об оспаривании бездействия органа местного самоуправления



Дело № 2-964-2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 декабря 2011 года г. Лабытнанги

Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего: судьи Словакевич Л.В.,

при секретаре судебного заседания: Черновой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Горбуновой Минигуль Тимиргалиевны и Горошко Светланы Сергеевны об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

установил:

Горбунова М.Т. и Горошко С.С. обратились в суд с заявлением об оспаривании бездействия Администрации г. Лабытнанги по тем основаниям, что они являются собственниками квартир ... в г. Лабытнанги, который признан аварийным и подлежащим сносу в 2027 году. Считают, что установлением такого срока сноса нарушены их права, проживание в аварийном доме подвергает опасности жизнь и здоровье. Просили возложить на Администрацию г. Лабытнанги обязанность направить им требование о сносе или реконструкции дома, установив для этого разумный срок – 6 месяцев.

В судебном заседании заявители на требованиях настаивали по основаниям, изложенным в заявлении.

Их представитель Бубенщиков В.Е., действующий на основании доверенности (л.д. 76), требования заявителей поддержал и пояснил, что жилое помещение, признанное непригодным для проживания, не соответствует санитарным и техническим требованиям, является аварийным, оно создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

Представитель заинтересованного лица Кузнецова Э.Ю., действующая на основании доверенности (л.д. 77), считает, что оснований для удовлетворения требований заявителей нет, поскольку срок сноса дома определен с учетом требований разумности и основан на объективных обстоятельствах, указав, что в установленный срок сноса дом угрозу жизни и здоровью граждан не составляет, обвалом не грозит.

Заинтересованное лицо Горошко Ю.Н. в судебное заседание не явился, извещен по адресу, указанному в заявлении.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Решением Межведомственной комиссии от 24.05.2010 г. ... в г. Лабытнанги признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 13).

Распоряжением заместителя Главы Администрации г. Лабытнанги от 12.03.2010 г. утвержден порядок и сроки отселения из аварийных и подлежащих сносу домов в 2010-2021 гг. на территории г. Лабытнанги. Из указанного Распоряжения явствует, что жилой ... подлежит сносу и отселению из него жильцов в 2027 году (л.д. 53-59).

09.09.2011 г. Администрацией г. Лабытнанги в адрес Горбуновой М.Т., Горошко С.С. и Горошко Ю.Н. в связи с тем, что они являются собственниками квартир ..., были направлены требования о сносе указанного дома в 2027 году (л.д. 61, 62, 6-8).

В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ в пункте 22 постановления от 02 июля 2009 года за № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы ч.ч. 1-3, 5-9 статьи 32 ЖК РФ.

Решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Порядок оспаривания соответствующих решений установлен главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Следовательно, решение органа местного самоуправления, включая и решение об определении срока сноса дома и срока отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может быть оспорено гражданами в суде.

Однако при рассмотрении заявленных требований следует исходить из того, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности (статья 255 ГПК РФ).

Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ) или выкупной цены жилого помещения (статья 32 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Администрацией г. Лабытнанги сроки сноса дома определены, исходя из порядка и сроков сноса домов на территории г. Лабытнанги (приложение к распоряжению заместителя Главы Администрации г. Лабытнанги от 29.07.2010 г. № 1255) и иными актами, регламентирующими порядок и сроки сноса признанных непригодными для проживания домов в г. Лабытнанги (л.д. 53-59)

Таким образом, нарушений прав заявителей со стороны Администрации г. Лабытнанги, в свете изложенного выше, не допущено, оснований для вмешательства в дела муниципального образования по определению сроков по отселению из аварийного дома, в котором проживают заявители, Горошко Ю.Н. не имеется.

Судом также учитывается, что называя установленный Администрацией г. Лабытнанги собственникам срок для сноса дома в 2027 году не отвечающим требованиям разумности, и настаивая на выкупе квартиры, заявители, между тем, не предприняли никаких мер по выполнению требования и соответственно соблюдению процедуры, предшествующей выкупу жилого помещения. В то время, как требование о начале процедуры изъятия земельного участка, изъятия жилого помещения и выкупе квартир, без соблюдения установленной процедуры незаконно.

Суд соглашается с доводами представителя заявителей в части того, что защита жилищных прав не может быть поставлена в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Однако, в ходе судебного разбирательства заявителями не представлено доказательств того, что дом, в котором они проживают, грозит обвалом, представляет реальную угрозу для жизни и здоровья граждан по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, свидетельствующих о неразумности установленного Администрацией г. Лабытнанги срока сноса дома.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителем.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Горбуновой Минигуль Тимиргалиевны и Горошко Светланы Сергеевны об оспаривании бездействия органа местного самоуправления оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 14 декабря 2011 года.

Судья: