об оспаривании решения призывной комиссии



Дело № 2-1003-11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 декабря 2011 года г. Лабытнанги

Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего: судьи Словакевич Л.В.,

при секретаре судебного заседания: Черновой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Жабкина Егора Владимировича об оспаривании решения призывной комиссии,

установил:

Жабкин Е.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии ВК ЯНАО по г. Лабытнанги от 02.12.2011 г. о его призыве на военную службу, просил обязать призывную комиссию устранить допущенное нарушение его прав, предоставив отсрочку от призыва на военную службу.

Заявитель суду пояснил, что 20.06.2008 г. он окончил образовательное учреждение высшего профессионального образования, получив диплом о среднем профессиональном образовании. 26.07.2008 г. зачислен на службу в Государственную противопожарную службу с присвоением ему специального звания и продолжает проходить службу в органах МЧС России. В 2008 году он на военную службу не призывался. В 2009 году ему призывной комиссией была предоставлена отсрочка до апреля 2011 года, так как имеет на иждивении ребенка-инвалида. Считает, что он имел право на отсрочку по двум основаниям: по подп. «д» п. 1 ст. 24 и подп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в последнем случае отсрочка предоставлялась без наличия высшего профессионального образования на весь период службы в органах МЧС, в связи с чем считает, что ему должна быть предоставлена отсрочка на основании подп. «з» п. 1 ст. 24 указанного закона в редакции, действующей в период предоставления ему отсрочки в 2009 году.

Представитель призывной комиссии Лазарева А.Ю., действующая на основании доверенности от 30.11.2011 г., требования заявителя считает необоснованными, так как о том, что Жабкин Е.В. окончил образовательное учреждение высшего профессионального образования, имеет специальное звание и проходит службу в органах МЧС, он поставил призывную комиссию в известность только в ходе призыва в 2011 году, в этой связи, а также учитывая, что у Жабкина Е.В. отсутствует высшее профессиональное образование, он подлежит призыву на военную службу, так как ранее по подп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» заявителю отсрочка не предоставлялась и не может быть предоставлена сейчас. При предоставлении заявителю отсрочки в 2009 году, призывная комиссия не была поставлена им в известность о том, что он имеет основания для отсрочки, в том числе по подп. «з» п. 1 ст. 24 названного Закона.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Распоряжением Губернатора ЯНАО № 210-Р от 26.09.2011 г. «Об организации призыва в Ямало-Ненецком автономном округе граждан Российской Федерации 1984-1993 годов рождения на военную службу в ноябре-декабре 2011 года» предписано провести на территории ЯНАО в период с 01 ноября по 31 декабря 2011 года призыв на военную службу граждан РФ 1984-1993 годов рождения, не имеющих права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие министерства и ведомства, создать призывные комиссии муниципальных районов и городских округов в ЯНАО, в том числе МО г. Лабытнанги.

Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Согласно выписке из книги протоколом заседаний призывной комиссии г. Лабытнанги № 5 от 02.12.2011 г., Жабкин Е.В., 1988 года рождения, призван на военную службу.

Судом установлено, что в период с 2005 года по 2008 год Жабкин Е.В. обучался по очной форме в Ивановском институте Государственной противопожарной службы МЧС России по специальности пожарная безопасность. 20.06.2008 г. заявителю выдан диплом о среднем профессиональном образовании.

Приказом начальника Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ЯНАО от 07.08.2008 г., лейтенант внутренней службы Жабкин Е.В., прибывшего после окончания Ивановского института, назначен на должность начальника караула ПЧ-70 27 отряда ГПС Главного управления МЧС России по ЯНАО с 26.07.2008 г. на срок 5 лет.

Согласно справке инспектора ГК 14 ПЧ 5 ОФПС по ЯНАО от 02.12.2011 г., Жабкин Е.В. по настоящее время проходит службу в должности начальника караула.

Из личного дела призывника Жабкина Е.В. следует, что решением призывной комиссии от 01.12.2006 г. ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании подп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» как обучающемуся по очной форме обучения до 30.06.2008 г.; решением призывной комиссии от 06.11.2009 г. Жабкину Е.В. предоставлялась отсрочка до 27.04.2011 г. по подп. «д» п. 1 ст. 24 названного закона, поскольку он имеет ребенка-инвалида в возрасте до трех лет. В декабре 2008 года Жабкин Е.В. призывался призывной комиссией, но из пояснений представителя призывной комиссии следует, что был освобожден от прохождения от военной службы в связи с перевыполнением плана на призыв.

В соответствии с подп. «з» п. 1 ст. 24 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в редакции, действовавшей на момент предоставления Жабкину Е.В. отсрочки, отсрочка от призыва на военную службу предоставлялась гражданам: окончившим государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения вы профессионального образования и проходящим службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации на должностях рядового (младшего) и начальствующего состава, а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, - на время службы в этих органах и учреждениях.

Статьей 2 п. 5 Федерального закона от 6 июля 2006 года № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» подп. «з» изложен в следующей редакции: отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам: поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях.

В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» граждане, которые были освобождены от призыва на военную службу или которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии со ст. 23, 24 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 1 января 2008 года, пользуются указанными освобождениями и отсрочками до истечения срока их действия или до исчезновения их оснований.

Статья 5 и п. 5 ст. 2 ФЗ РФ № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» вступили в силу с 01 января 2008 года.

Федеральным законом от 17.12.2009 г. № 312-Ф3, вступившим в силу с 01.01.2010 г., в подп. «з» п. 1 ст. 24 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» было внесено изменение, после слов «при наличии у них» подпункт дополнен словами «высшего профессионального образования». Статьей 2 данного закона установлено, что граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва па военную службу в соответствии с подп. «з» п. 1 ст. 24 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 01 января 2010 года, пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения ее оснований.

При таких обстоятельствах, Жабкин Е.В. в силу подп. «з» п. 1 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службы (в ред. от 06.07.2006 г.) имел право на отсрочку от призыва на военную службу как в период своего обучения в Ивановском институте Государственной противопожарной службы МЧС России, так и после его окончания в 2008 году в связи с зачислением на службу в МЧС России в звании лейтенанта внутренней службы, поскольку наличие высшего профессионального образования не требовалось, учитывая, что заявитель по настоящее время служит в МЧС России, то имеются все основания для предоставления ему отсрочки от призыва на период его службы в органах МЧС.

Доводы представителя призывной комиссии об отсутствии у заявителя высшего профессионального образования, предусмотренного действующей редакцией ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе», как обязательное условие при предоставлении отсрочки, являются необоснованными, так как положения ныне действующего закона не могут применяться вопреки нормативному регулированию данных правоотношений в предыдущие годы.

Ссылка представителя призывной комиссии на то, что до 2011 года Жабкин Е.В. не предоставлял им сведения о том, что он назначен на службу в органы МЧС России, в связи с чем вопрос о предоставлении ему отсрочки по подп. «з» п. 1 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службы» не рассматривался, не может быть принята во внимание, так как право на отсрочку у заявителя имелось до 01.01.2010 г. в силу закона и оно не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия решения призывной комиссии о ее предоставлении.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Решение призывной комиссии муниципального образования город Лабытнанги от 02 декабря 2011 года в части призыва Жабкина Егора Владимировича на военную службу признать незаконным.

Обязать призывную комиссию муниципального образования город Лабытнанги предоставить Жабкину Егору Владимировичу отсрочку от призыва на военную службу на основании подпункта «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 14 декабря 2011 года.

Судья: