Р Е Ш Е Н И Е 9 марта 2010 года г. Лабытнанги Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Давыдова В.М., с участием старшего помощника прокурора г.Лабытнанги Петровой О.А., при секретаре судебного заседания Тричевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-106-2010 по заявлению прокурора города Лабытнанги о признании незаконным и недействующим распоряжения заместителя главы Администрации города Лабытнанги №627 от 08.12.2009 года «О мерах по ликвидации задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг работниками муниципальных предприятий и учреждений муниципального образования город Лабытнанги», У С Т А Н О В И Л: 08.12.2009 года заместителем главы Администрации города Лабытнанги Кузнецовым А.И. издано распоряжение №627 «О мерах по ликвидации задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг работниками муниципальных предприятий и учреждений муниципального образования город Лабытнанги». Считая вынесенное распоряжение незаконным, прокурор города Лабытнанги обратился в суд с заявлением (в порядке главы 24 ГПК РФ) об отмене вышеуказанного распоряжения, указывая на то, что действующим жилищным законодательством (статья 155 и статья 90 ЖК РФ) установлены меры воздействия на граждан, которые имеют задолженность за оказанные жилищно-коммунальные услуги. Применение других мер воздействия, действующим законодательством не предусмотрено. Распоряжение противоречит Конституции Российской Федерации, нормам Жилищного Кодекса Российской Федерации, фактически данным распоряжением Администрация города Лабытнанги наделяет руководителей муниципальных предприятий и учреждений муниципального образования город Лабытнанги полномочиями по контролю за оплатой жилищно-коммунальных услуг, не относящиеся к их полномочиям. Предметом прокурорского надзора на основании части 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» являются в том числе, соответствие законам правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления. Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 01.10.2007 года №155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» в пункте 1 и 2.2 предписывается принятие мер по усилению данного направления надзора и безотлагательно реагировать на принятие органами местного самоуправления нормативных правовых актов, не соответствующих положениям регионального или федерального законодательства. С учётом изложенного, прокурор просит суд распоряжение №627 от 08.12.2009 года «О мерах по ликвидации задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг работниками муниципальных предприятий и учреждений муниципального образования город Лабытнанги» отменить со дня его принятия. В судебном заседании старший помощник прокурора Петрова О.А заявление прокурора в порядке главы 24 ГПК РФ поддержала, требование уточнила, просит суд признать распоряжение заместителя главы Администрации города Лабытнанги №627 от 08.12.2009 года незаконным и недействующим со дня его принятия, приведя при этом те же доводы. В судебном заседании представитель Администрации города Лабытнанги Ломакина Н.В., действующая на основании доверенности, заявленное требование прокурора не признала, указывая на то, что распоряжение является ненормативным правовым актом, якобы, не содержит правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределённого круга лиц, адресовано конкретным лицам, содержит индивидуальные предписания - руководителям муниципальных предприятий и учреждений. По утверждению представителя заинтересованного лица, распоряжение принято в соответствии с законом, в пределах полномочий должностного лица местного самоуправления, при этом права и свободы граждан данным распоряжением не были нарушены. Выслушав объяснения старшего помощника прокурора города Лабытнанги Петровой О.А., представителя заинтересованного лица Ломакиной Н.В., изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора г.Лабытнанги подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям. Из распоряжения заместителя главы Администрации города Лабытнанги №627 от 08.12.2009 года «О мерах по ликвидации задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг работниками муниципальных предприятий и учреждений муниципального образования город Лабытнанги» л.д. ) следует, что в целях активизации работы по сокращению задолженности перед предприятиями ЖКХ по оплате жилищно-коммунальных услуг работниками муниципальных предприятий и учреждений муниципального образования город Лабытнанги пунктом 1 данного распоряжения руководителям муниципальных предприятий и учреждений муниципального образования город Лабытнанги дано распорядительное указание: Издать приказ о назначении ответственного лица, контролирующего факт оплаты жилищно-коммунальных услуг за прошедший период (подпункт 1.1). При выявлении фактов неоплаты работником жилищно-коммунальных услуг, проводить анализ причин возникновения данных фактов (трудная жизненная ситуация, необходимость оформления субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, плохая платёжная дисциплина) и способствовать их устранению (подпункт 1.2). Проводить политику энергосбережения на подведомственном предприятии (учреждении) (установка приборов учёта, применение энергосберегающих электроприборов, своевременное их отключение от сети питания, строгое соблюдение лимитов потребления коммунальных услуг, своевременные мероприятия по ремонту и утеплению здания, герметизация окон) (подпункт 1.3). О результатах работы ежемесячно не позднее 10 числа, направлять информацию секретарю антикризисного штаба при Администрации города Лабытнанги (подпункт 1.4). В соответствии с пунктом 2 настоящее распоряжение 8 декабря 2009 года было размещено на официальном сайте Администрации города Лабытнанги, что соответствует уставу муниципального образования город Лабытнанги, где пунктом 5 статьи 40 Устава установлено, что официальным источником опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов является средство массовой информации - газета «Вестник Заполярья» и (или) официальный сайт Администрации города Лабытнанги в сети Интернет. Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор имеет право на обращение в суд с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых органами местного самоуправления и их должностными лицами. В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределённого круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Таким образом, при решении вопроса о нормативном характере принятого распоряжения, суд исходит из совокупности и взаимосвязи характеризующих признаков, которым должен отвечать нормативный правовой акт. Изданное заместителем главы Администрации города Лабытнанги распоряжение №627 содержит в себе общеобязательные правила поведения (нормы), которые не персонифицированы, а адресуются неопределённому кругу лиц, рассчитаны на неоднократное применение. Распоряжение опубликовано (обнародовано) в установленном Уставом порядке - размещено в день издания на официальном сайте Администрации города Лабытнанги в сети Интернет. Следовательно, изданное распоряжение заместителя главы Администрации города Лабытнанги соответствует признакам нормативного правового акта. В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Вместе с тем в силу указаний части 4 статьи 7 данного Федерального закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Проанализировав положения подпунктов 1.1 и 1.2 оспариваемого распоряжения, суд приходит к выводу, что данными положениями устанавливаются дополнительные, помимо предусмотренных федеральным законодательством меры по контролю за оплатой жилищно-коммунальных услуг работниками муниципальных предприятий и учреждений муниципального образования город Лабытнанги. Фактически данным распоряжением (подпунктами 1.1 и 1.2) Администрация города Лабытнанги наделяет руководителей муниципальных предприятий и учреждений муниципального образования город Лабытнанги полномочиями по контролю за оплатой жилищно-коммунальных услуг и способствованию устранению выявленных фактов неоплаты, что не относится к их компетенции, в связи с чем, распоряжение в этой части является незаконным, противоречащим федеральному законодательству. Вместе с тем в остальной части требования прокурора не подлежат удовлетворению. Суд признаёт законным и обоснованным подпункт 1.3 пункта 1 распоряжения, в котором руководителям муниципальных предприятий и учреждений предписано проводить политику энергосбережения на подведомственном предприятии (учреждении) - (установка приборов учёта, применение энергосберегающих электроприборов, своевременное их отключение от сети питания, строгое соблюдение лимитов потребления коммунальных услуг, своевременные мероприятия по ремонту и утеплению здания, герметизация окон). Подпункт 1.3 пункта 1 распоряжения соответствует федеральному законодательству. Так, согласно подпункта 8.2 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления обладают полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по организации проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, по организации и проведению иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 23.11.2009 года №261- ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об энергосбережении) к полномочиям органов местного самоуправления относятся: координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями. Таким образом, распорядительное указание руководителям муниципальных предприятий и учреждений, предусмотренное подпунктом 1.3 пункта 1 распоряжения, дано во исполнение статьи 8 Федерального закона об энергосбережении, в соответствии с предоставленными органам местного самоуправления полномочиями. В этой связи указание в оспариваемом распоряжении о направлении ежемесячно информации о результатах работы секретарю антикризисного штаба при Администрации г.Лабытнанги (подпункт 1.4) не противоречит статье 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поэтому требование прокурора о признании распоряжения в этой части незаконным и недействующим, суд находит также не подлежащим удовлетворению. В соответствии с частями 2, 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признаёт данный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьёй 209 настоящего Кодекса и влечёт за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. Решая вопрос о дате признания оспариваемого нормативного правового акта в части (подпункт 1.1 и подпункт 1.2 пункта 1 распоряжения ) недействующими, суд учитывает, что данные подпункты распоряжения применяются в течение длительного времени и в целях обеспечения стабильности правоотношений, признаёт их недействующими со дня вступления решения суда в законную силу. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196, 198, 253 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора города Лабытнанги удовлетворить частично. Признать подпункт 1.1 и подпункт 1.2 пункта 1 распоряжения заместителя главы Администрации города Лабытнанги №627 от 08.12.2009 года «О мерах по ликвидации задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг работниками муниципальных предприятий и учреждений муниципального образования город Лабытнанги» несоответствующими закону и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части заявленное требование прокурора города Лабытнанги оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение 10 дней.