о перерасчете платы за коммунальные услуги и взыскании морального вреда



Дело № 2-722-2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 сентября 2011 года г.Лабытнанги

Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего: судьи Словакевич Л.В.,

при секретаре судебного заседания: Черновой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Довгаль Натальи Ивановны к ООО «Стройинвесткомпания», ОАО «Тепло-Энергетик» о перерасчете платы за коммунальные услуги и компенсации морального вреда,

установил:

Довгаль Н.И. обратилась в суд с иском к ООО «Стройинвесткомпания» об обязывании произвести перерасчет платы за подачу тепловой энергии за период с 06.11.2009 г. по настоящее время путем уменьшения размера начисленных платежей на сумму ... рублей, компенсации морального вреда в сумме ... рублей по тем основаниям, что она проживает по адресу: ..., управление многоквартирным жилым домом и оказание услуг осуществляется управляющей организацией ООО «Стройинвесткомпания. С ноября 2009 года температурный режим в занимаемой ею квартире не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Однако, в нарушение действующего законодательства ответчик меры по восстановлению температуры не предпринимает, произвести перерасчет платы за предоставленную некачественную услугу отказывается. По вине ответчика ей причинен моральный вред, выразившийся в физических и нравственных страданиях, а именно в связи с постоянно низкой температурой в жилом помещении у нее снизился иммунитет, что повлекло частые простудные заболевания.

Определением судьи от 15.04.2011 г. привлечены к участию в деле: в порядке ст. 47 ГПК РФ – Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО.

Определением суда от 12.05.2011 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОАО «Тепло-Энергетик».

Определением суда от 06.06.2011 г. в порядке ст. 47 ГПК РФ к участию в деле привлечена Служба Жилищного надзора ЯНАО (после переименования – государственная жилищная инспекция ЯНАО).

В судебном заседании истица Довгаль Н.И. и ее представитель Манзырев Р.С. на исковых требованиях настаивали, уточнили период нарушения прав истицы с 06.11.2009 г. по 31.12.2010 г., приведя доводы, изложенные в иске.

Представитель ОАО «Тепло-Энергетик» Подсадная О.Н. исковые требования не признала, полагая, что ОАО «Тепло-Энергетик» является ненадлежащим ответчиком по делу, так как организация является ресурсоснабжающей, 01.08.2008 г. между ОАО «Тепло-Энергетик» и ООО «Стройинвесткомпания» заключен договор на предоставление тепловой энергии, в силу которого ОАО «Тепло-Энергетик» обслуживает тепловые сети до ввода в дом, далее и внутри занимаемых помещений – ООО «Стройинвесткомпания», в связи с чем ответственность за предоставленные истице некачественные услуги несет управляющая компания. ООО «Стройинвесткомпания» претензий ОАО «Тепло-Энергетик» по качеству предоставляемого ресурса не предъявляло.

Представитель ООО «Стройинвесткомпания» в суд не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель Администрации г. Лабытнанги Белоножко А.Н. требования истицы поддержал.

Представители Управления Роспотребнадзора по ЯНАО и государственной жилищной инспекции ЯНАО, третье лицо Довгаль И.В. в судебное заседание не явились, извещены. В заявлениях от 24.08.2011 г., 26.08.2011 г., 21.09.2011 г. просят рассмотреть дело в их отсутствие. Руководителем Управления Роспотребнадзора по ЯНАО представлено письменное заключение по делу, считает требования истицы подлежащими удовлетворению.

Суд, выслушав стороны, представителя третьего лица, изучив материалы дела, приходит к следующему.

На основании договора социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда от ДД/ММ/ГГ Довгаль Н.И. и Довгаль И.В. занимают жилое помещение по адресу: ... (л.д. 13). ООО «Стройинвесткомпания» - с 15.07.2008 г. управляющей компанией данного дома на основании проведенного органами местного самоуправления конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, что следует из пояснений лиц, участвующих в деле, а также из возражений представителя ООО «Стройинвесткомпания».

Договор управления многоквартирным домом в письменной форме между сторонами не заключался, что не освобождает их от исполнения своих обязательств в соответствии с жилищным законодательством.

В силу ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Довгаль Н.И., в свою очередь, согласно ст.ст. 153, 155 ч. 4 ЖК РФ как наниматель жилого помещения по договору социального найма обязана своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги управляющей организации.

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

3) плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за отопление.

Согласно ч. 4 ст. 157 ЖК РФ при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила), согласно которым (п. 3 Правил): «коммунальные услуги» - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; «коммунальные услуги надлежащего качества» - коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.

В соответствии с подп. «ж» п. 49, 60 Правил исполнитель обязан производить в установленном разделом VII настоящих Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.

При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.

Пунктом 15 приложения № 1 к Правилам определены требования к качеству коммунальной услуги «отопление», так, температура воздуха в жилых помещениях обеспечивается не ниже +18 град.С (в угловых комнатах - +20 град.С), а районах с температурой наиболее холодной пятидневки - -31 град.С и ниже - +22 (+22) град.С; в других помещениях – в соответствии с ГОСТом Р 51617-2000. Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) – не более 3 град.С. Указанные требования применяются при температуре наружного воздуха не ниже расчетной при проектировании системы отопления и при условии выполнения обязательных мер по утеплению помещений.

При предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества определен порядок изменения размера платы: за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении (суммарно за расчетный период) размер ежемесячной платы снижается: на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (при отсутствии приборов учета), за каждый градус отклонения температуры.

