РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 13 апреля 2011 года г.Лабытнанги Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа: в составе председательствующего судьи ПОДГОРНОЙ О.А., при секретаре судебного заседания Волосовой К.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-240-2011по иску Корепановой Г.А. к ОАО «ЖКСП- Жилкомсервис» о взыскании убытков в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества, суммы штрафа, компенсации материального ущерба и морального вреда, У С Т А Н О В И Л: 03.03.2011 года Корепанова Г.А. обратилась в суд с иском к ОАО «ЖКСП- Жилкомсервис» в защиту прав потребителя. В судебном заседании просит суд взыскать с ответчика убытки в связи с предоставлением коммунальных услуг по теплоснабжению ненадлежащего качества в сумме 52526 руб. за период с 01.01.2008 года по 31.03.2011 года, штраф 10000 рублей, компенсацию материального ущерба в виде убытков 2420 руб., компенсацию морального вреда в сумме 50000 рублей, об обязывании произвести корректировку размера платы за отопление с 01.01.2008 года до момента устранения причин неудовлетворительной работы системы отопления. В защиту иска Корепанова Г.А. указала, что факт предоставления услуг по отоплению ненадлежащего качества подтвержден актами обследования жилого помещения от 08.04.2011 года, от 18.02.2010г., от 29.03.2010г. По ее мнению, ответственность за нарушение прав потребителя должна быть возложена на управляющую компанию. Представитель управляющей компании ОАО «ЖКСП- Жилкомсервис» Павлова В.Ю., действующая на основании доверенности № от ДД/ММ/ГГ, требования истицы считает необоснованными. Третье лицо - представитель ОАО «Тепло- Энергетик», представитель госоргана Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по ЯНАО в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены, имеются ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц. Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 46 Конституции РФ каждый имеет право на судебную защиту. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие либо из них не ссылались. Как следует из ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). В совместном Постановлении Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" имеются разъяснения, направленные на определение объема подлежащих возмещению убытков при нарушении обязательств. В соответствии с п. 10 этого Постановления при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п.. Для взыскания понесенных убытков в судебном порядке истец должен представить суду доказательства, подтверждающие нарушение ответчиком принятых по договору обязательств; причинную связь между понесенными убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств; размер убытков, возникших у истца в связи с нарушением ответчиком своих обязательств. Непредставление доказательств по любому из этих пунктов является безусловным основанием к отказу в удовлетворении требований лица, права которого нарушены. Как следует из акта обследования технического состояния жилого фонда от ДД/ММ/ГГ, составленного МУ «Служба Заказчика», температура сетевой воды в подающем и обратном трубопроводе не соответствует нормативу, согласно температурного графика. Необходимо произвести замену стояков из нижерасположенной квартиры. Из акта обследования технического состояния жилого фонда от ДД/ММ/ГГ, расположенного по адресу: г.Лабытнанги ул. ... д. №, кв.№ и № следует, что требуется реконструкция системы отопления. Как следует из акта обследования технического состояния жилого помещения от ДД/ММ/ГГ по адресу: г.Лабытнанги ул. ... д.№ кв.№ температура теплоносителя в подающем и обратном трубопроводе внутриквартирной системы теплоснабжения не соответствует нормативным требованиям. Управляющей компании ООО «ЖКСП- Жилкомсервис» необходимо выполнить мероприятия, обеспечивающие удовлетворительную работу системы отопления в квартирах № № и № ул. .... Таким образом, факт ненадлежащего оказания коммунальных услуг истице в виде отопления не вызывает сомнений. Из письменных доказательств следует, что спор возник по качеству услуг теплоснабжения, поставщиком которых является ОАО «Тепло-Энергетик». Как следует из ответа ОАО «Теплоэнергетик» № от ДД/ММ/ГГ именно ОАО «ЖКСП- Жилкомсервис» отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. ОАО «Тепло- Энергетик» является ресурсоснабжающей организацией, которая осуществляет продажу коммунальных ресурсов управляющей организации на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В актах обследования технического состояния жилого фонда, представленных Корепановой Г.А. установлено, что температура теплоносителя в подающем и обратном трубопроводе внутриквартирной системы теплоснабжения не соответствует нормативным требованиям. Акты замеров температуры на вводе в дом, составленных представителем ОАО «Тепло- Энергетик» отсутствуют. Причины несоответствия температуры установлены в пределах границы ответственности управляющей организации (л.д. 13). Согласно Договора № управления многоквартирными домами от ДД/ММ/ГГ, заключенного между ООО «ЖКСП- Жилкомсервис» и собственником жилых помещений муниципального жилищного фонда - МО г.Лабытнанги, собственник поручает в течение установленного срока и за плату, а Управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных жилых домах, обеспечивать предоставление коммунальных услуг. Управляющая компания обязана предоставлять коммунальные услуги собственнику и пользующимся его помещениями лицам в этом многоквартирном доме в необходимых объемах, безопасные для жизни, здоровья потребителей и не причиняющие вреда их имуществу, в том числе: отопление (теплоснабжение). Качество коммунальных услуг не может быть ниже требований, установленных Правилами предоставления услуг гражданам. В соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 коммунальные услуги потребителю предоставляются управляющей организацией. Управляющая организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, управляющее многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом; Ресурсоснабжающая организация –это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов; Настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Потребителем в соответствии с данными Правилами является, в частности, гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, которому в соответствии с п. 9 Правил должно быть обеспечено бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха. Пунктом 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в обязанности исполнителя включено, в частности предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям; самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю; Актом обследования системы отопления от ДД/ММ/ГГ жилого дома № по ул. ... г.Лабытнанги, составленного ОАО «ЖКСП- Жилкомсервис», установлено следующее: проходимость трубопроводов отопления по всему дому не нарушена, диаметры не заужены, отложений и загрязнений нет, в квартире № металлический трубопровод отопления был заменен на трубопровод из полипропелена в апреле 2009 года, с сохранением внутреннего диаметра труб, с 2008 года наблюдается снижение давления в системе отопления дома, циркуляция теплоносителя в квартирах № и № нарушена (замедленное движение в трубах, периодически прекращается движение), система отопления по проекту смонтирована горизонтально, недостаток- повышенная зависимость работы от перепадов давления). Из выводов акта усматривается, что для устранения недостатков теплоснабжения в жилом доме требуется увеличение давления в наружной системе отопления, реконструкция системы отопления- замена горизонтальной схемы на вертикальную (капитальный ремонт отопительной системы со сменой проекта). В рамках обследования системы отопления в квартире истицы сменили трубопровод отопления, установили трубы ПВХ в 2009г. В системе отопления вышеуказанного дома наблюдается отсутствие достаточного давления, по этой причине в квартире истицы отсутствует циркуляция теплоносителя. Согласно вышеизложенного, объем теплоносителя, который проходит по отопительной системе дома имеет меньший объем. Как следует из пояснений представителя ОАО «ЖКСП- Жилкомсервис», управляющая компания не производит расчет начислений оплаты за отопление, не имеет котельной, не нагревает теплоноситель, не подает отопление по сети трубопровода, не имеет оборудования для обеспечения необходимого давления в системе отопления, не имеет специалистов которые могут произвести перерасчет стоимости отопления. Кроме того, оплату за коммунальные услуги по отоплению от населения получает ОАО «Тепло- Энергетик». Управляющей компанией производились обследования системы отопления, однако в ходе обследования недостатков в трубопроводе, аварий (утечки теплоносителя из системы отопления в доме) за указанный период времени не было. По мнению представителя ответчика, факт отсутствия вины в действиях управляющей компании не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, убытков истице ответчик не причинил. В заключении по делу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по ЯНАО № от ДД/ММ/ГГ указано, что в соответствии со ст. 4 Закона РФ N2300-1 от 7февраля1992года "О защите прав потребителей" исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. Согласно Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно- строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении в многоквартирном доме собственниками жилых помещении- иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Санитарное состояние квартиры Корепановой Г.