Прокурор г.Лабытнанги в интересах Герасимовой О.В. к Региональному отделению Фонда Социального страхования РФ по ЯНАО, МУ `Управление социальной защиты населения Администрации г.Лабытнанги` о признании бездействия должностных лиц незаконным



дело №2-775-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 декабря 2011 года г.Лабытнанги

Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

Председательствующего: судьи Галько С.В.,

с участием прокурора: ст. пом. прокурора г.Лабытнанги Петровой О.А.,

при секретаре с/заседания: Примак П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Лабытнанги в интересах Герасимовой Ольги Васильевны к Региональному отделению фонда Социального страхования РФ по ЯНАО, Департаменту по труду и социальной защите населения ЯНАО, МУ "Управлению социальной защиты населения Администрации г.Лабытнанги" о признании бездействий должностных лиц незаконными, об обязывании приобрести технические средства реабилитации,

установил:

Прокурор г.Лабытнанги в интересах Герасимовой О.В. обратился с иском к Региональному отделению фонда Социального страхования РФ по ЯНАО, Департаменту по труду и социальной защите населения ЯНАО, МУ "Управлению социальной защиты населения Администрации г.Лабытнанги" о признании бездействия должностных лиц незаконными в реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой Федеральным государственным учреждением Медико-Социальной Экспертизы по ЯНАО, разработанной Герасимовой О.В., незаконными. Прокурор просит обязать Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по ЯНАО устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод инвалида 2 группы Герасимовой О.В. и приобрести для неё костыли подмышечные с УПС и ортопедическую обувь, как установлено индивидуальной программой реабилитации. В период рассмотрения спора прокурором измены требования, заявленные к Департаменту по труду и социальной защиты населения ЯНАО, он просит суд обязать указанное учреждение приобрести для инвалида 2 группы Герасимовой О.В. ступени к ванне, коврик противоскользящий в ванную, сиденье в ванную, поручни в ванную, туалет и коридор, как установлено индивидуальной программой реабилитации, в порядке очередности.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Лабытнанги Петрова О.А. отказалась от требования, заявленного прокурором г. Лабытнанги в интересах Герасимовой О.В. к Региональному отделению фонда Социального страхования РФ по ЯНАО, Департаменту по труду и социальной защите населения ЯНАО, МУ "Управлению социальной защиты населения Администрации г.Лабытнанги", в части признания действий (бездействий) должностных лиц Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по ЯНАО, должностных лиц МУ "Управление социальной защиты населения Администрации г.Лабытнанги", должностных лиц Департамента по труду и социальной защиты населения ЯНАО в реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой Федеральным государственным учреждением Медико-Социальной Экспертизы по ЯНАО разработанной Герасимовой О.В., незаконным. Определением суда от 02.12.2011 года отказ в части указанных требований принят судом, производство по делу в указанной части прекращено.

Герасимова О.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена. Из поступившего в суд заявления Герасимовой О.В. следует, что требования прокурора, заявленные в ее интересах, поддерживает в полном объеме.

Представитель Регионального отделения фонда Социального страхования РФ по ЯНАО в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен.

Представитель МУ "Управление социальной защиты населения Администрации г.Лабытнанги" Михайлова М.Е. требования прокурора не признает.

Представители Департамента по труду и социальной защите населения ЯНАО в судебное заседание не явились. Из поступивших в суд возражений следует, что его представитель считает требования прокурора не основанными на законе и необоснованными, так как финансирование мероприятий по обеспечению инвалидов техническими средствами, не входящими в перечень средств, обеспечение которыми производится за счет средств федерального бюджета, не является обязанностью субъекта РФ, осуществляется при наличии финансовой возможности. Для обеспечения техническими средствами реабилитации, не входящими в перечень, инвалиды либо их законные представители подают письменные заявления об обеспечении такими средствами в органы социальной защиты населения муниципальных образований автономного округа по месту жительства. С заявлением об обеспечении техническим средством реабилитации в МУ "Управление социальной защиты населения Администрации г.Лабытнанги" Герасимова О.В. обратилась 21.06.2010г.. Поэтому, МУ "Управление социальной защиты населения Администрации г.Лабытнанги" не имело возможности начать процедуру обеспечения Герасимовой О.В. техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень, с даты, указанной в индивидуальной программе реабилитации, то есть с 08.06.2010г.. Заявка об обеспечении Герасимовой О.В. техническими средствами реабилитации от МУ "Управление социальной защиты населения Администрации г.Лабытнанги" поступила 19.10.2010г., то есть позже установленного срока, но она была принята Департаментом по труду и социальной защите населения ЯНАО к исполнению. Герасимова О.В. будет обеспечена техническим средством реабилитации в порядке очередности.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.11 Федерального закона от 24.11.1995 " 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации утвердило Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Согласно названным Правилам обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разработанными федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является разновидностью лечебной помощи, и, как любая другая лечебная помощь, она может оказываться только по медицинским показаниям.