15.08.2010 г. введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10, устанавливающие обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. В приложении № 2 к данным Правилам определена оптимальная и допустимая температура воздуха.

Из пояснений стороны истца следует, что истица проживает в двухэтажном щитовом доме деревянного исполнения в квартире, не оборудованной приборами учета, то есть начисление за отопление производится исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Согласно паспорта жилого помещения, дом по ул. ... в г. Лабытнанги 1978 года постройки.

Представителем истицы произведен расчет изменения размера платы за коммунальную услугу «отопление», предоставленную ненадлежащего качества, согласно которого истице начислена плата за коммунальную услугу за период с 01.11.2009 г. по 31.12.2010 г. на сумму ...., сумма снижения платы за указанный период составляет ...., что превышает сумму, начисленную истице по нормативу и предъявленную к оплате за период расчета. Ссылаясь на п. 74 Правил, считает, что истице на протяжении всего заявленного периода предоставлялась коммунальная услуга ненадлежащего качества, поскольку акт об устранении недостатков отсутствует.

В соответствии с положениями п.п. 64, 67-69, 71 Правил, в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).

Если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей.

В акте о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Датой начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается:

а) время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;

б) время, указанное в акте, составленном исполнителем в порядке, определенном пунктами 67 - 69 настоящих Правил, - в случае выявления исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;

в) время начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, зафиксированное коллективным (общедомовым), общим (квартирным) или индивидуальным приборами учета, - в случае фиксации предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества приборами учета.

Акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.

Согласно пункту 74 Правил, период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным, в том числе со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг, оформляемого в порядке, определенном пунктами 67 - 69 настоящих Правил.

В качестве доказательств не соответствия температурного режима в квартире истицы в указанный период представлены: акты ООО «Стройинвесткомпания» от ДД/ММ/ГГ, ДД/ММ/ГГ, акты обследования комиссией квартиры от ДД/ММ/ГГ, ДД/ММ/ГГ, из которых не следует дата начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, в некоторых актах не указано каким образом и с помощью каких технических средств замерялись показания температуры, а также в результате чего температура в квартире истицы не соответствует санитарным требованиям.

Из лицевого счета , открытого на имя Довгаль Н.И., видно, что перерасчет платы за предоставленную коммунальную услугу ненадлежащего качества ООО «Стройинвесткомпания» не производился.

Доводы представителя истицы о том, что отсутствие акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг, а также имеющиеся документы, указывающие на нарушение прав истицы на получение коммунальной услуги надлежащего качества и после обозначенного периода, указывает на длящееся нарушение прав истицы, то есть период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества фактически не окончен, следовательно, плата за предоставленную услугу должна быть уменьшена за весь период с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ, не могут быть приняты во внимание, так как доказательств того, что нарушение прав истицы носит постоянный характер, суду не представлены.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные доказательства, суд считает необходимым уменьшить плату за коммунальную услугу за отопление за период с ноября 2009 года по декабрь 2010 года на 10 %, оснований для уменьшения платы на всю начисленную истице сумму не имеется. Коммунальная услуга Довгаль Н.И. предоставлялась, она ею пользовалась.

Обязанность по уменьшению размера платы возлагается на управляющую компанию, так как фактически истица состоит в правовых отношениях с ООО «Стройинвесткомпания», а не с ресурсоснабжающей организацией – ОАО «Тепло-Энергетик».

Согласно вышеуказанным Правилам, исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имущества потребителя вследствие непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества независимо от его вины.

Довгаль Н.И. считает, что в связи с несоблюдением ответчиком температурного режима в ее квартире ей причинен моральный вред.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Моральный вред – это нравственные и (или) физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье т.п.) или нарушающими его имущественные и личные неимущественные права и интересы.

В обоснование заявленного требования истицей представлены: листки нетрудоспособности за период с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ, с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ (л.д. 38, 42), выписка из амбулаторной карты (л.д. 39), выписной эпикриз из истории болезни от ДД/ММ/ГГ

Доказательств того, что указанные в данных документах заболевания возникли вследствие предоставления ответчиком услуг ненадлежащего качества (причинно-следственная связь), истицей не представлено, судом в ходе судебного разбирательства не добыто.

Исходя из того, что компенсация морального вреда по своей сути не может являться целью обогащения гражданина, принимая во внимание степень вины нарушителя в виде его бездействия по устранению нарушений прав истицы, а также то, что при нарушении температурного режима истица испытывала дискомфорт, нравственные страдания, суд находит соразмерной компенсацией причиненного Довгаль Н.И. морального вреда в сумме ... рублей.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ суд взыскивает с ответчика в доход местного бюджета госпошлину в сумме ... рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Довгаль Натальи Ивановны удовлетворить частично.

Обязать ООО «Стройинвесткомпания» произвести Довгаль Наталье Ивановне, проживающей по адресу: ... (лицевой счет ) уменьшение платы за коммунальную услугу «отопление» за период с ноября 2009 года по декабрь 2010 года включительно на 10 % от начисленной суммы.

Взыскать с ООО «Стройинвесткомпания» в пользу Довгаль Натальи Ивановны компенсацию морального вреда в сумме ... рублей.

Взыскать с ООО «Стройинвесткомпания» в местный бюджет государственную пошлину в сумме ... рублей.

Довгаль Н.И. в остальной части иска к ООО «Стройинвесткомпания» отказать.

Довгаль Н.И. в иске к ОАО «Тепло-Энергетик» о перерасчете платы за коммунальные услуги и компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение 10 дней.

Судья: Словакевич Л.В.