Дело № 2-537-2010 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 29 октября 2010 года г.Лабытнанги Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Словакевич Л.В., при секретаре судебного заседания Левитиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ямало-Ненецкого прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ЯНАО к ФБУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО, Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по ЯНАО о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности, установил: Ямало-Ненецкий прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ ЯНАО в порядке ст. 45 ГПК РФ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФБУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО об обязывании в срок до 31.01.2011 г. устранить нарушения требований пожарной безопасности в зданиях, расположенных на территории исправительной колонии. Требования мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства в области пожарной безопасности, проведенной Ямало-Ненецкой прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ ЯНАО с привлечением специалиста отдела государственного пожарного надзора по МО г.Лабытнанги УГПН ГУ МЧС России по ЯНАО, выявлены многочисленные грубейшие нарушения требований пожарной безопасности в зданиях исправительной колонии, которые не устраняются должностными лицами исправительного учреждения на протяжении длительного времени. Определением суда от 19.05.2010 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказания России по ЯНАО Прокурор Снайдерман Г.В. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал, приведя доводы, изложенные в исковом заявлении. Представители ФБУ ИК-8 Полянцева А.О. и Деркач А.А. иск не признали, пояснив, что учреждение свои обязанности, вытекающие из договора передачи федерального имущества в оперативное управление по обеспечению сохранности имущества, его нормальных условий эксплуатации, капитальному и текущему ремонту, исполняет добросовестно в пределах выделяемых из федерального бюджета денежных средств, а также за счет средств от внебюджетной деятельности учреждения. Указали, что часть нарушений требований пожарной безопасности возможно только при реконструкции зданий либо в ходе капитального ремонта. Представитель УФСИН России по ЯНАО Давлетбаев Р.Х. иск не признал и пояснил, что УФСИН России по ЯНАО является распорядителем бюджетных средств, выделяемых им и исправительным колониям из федерального бюджета через ФСИН России, своих денежных средств УФСИН России по ЯНАО не имеет. При поступлении денежных средств на обеспечение пожарной безопасности в исправительных колониях, они распределяются между учреждениями с учетом их потребностей. Для устранения нарушений требований пожарной безопасности в ФБУ ИК-8 требуется около 70 миллионов рублей. Принимая во внимание, что ФБУ ИК-8 в 2009 году было выделено 300000 рублей, а в 2010 году – 1350000 рублей, то устранить нарушения в установленный прокурором срок невозможно. Представитель третьего лица ОГПН по МО г.Лабытнанги в суд не явился, о времени и месте слушания дела извещен. Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Прокурор обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц от угрозы пожара в ФБУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО. Статьей 1 абз. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, обществами государства от пожаров. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства, что закреплено в преамбуле указанного Закона. Пожар согласно абз. 2 ст.3 Федерального закона «О пожарной безопасности», неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Предметом судебного разбирательства явились недостатки, выявленные ОГПН по МО г.Лабытнанги в ходе мероприятий по контролю за выполнением обязательных требований пожарной безопасности в ФБУ ИК-8. В соответствии с предписанием № 77/65/68 заместителя главного государственного инспектора г.Лабытнанги по пожарному надзору от 17.03.2009 г. (т. 1 л.д. 18-21), ФБУ ИК-8 в срок до 10.01.2010 г. необходимо было устранить 68 нарушений требований пожарной безопасности в зданиях и помещениях, находящихся в оперативном управлении учреждения. На день рассмотрения спора предписание исполнено частично, что следует из акта проверки органа государственного пожарного надзора от 20.09.2010 г. (т. 1 л.д. 231) и не оспаривается сторонами. Таким образом, факт нарушения закона в части не соблюдения требований, установленных Правилами пожарной безопасности РФ, в ФБУ ИК-8 установлен в ходе рассмотрения дела с достоверностью. Согласно ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных гражданских прав осуществляет суд. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее исполнение требований пожарной безопасности. Согласно ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Указанные лица за нарушение требовании пожарной безопасности, а также за иные правонарушении в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, перечень которых не является закрытым. Защита гражданских прав возможна в том числе «иными способами, предусмотренными законом». Защита гражданских прав в судебном порядке предполагает возложение судом гражданской ответственности на нарушителя, восстановление нарушенных прав потерпевшей стороны. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Собственником зданий ФБУ ИК-8 является государство, ФБУ ИК-8 использует здания в соответствии с договором № от 05.05.2009 г. о передаче федеральному бюджетному учреждению уголовно-исполнительной системы федерального имущества на праве оперативного управления (т. 1 л.д. 177-184). Следовательно, ФБУ ИК-8 - как лицо, уполномоченное владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в силу договора о передаче имущества в виде зданий, находящихся на территории учреждения и за ее пределами, в оперативное управление, за нарушение требований пожарной безопасности может быть привлечен к одному из указанных в законе видов ответственности, так как обеспечение пожарной безопасности помещения является публично-правовой обязанностью данных субъектов правоотношений перед неопределенным кругом лиц. Иной ответственности перед неопределенным кругом лиц, основанной на Федеральном законе № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нет. В ст. 8 ГК РФ закреплено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Из Положения ФБУ ИК-8 следует, что оно имеет статус юридического лица, его учредителем является Правительство Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний (т. 1 л.