Дело № 2-778-2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 24 ноября 2011 года г. Лабытнанги Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего: судьи Словакевич Л.В., при секретаре с/заседания: Черновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Лабытнанги в интересах Маркова Андрея Анатольевича к Департаменту по труду и социальной защите населения ЯНАО об обязывании приобрести технические средства реабилитации, установил: Прокурор г.Лабытнанги обратился в суд с иском в интересах Маркова А.А. к Региональному отделению Фонда социального страхования РФ по ЯНАО, МУ «Управление социальной защиты населения Администрации г.Лабытнанги» о признании бездействия должностных лиц незаконными, об обязывании приобрести для истца технические средства реабилитации по тем основаниям, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой г.Лабытнанги соблюдения и исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на территории г.Лабытнанги выявлены нарушения законных прав Маркова А.А., который не обеспечен в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида приспособлениями для гигиенических мероприятий для мытья, бритья, приспособлениями на кухню для приготовления и приема пищи, устройством для одевания носков и обуви, поручнями в коридор, туалет, ванную комнату, кухню, ступенями к ванне. 31.10.2011 г. прокурор уточнил исковые требования и просил признать незаконными действия (бездействие) должностных лиц Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по ЯНАО, МУ «Управление социальной защиты населения Администрации г.Лабытнанги», Департамента по труду и социальной защите населения ЯНАО в реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой ФГУ Медико-социальной экспертизы по ЯНАО, разработанной Маркову А.А.; обязать Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по ЯНАО устранить допущенные нарушения прав и свобод инвалида 2 группы Маркова А.А. и приобрести устройство для одевания носков и обуви; обязать Департамент по труду и социальной защите населения ЯНАО устранить допущенные нарушения прав и свобод инвалида 2 группы Маркова А.А. и приобрести приспособления для проведения гигиенических мероприятий, для приготовления и приема пищи на кухню, поручни в коридор, туалет, ванную, кухню, ступени к ванне. Определением суда от 24.11.2011 г. производство по делу в части признания действий (бездействия) должностных лиц Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по ЯНАО, МУ «Управление социальной защиты населения Администрации г.Лабытнанги», Департамента по труду и социальной защите населения ЯНАО в реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой ФГУ Медико-социальной экспертизы по ЯНАО, разработанной Маркову А.А., об обязывании Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по ЯНАО устранить допущенные нарушения прав и свобод инвалида 2 группы Маркова А.А. и приобрести устройство для одевания носков и обуви, в связи с отказом прокурора от иска в указанной части. Марков А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен. В заявлении от 01.11.2011 г. просит дело рассмотреть в его отсутствие. В судебном заседании старший помощник прокурора г. Лабытнанги Петрова О.А. просила обязать Департамент по труду и социальной защите населения ЯНАО приобрести Маркову Андрею Анатольевичу приспособления для проведения гигиенических мероприятий, для приготовления и приема пищи на кухню, поручни в коридор, туалет, ванную, кухню по основаниям, изложенным в иске. Представитель Департамента по труду и социальной защите населения ЯНАО Меньшикова Т.С., действующая на основании доверенности № 49 от 16.05.2011 г., исковые требования прокурора не признала и пояснила, что финансирование мероприятий по обеспечению инвалидов техническими средствами, не входящими в федеральный перечень средств, обеспечение которыми производится за счет средств федерального бюджета, не является обязанностью субъекта РФ, осуществляется при наличии финансовой возможности. Для обеспечения техническими средствами реабилитации инвалиды либо их законные представители подают письменные заявления об обеспечении такими средствами в органы социальной защиты населения муниципальных образований автономного округа по месту жительства. Марков А.А. в МУ «Управление социальной защиты населения Администрации г.Лабытнанги» с данным заявлением обратился 10.03.2010 г. В индивидуальной программе реабилитации Маркова А.А., выданной последнему 05.02.2010 г., срок проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации установлен с 01.02.2010 г. и бессрочно, то есть конечный срок исполнения не определен. Заявка об обеспечении истца средствами реабилитации от МУ «Управление социальной защиты населения Администрации г.Лабытнанги» поступила 15.03.2010 г., она была принята Департаментом по труду и социальной защите населения ЯНАО к исполнению, в связи с чем Марков А.А. будет обеспечен техническими средствами реабилитации в порядке очередности. В пределах выделенных ассигнований Маркову А.А. приобретены противоскользящий коврик и ступени для ванной. Считает, что со стороны Департамента нарушений норм федерального закона, прав и свобод истца не нарушены. Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему. Как следует из справки ВТЭК от 20.10.1999 г., Марков А.А. имеет вторую группу инвалидности (л.д. 17 об.). В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 11 названного Закона индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами. Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно. Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации утвердило Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Согласно названным Правилам обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разработанными федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является разновидностью лечебной помощи, и, как любая другая лечебная помощь, она может оказываться только по медицинским показаниям. Из индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, следует, что Марков А.А. нуждается в технических средствах реабилитации, а именно в приспособлениях для проведения гигиенических мероприятий, приспособлениях на кухню для приготовления и приема пищи, устройстве для одевания носков и обуви, поручнях в коридор, туалет, ванную, кухню, противоскользящем коврике в ванну, ступенях к ванне (л.д. 7-8). Согласно распоряжению Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р, устройство для одевания носков и обуви входит в федеральный перечень, то есть субъект РФ не обязан приобретать истцу указанное техническое средство. Данная обязанность возникает у Регионального отделения фонда Социального страхования РФ по ЯНАО при поступлении от Маркова А.А. соответствующего заявления. Порядок обеспечения инвалидов техническими средствам реабилитации, не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, утвержден постановлением Администрации автономного округа от 05.06.2008 г. № 273-А, согласно которому технические средства реабилитации, не входящие в федеральный перечень, приобретаются за счет средств Программы от 18.06.2009 г. № 331-А. Для обеспечения техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный базовый перечень, указанные граждане подают письменные заявления об обеспечении техническими средствами реабилитации в органы социальной защиты населения муниципальных образований автономного округа по месту жительства. В целях своевременного обеспечения заявителей техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный базовый перечень, качественного и эффективного расходования средств Программы осуществляется ведение регистра лиц, имеющих право на обеспечение техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный базовый перечень. Органы социальной защиты населения, осуществляющие ведение регистра, представляют в Департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа заявки на приобретение технических средств реабилитации, не входящих в федеральный базовый перечень, сформированных на основании регистра: до 10 октября - заявки на предстоящий календарный год, до 15 марта уточненные заявки на текущий календарный год. Департамент по труду и социальной защите населения ЯНАО на основе заявок, полученных от органов социальной защиты населения, в течение 10 рабочих дней с момента получения заявок формирует пакет конкурсной документации на сумму, не превышающую объема предусмотренных ассигнований и представляет ее в установленном порядке в исполнительный орган государственной власти автономного округа, уполномоченный на осуществление функций по размещению заказа. Марков А.А. с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный базовый перечень, обратился в МУ «Управление по труду и социальной защите населения Администрации г.Лабытнанги» 10.03.2010 г., внесен в регистр лиц, имеющих право на обеспечение техническими средствами реабилитации (л.д. 15, 53-54). Заявка МУ «Управление по труду и социальной защите населения Администрации г.Лабытнанги» на приобретение технических средств, указанных в индивидуальной программе реабилитации Маркова А.А., направлена в Департамент по труду и социальной защите населения ЯНАО 11.03.2010 г. (л.д. 46, 47). Из представленных документов следует, что Марков А.А. в январе 2011 года был обеспечен противоскользящим ковриком, в апреле 2011 года – ступенями для ванной (л.д. 70-75). Приспособлениями для проведения гигиенических мероприятий, для приготовления и приема пищи на кухню, поручнями в коридор, туалет, ванную, кухню истец на день рассмотрения спора не обеспечен, что не оспаривается ответчиком. Отказ от получения данных технических средств от Маркова А.А. не поступал. Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Доводы представителя ответчика о том, что в индивидуальной программе реабилитации Маркова А.А. конечный срок предоставления ему средств реабилитации не определен, не могут быть приняты во внимание, так как срок проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР указан с учетом того, что истцу инвалидность установлена бессрочно, то есть дата очередного освидетельствования, в ходе которого определяется нуждаемость инвалида в тех или иных технических средствах реабилитации, более не устанавливается, следовательно, не обеспечение Маркова А.А. техническими средствами реабилитации нарушает его права и интересы, ставит в неравное положение с другими гражданами, так как без указанных ТСР ущемляется право истца на полноценное участие в жизни общества. В силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. При таких обстоятельствах, суд находит заявленные прокурором требования в интересах Маркова А.А. к Департаменту по труду и социальной защите населения ЯНАО об обязывании приобрести приспособления для проведения гигиенических мероприятий, для приготовления и приема пищи на кухню, поручни в коридор, туалет, ванную, кухню законными и обоснованными, поскольку индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л: Иск прокурора г. Лабытнанги, заявленный в интересах Маркова Андрея Анатольевича, к Департаменту по труду и социальной защите населения ЯНАО об обязывании приобрести технические средства реабилитации удовлетворить. Обязать Департамент по труду и социальной защите населения ЯНАО приобрести Маркову Андрею Анатольевичу приспособления для проведения гигиенических мероприятий, для приготовления и приема пищи на кухню, поручни в коридор, туалет, ванную, кухню. Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято 29 ноября 2011 года. Судья: