Дело № 2-780-2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 25 ноября 2011 года г. Лабытнанги Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего: судьи Словакевич Л.В., при секретаре с/заседания: Черновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Лабытнанги в интересах Григорьевой Любовь Петровны к Региональному отделению Фонда социального страхования РФ по ЯНАО, Департаменту по труду и социальной защите населения ЯНАО об обязывании приобрести технические средства реабилитации, установил: Прокурор г.Лабытнанги обратился в суд с иском в интересах Григорьевой Л.П. к Региональному отделению Фонда социального страхования РФ по ЯНАО, МУ «Управление социальной защиты населения Администрации г.Лабытнанги» о признании бездействия должностных лиц незаконными, об обязывании приобрести для истца технические средства реабилитации по тем основаниям, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой гЛабытнанги соблюдения и исполнения законодательства о социальной защите инвалидов на территории г.Лабытнанги выявлены нарушения законных прав Григорьевой Л.П., которая не обеспечена в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида костылями, поручнями в ванную, прихожую, кухню, туалет, сиденьем в ванную комнату, ступенями к ванне, противоскользящим ковриком в ванную. 31.10.2011 г. прокурор уточнил исковые требования и просил признать незаконными действия (бездействие) должностных лиц Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по ЯНАО, МУ «Управление социальной защиты населения Администрации г.Лабытнанги», Департамента по труду и социальной защите населения ЯНАО в реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой ФГУ Медико-социальной экспертизы по ЯНАО, разработанной Григорьевой Л.П.; обязать Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по ЯНАО устранить допущенные нарушения прав и свобод инвалида 2 группы Григорьевой Л.П. и приобрести ортезы нижних конечностей, ортопедическую обувь, корсет жесткий на грудопоясничный отдел, протез молочной железы с лифом для крепления, костыли, как установлено индивидуальной программой реабилитации; обязать Департамент по труду и социальной защите населения ЯНАО устранить допущенные нарушения прав и свобод инвалида 2 группы Григорьевой Л.П. и приобрести ступени к ванне, противоскользящий коврик в ванную, сиденье в ванную, поручни в ванную, кухню, прихожую, туалет, как установлено индивидуальной программой реабилитации. Определением суда от 25.11.2011 г. производство по делу в части признания действий (бездействия) должностных лиц Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по ЯНАО, МУ «Управление социальной защиты населения Администрации г.Лабытнанги», Департамента по труду и социальной защите населения ЯНАО в реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой ФГУ Медико-социальной экспертизы по ЯНАО, разработанной Григорьевой Л.П., прекращено в связи с отказом прокурора от иска в указанной части. Григорьева Л.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена. В судебном заседании старший помощник прокурора г. Лабытнанги Петрова О.А. просила обязать Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по ЯНАО устранить допущенные нарушения прав и свобод инвалида 2 группы Григорьевой Л.П. и приобрести ортезы нижних конечностей, ортопедическую обувь, корсет жесткий на грудопоясничный отдел, протез молочной железы с лифом для крепления, костыли, как установлено индивидуальной программой реабилитации; обязать Департамент по труду и социальной защите населения ЯНАО устранить допущенные нарушения прав и свобод инвалида 2 группы Григорьевой Л.П. и приобрести ступени к ванне, противоскользящий коврик в ванную, поручни в ванную, кухню, прихожую, туалет, как установлено индивидуальной программой реабилитации, по основаниям, изложенным в иске. Представители Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по ЯНАО и Департамента по труду и социальной защите населения ЯНАО в суд не явились, извещены. В заявлении от 24.11.2011 г. представитель Департамента по труду и социальной защите населения ЯНАО просит дело рассмотреть в его отсутствие. В возражениях на исковое заявление прокурора г. Лабытнанги представитель Департамента по труду и социальной защите населения ЯНАО Меньшикова Т.С., действующая на основании доверенности № 49 от 16.05.2011 г., просила прокурору в иске отказать, указав, что финансирование мероприятий по обеспечению инвалидов техническими средствами, не входящими в федеральный перечень средств, обеспечение которыми производится за счет средств федерального бюджета, не является обязанностью субъекта РФ, осуществляется при наличии финансовой возможности. Для обеспечения техническими средствами реабилитации инвалиды либо их законные представители подают письменные заявления об обеспечении такими средствами в органы социальной защиты населения муниципальных образований автономного округа по месту жительства. Григорьева Л.П. в МУ «Управление социальной защиты населения Администрации г.Лабытнанги» с данным заявлением обратился 22.03.2010 г. В индивидуальной программе реабилитации Григорьевой Л.П. срок проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации установлен с 04.02.2010 г. и бессрочно, то есть конечный срок исполнения не определен. Заявка об обеспечении истца средствами реабилитации от МУ «Управление социальной защиты населения Администрации г.Лабытнанги» поступила 19.10.2010 г., она была принята Департаментом по труду и социальной защите населения ЯНАО к исполнению, в связи с чем Григорьева Л.П. будет обеспечена техническими средствами реабилитации в порядке очередности. В пределах выделенных ассигнований Григорьевой Л.