д. 163-176). В соответствии с Положением и договором о передаче имущества в оперативное управление, ФБУ ИК-8 вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним учредителем на праве оперативного управления, обязано принимать меры по обеспечению его сохранности и устранению возможного ущерба, нести расходы по содержанию переданного имущества, поддерживать его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, проводить текущий и капитальный ремонт. Задачами ФБУ ИК-8 являются, в том числе обеспечение надлежащих условий отбывания наказания в учреждении, охрана здоровья осужденных. На ответчика также возложена обязанность осуществлять противопожарные мероприятия, предусмотренные государственными стандартами, номами и правилами, обеспечивать противопожарную защиту. Финансирование ФБУ ИК-8 осуществляется через орган федерального казначейства в порядке, установленном действующим законодательством, и УФСИН ЯНАО. Источником финансовых ресурсов учреждения являются, в том числе бюджетные средства и доходы от предпринимательской и иной приносящей доход, деятельности. В ходе судебного заседания установлено, что ФБУ ИК-8 и УФСИН ЯНАО, как распорядители и получатели бюджетных средств, операции по расходованию выделенных ФСИН России денежных средств на обеспечение пожарной безопасности в соответствии с бюджетным законодательством, то есть бюджетные ассигнования затрачиваются в полном объеме непосредственно на те цели, на которые он были выделены. Кроме того, ФБУ ИК-8 для устранения нарушений требований пожарной безопасности выделяются средства от внебюджетной деятельности, что не оспаривается прокурором (т. 1 л.д. 67-74, 232). Разумность определения размера расходов на содержание исправительных колоний определяет ФСИН России, непосредственно на содержание колоний в ЯНАО УФСИН ЯНАО при предоставлении учреждениями сметы расходов на следующий финансовый год, либо заявок о дополнительном финансировании в текущем году. Информация о потребности ФБУ ИК-8 в денежных средствах на расходы по устранению нарушений требований пожарной безопасности, о поступлении предписаний ОГПН по МО г.Лаытнанги своевременно предоставлялась в УФСИН ЯНАО и ФСИН России (т. 1 л.д. 35-54, 210-215, 233-255). В соответствии со ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом с соблюдением требований БК РФ. Как установлено в ходе рассмотрения дела ФБУ ИК-8 ведутся работы по устранению нарушений требований пожарной безопасности (т. 1 л.д. 55-66, 191-209, 216-225, т. 3 л.д. 168-177, 181-187), что указывает на отсутствие бездействия со стороны ответчиков. Прокурор просит обязать ФБУ ИК-8 устранить нарушения в срок до 31.01.2011 г. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Из предписания ОГПН по МО г.Лабытнанги № 110/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности в ФБУ ИК-8 от 20.09.2010 г. усматривается 52 пункта нарушений, срок устранений нарушений установлен – 01.10.2011 г. (т. 3 л.д. 194-199). Представитель ФБУ ИК-8 Деркач А.А. пояснил, что в установленные прокурором в иске, ОГПН в предписании сроки устранить нарушения с учетом выделяемых из федерального бюджета, а также из внебюджетных средств невозможно, так как исполнить часть требований прокурора и ОГПН можно только при значительных вложениях и проведения капитальных работ, учитывая, что многие здания введены в эксплуатацию в 1960-1970 годах, имеют больший физический износ, что прокурором не оспорено. Таким образом, исходя из представленных технических паспортов на здания и сооружения, подтверждающих дату их постройки, техническое состояние, а также характера имеющихся нарушений, судом с достоверностью установлено, что ряд нарушений требований пожарной безопасности возможно устранить только в ходе капитального ремонта и реконструкции зданий, что требует значительного времени для определения объема и сметной стоимости работ, проведения работ, поскольку только в ходе капитального ремонта возможно произвести весь комплекс мероприятий по защите зданий от угрозы возгорания. При установленных обстоятельствах с учетом предусмотренных законом процедур, предшествующих проведению капитального ремонта в зданиях учреждения, с учетом финансирования ФБУ ИК-8, определить срок для совершения необходимых действий ответчиками не представляется возможным. Гражданское законодательство предусматривает возможность приостановления деятельности юридического лица при наличии опасности причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица (ст.ст. 1964, 1065 ГК РФ). Прокурор в судебном заседании указал на то, что при рассмотрении настоящего дела оснований для применения крайней меры воздействия на нарушителя закона в виде приостановления деятельности ФБУ ИК-8 не имеется. У суда нет сомнений в том, что каждое нарушение требований пожарной безопасности может повлечь угрозу для жизни и здоровья людей. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. ФБУ ИК-8 является исправительным учреждением, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, а также осуществляет деятельность по оказанию реабилитационной помощи осужденным, то есть носит статус специализированного учреждения. Граждане, отбывающие наказание в учреждение, ограничены в свободе и передвижении, при возникновении угрозы для их жизни и здоровья они не вправе покинуть учреждение. ФБУ ИК-8 обязано принимать меры по соблюдению прав осужденных и сотрудников, в том числе по обеспечению пожарной безопасности. При таких обстоятельствах, учитывая характер нарушений требований пожарной безопасности, устранение которых возможно при соответствующем финансировании и проведении значительных работ, которые не должны нарушать права лиц, отбывающих наказание, на надлежащее их содержание при исполнении наказания, а также права сотрудников учреждения при исполнении ими обязанностей, суд приходит к выводу, что устранение нарушений возможно только в период приостановления деятельности учреждения, исходя из того, что данная мера ответственности соответствует общественным интересам, иным образом выполнить требования пожарной безопасности невозможно. Принимая во внимание, что в ходе судебного заседания прокурором требование о приостановлении деятельности ФБУ ИК-8 не заявлено, суд на основании вышеизложенного считает исковые требования прокурора не подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Ямало-Ненецкого прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ЯНАО к ФБУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО, Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по ЯНАО о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято 03 ноября 2010 года. Судья: Словакевич Л.В.