об обязывании произвести перерасчет платы за предоставленнкую коммунальную услугу ненадлежащего качества, взыскании штрафа и компенсации морального вреда



Дело № 2-805-2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 ноября 2011 года г.Лабытнанги

Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего: судьи Словакевич Л.В.,

при секретаре судебного заседания: Сукач Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корепановой Галины Андреевны к ОАО «ЖКСП-Жилкомсервис» о перерасчете платы за коммунальную услугу, взыскании штрафа и компенсации морального вреда,

установил:

Корепанова Г.А. обратилась в суд с иском к ОАО «ЖКСП-Жилкомсервис» об обязывании произвести перерасчет платы за отопление за период с 01.07.2008 г. по 30.06.2011 г. и взыскании 50500 рублей за предоставление услуги ненадлежащего качества, штрафа в размере 10000 рублей, компенсации морального вреда в сумме 20000 рублей по тем основаниям, что она проживает по адресу: ...2, управление многоквартирным жилым домом и оказание услуг осуществляется управляющей организацией ОАО «ЖКСП-Жилкомсервис». В занимаемой ею квартире температурный режим не соответствует требованиям. Однако, в нарушение действующего законодательства ответчик меры по восстановлению температуры не предпринимает, произвести перерасчет платы за предоставленную некачественную услугу отказывается. По вине ответчика ей причинен моральный вред.

Определением суда от 24.10.2011 г. привлечен к участию в деле в порядке ст. 43 ГПК РФ Корепанов В.Л.

В судебном заседании истица Корепанова Г.А. уточнила исковые требования и просила обязать ответчика произвести перерасчет платы за отопление, уменьшив сумму на 50500 рублей, отнеся ее на счет будущих платежей, в остальной части требования оставила без изменений, пояснив, что в указанном жилом помещении она проживет с октября 1993 года совместно с мужем Корепановым В.Л. С 2006 года в их квартире и у соседей в квартире вода, поступающая в трубы центрального отопления, не соответствует температурному графику, в связи с чем 2/3 квартиры не отапливается. В остальных квартирах дома отопление подается надлежащего качества. Из-за бездействия ответчика ей причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях, она вынуждена обращаться в различные инстанция для устранения нарушения ее прав, проживая в холодной квартире, испытывает дискомфорт.

Представитель ОАО «ЖКСП-Жилкомсервис» Смирнова С.В., действующая на основании доверенности от ДД/ММ/ГГ , исковые требования не признала и пояснила, что плату за отопление обслуживающая организация не взимает, расчеты за предоставленные коммунальные услуги не производит. Полученные от потребителей расчетно-кассовым центром г. Лабытнанги денежные средства за отопление, переводятся ресурсоснабжающей организации - ОАО «Тепло-Энергетик». Для решения вопроса по отоплению в квартире истицы, последней необходимо получить решение собственников жилья о реконструкции системы отопления, после чего управляющей организацией будут произведены соответствующие работы. Период нарушения прав истицы с июля 2008 года по июнь 2011 года включительно, расчет, выполненный истицей, ими не оспариваются. Указала, что доказательств причинения истице морального вреда, последней не представлено.

Представитель ОАО «Тепло-Энергетик» Подсадная О.Н., действующая на основании доверенности от ДД/ММ/ГГ , исковые требования Корепановой Г.А. поддержала, однако считает, что разницу в сумме 50500 рублей необходимо взыскать с ответчика, так как ДД/ММ/ГГ между ОАО «Тепло-Энергетик» и ОАО «ЖКСП-Жилкомсервис» заключен договор на предоставление тепловой энергии, в силу которого ОАО «Тепло-Энергетик» обслуживает тепловые сети до ввода в дом, далее и внутри занимаемых помещений – ОАО «ЖКСП-Жилкомсервис», в связи с чем ответственность за предоставленные истице некачественные услуги несет управляющая организация. ОАО «ЖКСП-Жилкомсервис» претензий ОАО «Тепло-Энергетик» по качеству предоставляемого ресурса не предъявляло.