П. приобретен стул для ванны с подъемным устройством, в связи с чем необходимости в приобретении ступеней к ванной и противоскользящего коврика не имеется. Считает, что со стороны Департамента нарушений норм федерального закона, прав и свобод истца нет. В возражениях на иск прокурора г. Лабытнанги представитель ГУ – регионального отделения Фонда социального страхования РФ по ЯНАО просил прокурору г. Лабытнанги в иске отказать, указав, что Григорьева Л.П. с заявлением на обеспечение костылями, ортезами нижних конечностей, ортопедической обувью посезонной, корсетом женским на грудопоясничный отдел, протезом молочной железы с лифом для крепления обратилась в региональное отделение в марте 2010 года, 31.03.2011 г. поставлена на учет. В августе 2011 года Григорьевой Л.П. было выдано направление от 24.08.2011 г. № 165 на получение (изготовление) технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий в ООО «Тюменский реабилитационный центр». До настоящего времени Григорьевой Л.П. в протезно-ортопедическое предприятие на обращалась. Выданное направление действительно до 31.12.2011 г. Суд, выслушав прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему. Как следует из справки серии МСЭ-2006 от 30.06.2006 г., Григорьева Л.П. установлена вторая группа инвалидности бессрочно (л.д. 18). В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 11 названного Закона индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами. Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно. Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации утвердило Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Согласно названным Правилам обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разработанными федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является разновидностью лечебной помощи, и, как любая другая лечебная помощь, она может оказываться только по медицинским показаниям. Из индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, следует, что Григорьева Л.П. нуждается в технических средствах реабилитации, а именно в ортезах нижних конечностей, ортопедической обуви посезонной, корсете жестком на грудопоясничный отдел, протезе молочной железы с лифом для крепления, костылях, ступенях к ванне, противоскользящем коврик в ванную, поручнях в ванную, кухню, прихожую, туалет, сиденье в ванную (л.д. 7-8). Согласно распоряжению Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р, ортезы нижних конечностей, ортопедическая обувь, корсет жесткий на грудопоясничный отдел, протез молочной железы с лифом для крепления, костыли входят в федеральный перечень, то есть субъект РФ не обязан приобретать инвалиду указанные технические средства. Данная обязанность возникает у Регионального отделения фонда Социального страхования РФ по ЯНАО при поступлении от Григорьевой Л.П. соответствующего заявления. Григорьева Л.П. обратилась в ГУ региональное отделение Фонда социального страхования РФ по ЯНАО 15.03.2010 г. с заявлениями об обеспечении ортезами нижних конечностей, ортопедической обувью, корсетом жестким на грудопоясничный отдел, протезом молочной железы с лифом для крепления, костылями, представив индивидуальную программу реабилитации инвалида от 04.02.2010 г. № 130. На основании указанных заявлений, Григорьева Л.П. поставлена на учет по обеспечению перечисленными средствами реабилитации (л.д. 66, 67, 69). В соответствии с Порядком обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 г. № 240, 26.08.2011 г. Григорьевой Л.П. было выдано направление на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий № 165 от 24.08.2011 г., из которого следует, что Григорьева Л.П. направляется в ООО «Тюменский реабилитационный центр», расположенное в г.Тюмени для получения и изготовления экзопротезов молочной железы, лиф-крепление, корсета, ортопедической обуви 2 пары, ортезов на нижние конечности, костылей. Направление действует до 31.12.2011 г. (л.д. 68). Как следует из пояснений представителя ГУ – регионального отделения ФСС РФ по ЯНАО, данных в ходе судебного заседания 14.10.2011 г., перечисленные в направлении технические средства реабилитации изготовляются индивидуально для Григорьевой Л.П., в связи с чем ей необходимо прибыть в протезно-ортопедическое предприятие для изготовления и получения ТСР, что также отражено в направлении. Проезд в г.Тюмень и обратно, проживание оплачивается Фондом социального страхования. Иным образом ответчик предоставить Григорьевой Л.П. технические средства не может, так как не предусмотрено Порядком обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями. При таких обстоятельствах, судом с достоверностью установлено, что возложенная законом на ГУ – Региональное отделение ФСС РФ по ЯНАО обязанность по обеспечению инвалида Григорьевой Л.П. техническими средствами реабилитации ответчиком исполнена, нарушений прав и интересов истца со стороны ответчика не установлено. То обстоятельство, что до настоящего времени Григорьева Л.П. выданным ей направлением не воспользовалась, не может служить основанием для обязывания ответчика предоставить истцу установленные индивидуальной программой реабилитации технические средства реабилитации, в связи с чем требования прокурора, заявленные в интересах Григорьевой Л.П., к ГУ – региональному отделению Фонда социального страхования РФ по ЯНАО удовлетворению не подлежат в полном объеме. