о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности



Дело № 2-684-2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 сентября 2011 года г.Лабытнанги

Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Словакевич Л.В.,

при секретаре судебного заседания Черновой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ямало-Ненецкого прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ЯНАО к ФБУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО, Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по ЯНАО о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности,

установил:

Ямало-Ненецкий прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ ЯНАО в порядке ст. 45 ГПК РФ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФБУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО (после переименования – ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО) об обязывании в срок до 31.01.2011 г. устранить нарушения требований пожарной безопасности в зданиях, расположенных на территории исправительной колонии. Требования мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства в области пожарной безопасности, проведенной Ямало-Ненецкой прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ ЯНАО с привлечением специалиста отдела государственного пожарного надзора по МО г.Лабытнанги УГПН ГУ МЧС России по ЯНАО, выявлены многочисленные грубейшие нарушения требований пожарной безопасности в зданиях исправительной колонии, которые не устраняются должностными лицами исправительного учреждения на протяжении длительного времени.

Определением суда от 19.05.2010 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказания России по ЯНАО.

17.06.2011 г. и 23.06.2011 г. прокурор уточнил исковые требования, просил суд исключить требования, указанные в исковом заявлении в пунктах 6, 9, 16-20, 22, 24-26, 28, 29, 31-44, 47, 48, на остальных требованиях настаивал, установив срок устранения нарушений до 01.10.2011 г.

Решением Лабытнангский городской суд от 23.06.2011 г. требования прокурора удовлетворены частично.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам суда ЯНАО от 15.08.2011 г. решение суда от 23.06.2011 г. в части отказа в удовлетворении требований Ямало-Ненецкого прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ЯНАО отменено.

Прокурор Юшков С.Ф. в судебном заседании просил обязать ФКУ ИК-8 в срок до 01.11.2011 г. устранить следующие нарушения пожарной безопасности: переоборудовать двери эвакуационных выходов из помещений и из зданий: караульного помещения, комнаты свиданий, дежурной части, часовни, пожарного депо жилой зоны, санитарно-пропускного пункта, швейного цеха, столовой промышленной зоны, деревообрабатывающего цеха, цеха малозаметных препятствий, школы, пилорамы, столовой колонии поселения, склада (балок рядом с общежитием колонии поселения), КПП дежурной смены (рядом с общежитием колонии поселения), общежития колонии поселения, пекарни, пожарного депо административной зоны, питомника, КПП с комнатой приема передач, спортивного зала, из помещений штаба шириной в свету не менее 0,8 метра;

переоборудовать двери эвакуационных выходов в зданиях: отрядов №№ 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 14, столовой в жилой зоне, столовой с магазином со стороны административной зоны, медицинской части, а также из помещения обеденного зала шириной не менее 1,2 метра в свету;

в зданиях: дежурной части, пожарного депо в жилой зоне, отрядов №№ 2, 9, 10, административном здании, медицинской части, санитарно-пропускного пункта, школы оборудовать выходом на кровлю и (или) в чердак стационарными металлическими лестницами и (или) люками размерами на 0,8 метра;

переоборудовать лестницы в зданиях: отрядов №№ 2, 9, 10, 13, 14, медицинской части, столовой в промышленной зоне, столовой в жилой зоне, школы, спортивного зала, швейного цеха, деревообрабатывающего цеха, цеха малозаметных препятствий, пожарного депо в жилой зоне, административного здания, санитарно-пропускного пункта, пожарного депо в административной зоне шириной проступей не менее 25 см., высотой ступеней менее 22 см. и уклоном менее 1:2;

переоборудовать в зданиях: отрядов №№ 2, 9, 10, 13, 14, лестничные площадки и марши, чтобы их ширина составляла не менее 1,2 метра.

Представитель ФКУ ИК-8 Полянцева А.О. иск не признала, пояснив, что учреждение свои обязанности по обеспечению сохранности имущества, его нормальных условий эксплуатации, капитальному и текущему ремонту, исполняет в пределах, выделяемых из федерального бюджета денежных средств, которых не хватает для устранения указанных прокурором недостатков. Указала, что в установленный прокурором срок до 01.10.2011 г. выполнить мероприятия, соблюдая требования Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», невозможно.

Представитель УФСИН России по ЯНАО Давлетбаев Р.Х. иск не признал и пояснил, что УФСИН России по ЯНАО является распорядителем бюджетных средств, выделяемых им и исправительным колониям из федерального бюджета через ФСИН России, своих денежных средств УФСИН России по ЯНАО не имеет. При поступлении денежных средств на обеспечение пожарной безопасности в исправительных колониях, они распределяются между учреждениями с учетом их потребностей. Основной причиной нарушения требований пожарной безопасности является недостаточное финансирование, в связи с чем устранить нарушения в установленный прокурором срок невозможно.