Как следует из справки МСЭ-2007 , Герасимова О.В. имеет вторую группу инвалидности по общему заболеванию. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида , выдаваемой Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, Герасимова О.В. нуждается в технических средствах реабилитации, предусмотренных федеральным перечнем: ступени к ванне, коврик противоскользящий в ванную, сиденье в ванную, поручни в ванную, туалет и коридор.

Согласно Федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, техническими средствами реабилитации, исходя из исковых требований, являются: костыли подмышечные с УПС и ортопедическую обувь.

Герасимова О.В. обратилась в региональное отделение фонда Социального страхования РФ по ЯНАО 21.06.2010г. с заявлением об обеспечении ступени к ванне, коврик противоскользящий в ванную, сиденье в ванную, поручни в ванную, туалет и коридор, представив индивидуальную программу реабилитации инвалида от ДД/ММ/ГГ . На основании указанного заявления, Герасимова О.В. поставлена на учет по обеспечению перечисленными средствами реабилитации.

Как следует из копии письма Департамента по труду и социальной защиты населения ЯНАО от 18.11.2011г. заявка от МУ "Управление социальной защиты населения Администрации г.Лабытнанги" на обеспечение Герасимовой О.В. техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный базовый перечень, поступила 19.10.2010г. Однако, Департаментом по труду и социальной защиты населения ЯНАО не была подана конкурсная документация на обеспечение в 2011г. Герасимовой О.В. ТСР по причинам отсутствия на момент обращения долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2011- 2013 годы" и наличия поступивших ранее необеспеченных заявок.

Согласно возражений ГУ - Регионального отделения фонда социального страхования РФ по ЯНАО от 13.10.2011г., Герасимова О.В. впервые обратилась в мае 2008 года, с заявлением на обеспечение тростью опорной и ортопедической обувью, была поставлена на учет в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от ДД/ММ/ГГ . В связи с тем, что в 2008 году Герасимова О.В. была обеспечена обувью через органы социальной защиты населения, обеспечение инвалида указанным средством реабилитации не проводилось. Повторно Герасимова О.В. обратилась в январе 2009 года для обеспечения костылями с УПС, ортопедическими стельками, предоставила индивидуальную программу реабилитации инвалида от ДД/ММ/ГГ . В связи с тем, что ортопедические стельки не включены в федеральный перечень технических средств реабилитации, ей было отказано в обеспечении указанными изделиями, а для обеспечения костылями поставлена на учет. В июле 2009 года Герасимова О.В. предоставлена трость опорная телескопическая, в соответствии с государственным контрактом от ДД/ММ/ГГ . В декабре 2009 года Герасимова О.В. была обеспечена костылями с подмышечной опорой, в соответствии с государственным контрактом от ДД/ММ/ГГ . В дальнейшем Герасимова О.В. в региональное отделение не обращалась.

Из представленных возражений Департаментом по труду и социальной защиты населения ЯНАО следует, что инвалид Герасимова О.В. не обеспечена до настоящего времени техническими средствами реабилитации прежде всего по причинам наличия поступивших ранее необеспеченных заявок МУ "Управление по труду и социальной защите граждан Администрации г.Лабытнанги". по причине отсутствия необходимых объемов ассигнований.

Вместе с тем, ранее в судебном заседании Герасимова О.В. пояснила, что с индивидуальное программой реабилитации в 2010 году в соответствующие она обращалась для обеспечения ее костылями подмышечными с УПС и ортопедической обувью, как установлено индивидуальной программой реабилитации. Однако, для обеспечения ортопедической обувью ей было предложено выехать в г.Тюмень для снятия мерок, что она не смогла сделать ни по материальной причине, ни по состоянию здоровья. Поэтому, вышеуказанными средствами она не обеспечена до настоящего времени (л.д. ).