А. не отвечает требованиям СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно- эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям по температурному режиму воздуха в жилым помещениях». В соответствии с ч.1 ст.29 Закона РФ N2300-1 от 7февраля1992года "О защите прав потребителей" потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) праве по своему выбору требовать в том числе безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги и соответствующего уменьшения цены оказанной услуги (л.д. 36-38). Как установлено в ходе рассмотрения дела, тепловую энергию жильцам предоставляет ОАО «Тепло- Энергетик», с которым управляющая организация ОАО «ЖКСП- Жилкомсервис» договора о продаже коммунальных ресурсов в виде тепловой энергии не заключала, т.е. ресурсоснабжающая организация предоставляет коммунальные услуги населению самостоятельно без посредников. При таких обстоятельствах, признать ОАО «ЖКСП- Жилкомсервис» исполнителем услуги по отоплению, оснований не имеется. Истицей заявлены к возмещению убытки, в связи с предоставлением коммунальных услуг по теплоснабжению ненадлежащего качества в сумме 52526 руб. за период с 01.01.2008 года по 31.03.2011 года. Расчет произведен истицей самостоятельно в соответствии с п..6 Приложения № к «Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам». Расчет истицы основан на том, что давление во внутридомовой системе отопления отличается от нормы более чем на 25 %. Таким образом, из расчета следует, что истица не ставит под сомнение причинно-следственную связь между не надлежаще оказанными услугами по отоплению и давлением во внутридомовой системе отопления. Совокупностью доказательств также подтверждается, что некомфортная температура воздуха в квартире истицы связана как с низким давлением в системе отопления, так и с несоблюдением требований к температуре теплоносителя в подающем и обратном трубопроводе, что является зоной ответственности ресурсоснабжающей организации ОАО «Тепло- Энергетик». За период с 01 января 2008 года по 31.03.2011 года истицей произведена оплата за услуги отопления ОАО «Тепло- Энергетик» по лицевому счету № на квартиру № дома № ул. ДД/ММ/ГГ г. Лабытнанги в полном объеме. Представленный истицей расчет на сумму 52526 руб. за спорный период нельзя принять в качестве допустимого доказательства по делу, так как расчет не основан на фактических обстоятельствах, подтвержденных относимыми и допустимыми доказательствами. Довод ОАО «Тепло- Энергетик», изложенный в письме № от ДД/ММ/ГГ о продаже коммунальных ресурсов управляющей организации, т.е. ОАО «ЖКСП- Жилкомсервис» на границе сетей входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме также не основан на фактических обстоятельствах дела. В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Согласно ст. 13 Закона РФ N2300-1 от 7февраля1992года "О защите прав потребителей" за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. При установленных судом обстоятельствах, когда причинение вреда интересам истицы не находится в причинной связи с действиями ответчика, оснований для привлечения управляющей компании ОАО «ЖКСП- Жилкомсервис» к ответственности в виде взыскания убытков на сумму 52526 руб. не имеется. Соответственно и требования к ОАО «ЖКСП- Жилкомсервис» о корректировке размера платы за отопление с 01.01.2008 года до момента устранения причин неудовлетворительной работы системы отопления, не подлежат удовлетворению. Истицей заявлены требовании о возмещении материального ущерба в сумме 2420 руб., который складывается из стоимости обогревателя ДД/ММ/ГГ приобретенного ДД/ММ/ГГ с целью обогрева помещения из-за плохого отопления. Указанные требования удовлетворению не подлежат так как не находятся в причинной связи с действиями управляющей компании. Обогреватель находится в собственности истицы и используется для удовлетворения ее бытовых потребностей. Согласно ст. 15 Закона РФ N2300-1 от 7февраля1992года "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. При установленных обстоятельствах, при отсутствии вины управляющей компании в нарушении прав Корепановой Г.А. как потребителя услуг по теплоснабжению, оснований для привлечения указанного ею ответчика к ответственности в части требований неимущественного характера, не имеется. Согласно ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Поскольку, иск Корепановой Г.А. удовлетворению не подлежит, оснований для применения к ОАО «ЖКСП- Жилкомсеровис» штрафных санкций не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Корепановой Галины Андреевны к ОАО «ЖКСП- Жилкомсервис» о взыскании убытков, причиненных предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества, взыскании суммы штрафа, компенсации материального ущерба, морального вреда оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в суд ЯНАО через Лабынангский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Подгорная О.А.