Представитель третьего лица Главного управления Министертсва РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ЯНАО Шкуро А.А. требования прокурора поддержал, пояснив, что ФКУ ИК-8 предписания должностного лица по устранению нарушений требования пожарной безопасности не обжаловались. Сроки устранений нарушений законодательством не определены, в связи с чем при выявлении нарушений в учетом их характера государственный инспектор самостоятельно устанавливает данные сроки. Обозначенные прокурором нарушения, выявленные в ФКУ ИК-8, требуют больших денежных затрат, то есть носят капитальный характер, поэтому инспектором были установлены сроки более года.

Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Прокурор обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц от угрозы пожара в ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО.

Статьей 1 абз. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, обществами государства от пожаров.

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства, что закреплено в преамбуле указанного Закона.

Пожар согласно абз. 2 ст.3 Федерального закона «О пожарной безопасности», неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Предметом судебного разбирательства явились недостатки, выявленные ОГПН по МО г.Лабытнанги в ходе мероприятий по контролю за выполнением обязательных требований пожарной безопасности в ФКУ ИК-8.

В соответствии с предписанием № 77/65/68 заместителя главного государственного инспектора г.Лабытнанги по пожарному надзору от 17.03.2009 г. (т. 1 л.д. 18-21), ФКУ ИК-8 в срок до 10.01.2010 г. необходимо было устранить 68 нарушений требований пожарной безопасности в зданиях и помещениях, находящихся в оперативном управлении учреждения.

Предписанием ОГПН по МО г. Лабытнанги № 110/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности в ФКУ ИК-8 от 20.09.2010 г. установлены 52 пункта нарушений, которые необходимо устранить в срок до 01.10.2011 г. (т. 3 л.д. 194-199).

На день рассмотрения спора предписание исполнено частично, что следует из акта проверки органа государственного пожарного надзора от 16.06.2011 г. (т. 4 л.д. 34).

Ответчиками не оспаривается, что обозначенные прокурором нарушения не устранены.

Таким образом, факт нарушения закона в части не соблюдения требований, установленных Правилами пожарной безопасности РФ, в ФКУ ИК-8 установлен в ходе рассмотрения дела с достоверностью.

Согласно ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных гражданских прав осуществляет суд.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее исполнение требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав. Защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Собственником зданий ФКУ ИК-8 является государство, ФКУ ИК-8 использует здания в соответствии с договором № 80-05 от 05.05.2009 г. о передаче федеральному бюджетному учреждению уголовно-исполнительной системы федерального имущества на праве оперативного управления (т. 1 л.д. 177-184).

Следовательно, ФКУ ИК-8 - как лицо, уполномоченное владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в силу договора о передаче имущества в виде зданий, находящихся на территории учреждения и за ее пределами, в оперативное управление, за нарушение требований пожарной безопасности может быть привлечен к ответственности.

В ст. 8 ГК РФ закреплено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Из Положения ФКУ ИК-8 следует, что оно имеет статус юридического лица, его учредителем является Правительство Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний (т. 1 л.д. 163-176).

В соответствии с Положением и договором о передаче имущества в оперативное управление, ФКУ ИК-8 вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним учредителем на праве оперативного управления, обязано принимать меры по обеспечению его сохранности и устранению возможного ущерба, нести расходы по содержанию переданного имущества, поддерживать его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, проводить текущий и капитальный ремонт.

Задачами ФКУ ИК-8 являются, в том числе обеспечение надлежащих условий отбывания наказания в учреждении, охрана здоровья осужденных. На ответчика также возложена обязанность осуществлять противопожарные мероприятия, предусмотренные государственными стандартами, номами и правилами, обеспечивать противопожарную защиту.

Финансирование ФКУ ИК-8 осуществляется через орган федерального казначейства в порядке, установленном действующим законодательством, и УФСИН ЯНАО. Источником финансовых ресурсов учреждения являются, в том числе бюджетные средства и доходы от предпринимательской и иной приносящей доход, деятельности.

В ходе судебного заседания установлено, что ФКУ ИК-8 и УФСИН ЯНАО, как распорядители и получатели бюджетных средств, операции по расходованию выделенных ФСИН России денежных средств на обеспечение пожарной безопасности в соответствии с бюджетным законодательством, то есть бюджетные ассигнования затрачиваются в полном объеме непосредственно на те цели, на которые он были выделены. Кроме того, ФБУ ИК-8 для устранения нарушений требований пожарной безопасности выделяются средства от внебюджетной деятельности, что не оспаривается прокурором.

Разумность определения размера расходов на содержание исправительных колоний определяет ФСИН России, непосредственно на содержание колоний в ЯНАО УФСИН ЯНАО при предоставлении учреждениями сметы расходов на следующий финансовый год, либо заявок о дополнительном финансировании в текущем году.

Информация о потребности ФКУ ИК-8 в денежных средствах на расходы по устранению нарушений требований пожарной безопасности, о поступлении предписаний ОГПН по МО г.Лаытнанги, своевременно предоставлялась в УФСИН ЯНАО и ФСИН России (т. 1 л.д. 35-54, 210-215, 233-255).

В соответствии со ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом с соблюдением требований БК РФ.