Судом в ходе рассмотрения дела с достоверностью установлено, что обязанность ГУ- Региональное отделение ФСС РФ по ЯНАО по обеспечению инвалида Герасимовой О.В. техническими средствами реабилитации предусмотренными федеральным перечнем: костыли подмышечные с УПС и ортопедическую обувь - установлена в силу закона. Отказа Герасимовой О.В. от индивидуальной программы реабилитации не зафиксировано.

Порядок обеспечения инвалидов техническими средствам реабилитации, не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, утвержден Постановлением Администрации автономного округа от 05 июня 2008 года №273-А. Согласно указанному порядку технические средства реабилитации, не входящие в федеральный перечень, приобретаются за счет средств Программы от 18 июня 2009 года №331-А. Для обеспечения техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный базовый перечень, указанные граждане подают письменные заявления об обеспечении техническими средствами реабилитации в органы социальной защиты населения муниципальных образований автономного округа по месту жительства.

В целях своевременного обеспечения заявителей техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный базовый перечень, качественного и эффективного расходования средств Программы осуществляется ведение регистра лиц, имеющих право на обеспечение техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный базовый перечень. Органы социальной защиты населения, осуществляющие ведение регистра, представляют в Департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа заявки на приобретение технических средств реабилитации, не входящих в федеральный базовый перечень, сформированных на основании регистра: до 10 октября - заявки на предстоящий календарный год, до 15 марта уточненные заявки на текущий календарный год.

Департамент по труду и социальной защите населения ЯНАО на основе заявок, полученных от органов социальной защиты населения, в течение 10 рабочих дней с момента получения заявок формирует пакет конкурсной документации на сумму, не превышающую объема предусмотренных ассигнований и представляет её в установленном порядке в исполнительный орган государственной власти автономного округа, уполномоченный на осуществление функций по размещению заказа.

Факт обращения 21.06.2010г. Герасимовой О.В. в МУ "Управление по труду и социальной защите населения Администрации г.Лабытнанги" с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации (ступени к ванне, коврик противоскользящий в ванную, сиденье в ванную, поручни в ванную, туалет и коридор), не входящими в федеральный базовый перечень, в судебном заседании подтвержден с достоверностью (л.д. ).

Согласно представленного МУ "Управление по труду и социальной защите населения Администрации г.Лабытнанги" регистра лиц, имеющих право на обеспечение техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный базовый перечень, Герасимова О.В. данным техническим средством реабилитации (ступени к ванне, коврик противоскользящий в ванную, сиденье в ванную, поручни в ванную, туалет и коридор) не обеспечена. (л.д. ).

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Таким образом, суд приходит к выводу о нарушении прав и свобод инвалида и предоставляет ему судебную защиту, поскольку индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Согласно ст. 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из статьи 2 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд находит заявленные прокурором требования в интересах инвалида Герасимовой О.В. к Региональному отделению фонда Социального страхования РФ по ЯНАО об обязывании приобрести костыли подмышечные с УПС и ортопедическую обувь; к Департаменту по труду и социальной защите населения ЯНАО об обязывании приобрести ступени к ванне, коврик противоскользящий в ванную, сиденье в ванную, поручни в ванную, туалет и коридор, законными и обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора г. Лабытнанги, заявленный в интересах Герасимовой Ольги Васильевны к Региональному отделению фонда Социального страхования РФ по ЯНАО, Департаменту по труду и социальной защите населения ЯНАО, об обязывании приобрести технические средства реабилитации удовлетворить.

Обязать Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по ЯНАО приобрести для инвалида 2 группы Герасимовой Ольги Васильевны и приобрести костыли подмышечные с УПС и ортопедическую обувь, как установлено индивидуальной программой реабилитации.

Обязать Департамент по труду и социальной защиты населения ЯНАО приобрести для инвалида 2 группы Герасимовой Ольги Васильевны ступени к ванне, коврик противоскользящий в ванную, сиденье в ванную, поручни в ванную, туалет и коридор, как установлено индивидуальной программой реабилитации, в порядке очередности.

Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено кассационное представление в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение 10 дней.

Решение в окончательной форме изготовлено 07 декабря 2011г.

Председательствующий