Корепанов В.Л., представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО в судебное заседание не явились, извещены. Корепанов В.Л. в заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав стороны, представителя третьего лица, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Корепанов В.Л. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ... что следует из свидетельства о государственной регистрации права. Корепанова Г.А. в силу договора приватизации от ДД/ММ/ГГ имеет право пользования данным жилым помещением. ОАО «ЖКСП-Жилкомсервис» с 15.07.2008 г. является управляющей организацией данного дома на основании проведенного органами местного самоуправления конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, что следует из договора от ДД/ММ/ГГ

Указанным договором определены обязанности управляющей организации, в том числе: предоставление коммунальных услуг (п. 3), устранять за свой счет все выявленные недостатки оказания услуг и выполнения работ (п. 4.1.3), в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, провести перерасчет платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (п. 4.1.8), от своего имени или за свой счет заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (п. 4.1.11) и другие, регулирующие отношения сторон.

Договор управления многоквартирным домом в письменной форме между сторонами не заключался, что не освобождает их от исполнения своих обязательств в соответствии с жилищным законодательством.

В силу ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Корепанов В.Л. в свою очередь, согласно ст.ст. 153, 155 ч. 7 ЖК РФ как собственник помещения в многоквартирном доме обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги управляющей организации.

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за отопление.

Согласно ч. 4 ст. 157 ЖК РФ при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила), согласно которым (п. 3 Правил): «коммунальные услуги» - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; «коммунальные услуги надлежащего качества» - коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.

В соответствии с подп. «ж» п. 49, 60 Правил исполнитель обязан производить в установленном разделом VII настоящих Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.

При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением № 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.

Пунктом 15 приложения № 1 к Правилам определены требования к качеству коммунальной услуги «отопление», так, температура воздуха в жилых помещениях обеспечивается не ниже +18 град.С (в угловых комнатах - +20 град.С), а районах с температурой наиболее холодной пятидневки - -31 град.С и ниже - +22 (+22) град.С; в других помещениях – в соответствии с ГОСТом Р 51617-2000. Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) – не более 3 град.С. Указанные требования применяются при температуре наружного воздуха не ниже расчетной при проектировании системы отопления и при условии выполнения обязательных мер по утеплению помещений.

При предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества определен порядок изменения размера платы: за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении (суммарно за расчетный период) размер ежемесячной платы снижается: на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (при отсутствии приборов учета), за каждый градус отклонения температуры.

15.08.2010 г. введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10, устанавливающие обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. В приложении № 2 к данным Правилам определена оптимальная и допустимая температура воздуха.

Из пояснений истицы следует, что она с супругом проживают в двухэтажном щитовом доме деревянного исполнения в квартире, не оборудованной приборами учета, то есть начисление за отопление производится исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Истицей произведен расчет изменения размера платы за коммунальную услугу «отопление», предоставленную ненадлежащего качества, согласно которого за период с 01.07.2008 г. по 30.06.2011 г. начислена плата за коммунальную услугу на сумму 75750 рублей, сумма уменьшения платы за указанный период составляет 50500 рублей, исходя из того, что 2/3 квартиры не обогреваются.

В соответствии с положениями п.п. 64, 67-69, 71 Правил, в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).

Если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей.

В акте о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Датой начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается:

а) время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;

б) время, указанное в акте, составленном исполнителем в порядке, определенном пунктами 67 - 69 настоящих Правил, - в случае выявления исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;

в) время начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, зафиксированное коллективным (общедомовым), общим (квартирным) или индивидуальным приборами учета, - в случае фиксации предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества приборами учета.

Акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.

Согласно пункту 74 Правил, период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным, в том числе со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг, оформляемого в порядке, определенном пунктами 67 - 69 настоящих Правил.

В качестве доказательств не соответствия температурного режима в квартире истицы в указанный период представлены: акты обследования комиссией квартиры от ДД/ММ/ГГ, ДД/ММ/ГГ, ДД/ММ/ГГ, ДД/ММ/ГГ, акт ОАО «ЖКСП-Жилкомсервис» от ДД/ММ/ГГ, из которых не следует дата начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, в некоторых актах не указано каким образом и с помощью каких технических средств замерялись показания температуры, а также в результате чего температура в квартире Корепановых не соответствует санитарным требованиям. Факт предоставления истице коммунальной услуги ненадлежащего качества в период с июля 2008 года по июнь 2011 года представителем ответчика не оспаривается.

Из лицевого счета , открытого на имя Корепанова В.Л., видно, что перерасчет платы за предоставленную коммунальную услугу ненадлежащего качества ответчиком не производился.

По имеющимся в деле документам произвести уменьшение платы в соответствии с пунктом 15 приложения № 1 к Правилам не предоставляется возможным, в связи с чем суд считает необходимым уменьшить плату за коммунальную услугу за отопление за период с июля 2008 года по июнь 2011 года включительно на 10 %, учитывая, что коммунальная услуга истице предоставлялась, она ею пользовалась.

Обязанность по уменьшению размера платы возлагается на управляющую организацию, так как фактически истица состоит в правовых отношениях с ответчиком, а не с ресурсоснабжающей организацией – ОАО «Тепло-Энергетик».

Доводы представителя ответчика о том, что управляющая организация коммунальные услуги потребителям не представляет, плату за их предоставление не начисляет, денежные средства от потребителей не получает, кроме того, требуется реконструкция системы отопления в квартире истицы и в квартире , которая может быть произведена при наличии положительного решения собственников жилья, не состоятельны, так как обязанности по содержанию общего имущества, в состав которого входит отопление, по предоставлению коммунальных услуг, возложены на управляющую организацию.

Ссылка представителя ОАО «Тепло-Энергетик» о том, что в случае удовлетворения требования истицы о перерасчете платы за коммунальные услуги и отнесении разницы в счет будущих платежей, возникают убытки у их организации, не может быть принята во внимание, так как ОАО «Тепло-Энергетик» не лишен возможности обратиться в суд с иском для защиты имущественных прав.

Согласно вышеуказанным Правилам, исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имущества потребителя вследствие непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества независимо от его вины.

Корепанова Г.А. считает, что в связи с несоблюдением ответчиком температурного режима в занимаемой ею квартире ей причинен моральный вред.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Моральный вред – это нравственные и (или) физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье т.п.) или нарушающими его имущественные и личные неимущественные права и интересы.

Исходя из того, что компенсация морального вреда по своей сути не может являться целью обогащения гражданина, принимая во внимание степень вины нарушителя в виде его бездействия по устранению нарушений прав истицы, а также то, что при нарушении температурного режима истица испытывала дискомфорт, нравственные страдания, суд находит соразмерной компенсацией причиненного Корепановой Г.А. морального вреда в сумме 20 000 рублей.

Требование истицы о взыскании в ее пользу штрафа в размере 10000 рублей удовлетворению не подлежит, поскольку законодательством взыскание штрафа в пользу потребителя не предусмотрено.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ суд взыскивает с ответчика в доход местного бюджета госпошлину в сумме 4000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Корепановой Галины Андреевны удовлетворить частично.

Обязать ОАО «ЖКСП-Жилкомсервис» произвести Корепановой Галине Андреевне, проживающей по адресу: ... (лицевой счет ) уменьшение платы за коммунальную услугу «отопление» за период с июля 2008 года по июнь 2011 года включительно на 10 % от начисленной суммы, отнеся разницу на счет будущих платежей

Взыскать с ОАО «ЖКСП-Жилкомсервис» в пользу Корепановой Галины Андреевны компенсацию морального вреда в сумме 20 000 рублей.

Взыскать с ОАО «ЖКСП-Жилкомсервис» в местный бюджет государственную пошлину в сумме 4000 рублей.

Корепановой Г.А. в остальной части иска к ОАО «ЖКСП-Жилкомсервис» отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 07 ноября 2011 года.

Судья: Словакевич Л.В.