Как установлено в ходе рассмотрения дела ФКУ ИК-8 ведутся работы по устранению нарушений требований пожарной безопасности (т. 1 л.д. 55-66, 191-209, 216-225, т. 3 л.д. 168-177, 181-187), что указывает на отсутствие бездействия со стороны ответчиков.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

ФБУ ИК-8 обязано принимать меры по соблюдению прав осужденных и сотрудников, в том числе по обеспечению пожарной безопасности.

Нарушения Правил пожарной безопасности в ФКУ ИК-8 ставят под угрозу жизнь и здоровье граждан, работающих и отбывающих наказание в колонии, а также лиц, прибывающих на свидания с осужденными.

Прокурор просит обязать ФКУ ИК-8 устранить нарушения в срок до 01.10.2011 г.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Из предписания ОГПН по МО г.Лабытнанги № 110/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности в ФБУ ИК-8 от 20.09.2010 г. усматривается 52 пункта нарушений, срок устранений нарушений установлен – 01.10.2011 г. (т. 3 л.д. 194-199).

Представитель ФКУ ИК-8 пояснила, что в установленный прокурором в иске, ОГПН в предписании срок устранить нарушения с учетом выделяемых из федерального бюджета, а также из внебюджетных средств невозможно, так как исполнить часть требований прокурора и ОГПН можно только при значительных вложениях, поскольку многие здания введены в эксплуатацию в 1960-1970 годах, имеют больший физический износ, что следует их технических паспортов на здания и сооружения, подтверждающих дату их постройки, техническое состояние.

На обеспечение противопожарной безопасности в ФКУ ИК-8 в 2010 году было выделено 2001963 рубля, в том числе из средств федерального бюджета – 1350000 рублей и из средств от внебюджетной деятельности – 651963 рубля (т. 1 л.д. 232).

Из справки о выделении ФКУ ИК-8 в 2011 году денежных средств для устранения нарушений противопожарной безопасности от 17.06.2011 г. следует, что 18.02.2011 г. на оплату расходов по оснащению подведомственных объектов средствами пожаротушения и противопожарной автоматикой выделены лимиты бюджетных обязательств на 2011 год в размере 2510000 рублей.

Как следует из пояснений представителя УФСИН России по ЯНАО, за период с 2008 года по 2011 год денежные средства ФКУ ИК-8 на расширение дверных проемов, лестничных площадок не выделялись. Для устранения имеющихся нарушений требуется около 20 миллионов рублей, что подтверждено заявками и расчетами ФКУ ИК-8. Доказательств обратного суду не представлено.

При установленных обстоятельствах, с учетом финансирования ФКУ ИК-8, суд полагает, что в установленный прокурором срок 01.10.2011 г. ответчики по объективным обстоятельствам не смогут выполнить требования прокурора и считает установить ФКУ ИК-8 срок для совершения необходимых действий для устранения нарушений требований пожарной безопасности до 31.12.2012 г., находя его разумным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Ямало-Ненецкого прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ЯНАО к ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО, Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по ЯНАО о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности удовлетворить.

Обязать ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО в срок до 31.12.2012 г. устранить следующие нарушения пожарной безопасности:

Переоборудовать двери эвакуационных выходов из помещений и из зданий: караульного помещения, комнаты свиданий, дежурной части, часовни, пожарного депо жилой зоны, санитарно-пропускного пункта, швейного цеха, столовой промышленной зоны, деревообрабатывающего цеха, цеха малозаметных препятствий, школы, пилорамы, столовой колонии поселения, склада (балок рядом с общежитием колонии поселения), КПП дежурной смены (рядом с общежитием колонии поселения), общежития колонии поселения, пекарни, пожарного депо административной зоны, питомника, КПП с комнатой приема передач, спортивного зала, из помещений штаба шириной в свету не менее 0,8 метра.

Переоборудовать двери эвакуационных выходов в зданиях: отрядов №№ 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 14, столовой в жилой зоне, столовой с магазином со стороны административной зоны, медицинской части, а также из помещения обеденного зала шириной не менее 1,2 метра в свету.

В зданиях: дежурной части, пожарного депо в жилой зоне, отрядов №№ 2, 9, 10, административном здании, медицинской части, санитарно-пропускного пункта, школы оборудовать выходом на кровлю и (или) в чердак стационарными металлическими лестницами и (или) люками размерами на 0,8 метра.

Переоборудовать лестницы в зданиях: отрядов №№ 2, 9, 10, 13, 14, медицинской части, столовой в промышленной зоне, столовой в жилой зоне, школы, спортивного зала, швейного цеха, деревообрабатывающего цеха, цеха малозаметных препятствий, пожарного депо в жилой зоне, административного здания, санитарно-пропускного пункта, пожарного депо в административной зоне шириной проступей не менее 25 см., высотой ступеней менее 22 см. и уклоном менее 1:2.

Переоборудовать в зданиях: отрядов №№ 2, 9, 10, 13, 14, лестничные площадки и марши, чтобы их ширина составляла не менее 1,2 метра.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 09 сентября 2011 года.

Судья: