подъемники и др.) решается при строительстве, реконструкции зданий и сооружений с учетом климатических, сложившихся социальных и градостроительных условий, а также мнения общественных объединений инвалидов.

Таким образом, понуждение органа местного самоуправления, индивидуального предпринимателя к совершению действий по принятию мер по обустройству зданий пандусами со ссылкой на указанные выше нормы права по судебному решению нельзя признать законным.

В ст. 8 ГК РФ закреплено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

Статьей 32 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» установлена гражданско-правовая ответственность в случае возникновения споров, касающихся прав и свобод инвалидов, заключающаяся в возмещении вреда, причиненного инвалиду гражданами, должностными лицами, государственными органами, органами местного самоуправления, который производится по общим основаниям, предусмотренным ст.ст. 1064-1101 ГК РФ. Данные положения норм права также не возлагают на органы местного самоуправления, организации обязанности по принятию мер по установке пандусов.

Из Устава МП «Фармация» следует, что оно имеет статус юридического лица, его учредителем является Администрация МО г.Лабытнанги, которая согласно ст. 56 ГК РФ не отвечает по обязательствам юридического лица и наоборот.

Согласно Устава МП «Фармация» и договора от 01.01.2004 г., предприятие является коммерческой организацией, здание по ул. ..., закреплено за ним на праве хозяйственного ведения, оно владеет, пользуется и распоряжается им в соответствии с назначением имущества, вести в установленном порядке необходимую документацию, акты приема-передачи на все действия по передаче, реконструкции, восстановлению и ремонту имущества.

По договору аренды от 01.05.2009 г., заключенного между ИП Абдуллаевой Х.А. и МП «Фармация», последний имеет право производить реконструкцию и техническое перевооружение с письменного согласия Арендодателя в установленном порядке.

Таким образом, при отсутствии либо недостаточности ассигнований для создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, МП «Фармация» вправе с согласия собственников имущества решить вопрос о реконструкции зданий.

Как следует из пояснений свидетеля М., она является председателем Региональной общественной организации инвалидов «Надежда» ЯНАО. В соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» МП «Фармация» обязана обеспечить доступ к своим учреждениям без ограничений для немобильных граждан. Данный доступ обеспечивается любыми приспособлениями, это могут быть пандусы, подъемники, лифты и иные сооружения, обеспечивающие бесперебойную работу в климатических условиях севера с учетом конструкций зданий. Поскольку МП «Фармация» не имеет возможности приспособить доступ к своим учреждениям, Администрация г.Лабытнанги по согласованию с их общественной организацией приняла меры для удовлетворения потребностей инвалидов путем установки МП «Фармация» на занимаемых им зданиях кнопок вызова фармацевта, а также бесплатной доставкой лекарственных средств по месту жительства инвалидов. Данные меры соответствуют интересам инвалидов. Считает, что обустройство зданий пандусами без реконструкции их внутри для беспрепятственного перемещения инвалидов является нецелесообразным. Каких-либо оснований, порождающих обязанность органов местного самоуправления, организации, индивидуального предпринимателя непосредственно финансировать установку пандусов на сегодняшний день не имеется.

Суд считает, что предложенный прокурором способ защиты прав неопределенного круга лиц, заключающийся в понуждении индивидуального предпринимателя Абдуллаеву Х.А. фактически к заключению гражданско-правовых договоров, направленных на оборудование пандусом магазина «Заполярье», понуждении исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - Администрации город Лабытнанги к финансированию таких действий в зданиях муниципального образования со ссылкой на ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» противоречит нормам ст. 12 Конституции РФ, Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 12 Конституцией РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. То есть единолично без какого-либо вмешательства извне определяет направления использования из бюджета МО г.Лабытнанги денежных средств.

Согласно ст. 49 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. В соответствии с ч. 3 ст. 52 указанного федерального закона, формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и настоящим федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 54 указанного выше федерального закона, размещение заказов на поставки товаров, выполнению работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном ФЗ РФ от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

В соответствии со ст. 219 Бюджетного кодекса РФ исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом с соблюдением требований БК РФ.

В соответствии со ст. 281 БК РФ неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

Понуждение к выделению денежных средств на проведение реконструкции зданий для оборудования их пандусами из бюджета муниципального образования г.Лабытнанги является незаконным вмешательством государства в лице судебной власти в местное самоуправление, нарушит права населения как на самоуправление и составляющие его в числе, других финансовые и организационные права, так и права муниципальных органов, уполномоченных на ведение местных дел.

Обязанности по финансированию и исполнению местного бюджета органами местного самоуправления перед МП «Фармация» при установленных судом обстоятельствах не имеется.

В соответствии с п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Статья 133 Конституции РФ закрепляет, что местное самоуправление в РФ гарантируется правом на судебную защиту, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

Судом с достоверностью установлено, что специальные нормы права, содержащиеся в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» не содержат сведений о таком способе защиты прав и интересов неопределенного круга лиц, какой предложен прокурором в заявленном им иске.

Таким образом, суд делает вывод о том, что гражданско-правовая ответственность, а равно и гражданские обязанности органа местного самоуправления в лице Администрации г.Лабытнанги, ИП Абдуллаевой Х.А. перед неопределенным кругом лиц в случае нарушения Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» не возникают.

Понуждение по судебному решению, как способ защиты нарушенного гражданского права, возможно только при наличии самого гражданского права. Гражданские права и обязанности могут возникать на основании норм федеральных законов в области гражданского законодательства (ст.8 ГК РФ).

Анализ норм федеральных законов, применительно к спорным правоотношениям, не дает суду оснований для вывода о виновном бездействии ответчиков по исполнению гражданских обязанностей перед неопределенным кругом лиц в области обеспечения доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в той мере, в которой такие обязательства могут возникнуть на основании этих норм, все полномочия и обязанности осуществляются в соответствии с требованиями ст. 10 ГК РФ разумно, и добросовестно. Доказательств обратного стороной истца не представлено.

В административных правоотношениях, которые усматриваются между сторонами спора: неопределенным кругом лиц (с одной стороны) и ИП Абдуллаевой Х.А., Администрацией г.Лабытнанги и МП «Фармация» (с другой стороны) при соблюдении требований ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» понуждением является применение к правонарушителю мер административного наказания.

Согласно ст. 131 ч. 3 ГПК РФ в исковом заявлении, предъявленном прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

Характер нарушения права определяет способы его защиты. Характер нарушения прав неопределенного круга лиц указан прокурором как неисполнение требований закона ответчиками и как способ предложено понуждение к определенным действиям на основании судебного решения.

Судом установлено, что все необходимые меры для удовлетворения потребностей инвалидов, использующих кресла-коляски, в фармацевтической сфере ответчиками выполняются. Последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры определяется исключительно собственниками зданий с учетом мнения общественных организаций инвалидов.

Из пояснений председателя региональной общественной организации инвалидов «Надежда» ЯНАО М. следует, что работа с органами местного самоуправления по созданию для инвалидов условий доступности к существующим объектам социальной инфраструктуры ведется, в дальнейшем они будут определяться и с занимаемыми МП «Фармация» зданиями по поводу устройства приспособлений в случае, если их оборудование возможно без реконструкции зданий.

Таким образом, оснований полагать, что ответчиками нарушаются требования закона, что нарушает права неопределенного круга лиц, у суда не имеется.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В судебном заседании прокурором не представлено доказательств необходимости возложения на ответчиков обязанности по немедленному дополнительному финансированию для принятия мер по обустройству зданий пандусами.

При таких обстоятельствах, суд считает, что в случае нарушения органами местного самоуправления, организациями требований ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» основания для применения гражданско-правового способа защиты неопределенного круга лиц отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора г.Лабытнанги, действующего в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, к органам местного самоуправления в лице Администрации г.Лабытнанги и Абдуллаевой Хеде Абдулгапуровне о возложении обязанности по принятию мер по обустройству и беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Словакевич Л.В. ...

...

...

...

...