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение. В Ямало-Ненецком автономном округе как субъекте Российской Федерации в рамках полномочий изданы нормативные правовые акты, регулирующие предоставление региональных мер социальной поддержки инвалидов. Обеспечение инвалидов в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный базовый перечень (ступенями к ванне, противоскользящими ковриками в ванную, сиденьями в ванную, поручнями в ванную, кухню, прихожую, туалет и т.п.) является одним из мероприятий, направленных на оптимизацию среды жизнедеятельности инвалидов, предусмотренных окружной долгосрочной целевой программой «Социальная поддержка инвалида 2011-2013 гг., утвержденной Постановлением Правительства ЯНАО от 20.12.2010 г. № 484-П, исполнителем которых является Департамент по труду и социальной защите населения автономного округа. Как следует из Порядка об обеспечении инвалидов техническими средствами не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного Постановлением Правительства ЯНАО от 30.05.2011 г. № 325-П технические средства реабилитации, не входящие в федеральный перечень, приобретаются за счет средств окружной долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2011 - 2013 годы» (далее - Программа), утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 декабря 2010 года N 484-П. Для обеспечения техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень, граждане, заявители, либо их законные представители подают письменное заявление об обеспечении техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень, в органы социальной защиты населения муниципального образования в автономном округе по месту жительства путем личного обращения либо направления необходимых документов по почте. Органы социальной защиты населения, осуществляющие ведение регистра, представляют в департамент по труду и социальной защите населения автономного округа заявки на приобретение технических средств реабилитации, не входящих в федеральный перечень, сформированные на основе данных регистра: до 10 октября - заявки на предстоящий календарный год; до 15 марта - уточненные заявки на текущий календарный год. Аналогичные правовые нормы действовали в автономном округе в период с 2008 по 2010 годы согласно Окружной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2008-2010 годы», утвержденной постановлением Администрации автономного округа от 18.06.2009 г. № 331-А, и Порядку обеспечения инвалидов техническими средствам реабилитации, не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, утвержденному постановлением Администрации автономного округа от 05.06.2008 г. №273-А, согласно которому технические средства реабилитации, не входящие в федеральный перечень, приобретаются за счет средств Программы от 18.06.2009 г. № 331-А. Григорьева Л.П. с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный базовый перечень, обратилась в МУ «Управление по труду и социальной защите населения Администрации г.Лабытнанги» 22.03.2010 г., внесена в регистр лиц, имеющих право на обеспечение техническими средствами реабилитации (л.д. 15, 33-34). Заявка МУ «Управление по труду и социальной защите населения Администрации г.Лабытнанги» на приобретение технических средств, указанных в индивидуальной программе реабилитации Григорьевой Л.П., направлена в Департамент по труду и социальной защите населения ЯНАО 13.10.2010 г. (л.д. 40-44). Из представленных документов следует, что Григорьева Л.П. в октябре 2011 года была обеспечена стулом для ванны с подъемным устройством. Ступенями к ванне, противоскользящим ковриком в ванную, поручнями в ванную, кухню, прихожую, туалет истица на день рассмотрения спора не обеспечена, что не оспаривается ответчиком. Отказ от получения данных технических средств от Григорьевой Л.П. не поступал. Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Изложенные в возражениях доводы представителя ответчика о том, что в индивидуальной программе реабилитации Григорьевой Л.П. конечный срок предоставления ей средств реабилитации не определен, не могут быть приняты во внимание, так как срок проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР указан с учетом того, что истице инвалидность установлена бессрочно, то есть дата очередного освидетельствования, в ходе которого определяется нуждаемость инвалида в тех или иных технических средствах реабилитации, более не устанавливается, следовательно, не обеспечение Григорьевой Л.П. техническими средствами реабилитации нарушает ее права и интересы, ставит в неравное положение с другими гражданами, так как без указанных ТСР ущемляется право истицы на полноценное участие в жизни общества. В силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. При таких обстоятельствах, суд находит заявленные прокурором требования в интересах Григорьевой Л.П. к Департаменту по труду и социальной защите населения ЯНАО об обязывании приобрести ступени к ванне, противоскользящий коврик в ванную, поручни в ванную, кухню, прихожую, туалет законными и обоснованными, поскольку индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л: Иск прокурора г. Лабытнанги, заявленный в интересах Григорьевой Любови Петровны, к Департаменту по труду и социальной защите населения ЯНАО об обязывании приобрести технические средства реабилитации удовлетворить. Обязать Департамент по труду и социальной защите населения ЯНАО приобрести Григорьевой Любови Петровне ступени к ванне, противоскользящий коврик в ванную, поручни в ванную, кухню, прихожую, туалет. Иск прокурора г. Лабытнанги, заявленный в интересах Григорьевой Любови Петровны, к ГУ – региональному отделению Фонда социального страхования РФ по ЯНАО об обязывании приобрести технические средства реабилитации оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято 30 ноября 2011 года. Судья: