Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 19 января 2012 года г.Лабытнанги Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Подгорной О.А., при секретаре судебного заседания Гостюшевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-9 -2012 по иску Довгаль Натальи Ивановны к ООО «Стройинвесткомпания», ОАО «Тепло-Энергетик» о перерасчете платы за отопление и взыскании компенсации морального вреда, установил: ДД/ММ/ГГ Довгаль Н.И. обратилась в суд с иском к ООО «Стройинвесткомпания» об обязывании произвести перерасчет платы за подачу тепловой энергии за период с ДД/ММ/ГГ по апрель 2011г. путем уменьшения размера начисленных платежей на сумму ...., взыскании компенсации морального вреда в сумме ... рублей по тем основаниям, что по месту проживая в жилом помещении по адресу: ... с ноября 2009 года температурный режим не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Однако управляющей компанией рганизацией ООО «Стройинвесткомпания» в нарушение действующего законодательства меры по восстановлению температуры не предпринимаются, произвести перерасчет платы за предоставленную некачественную услугу ответчик в добровольном порядке отказывается. По вине ответчика ей причинен моральный вред, выразившийся в физических и нравственных страданиях, а именно, в связи с постоянно низкой температурой в жилом помещении у нее снизился иммунитет, что повлекло частые простудные заболевания. Определением судьи от ДД/ММ/ГГ привлечены к участию в деле: в порядке ст. 47 ГПК РФ – Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО. Определением суда от ДД/ММ/ГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена ресурсоснабжающая организация ОАО «Тепло-Энергетик». Определением суда от ДД/ММ/ГГ в порядке ст. 47 ГПК РФ к участию в деле привлечена Служба Жилищного надзора ЯНАО (после переименования – государственная жилищная инспекция ЯНАО). В судебное заседание истица Довгаль Н.И не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, доказательства уважительности причин отсутствия в заседании суда отсутствуют. Ранее ДД/ММ/ГГ она поддержала исковые требования к ООО «Стройинвесткомпания» приведя доводы, изложенные в иске. Представитель ООО «Стройинвесткомпания» Бабенко К.Б., действующая по доверенности № от ДД/ММ/ГГ в суд не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, имеется ходатайтво о слушании дела без участия представителя Представитель ОАО «Тепло-Энергетик» Подсадная О.Н., действующая по доверенности № от ДД/ММ/ГГ, также не явилась в суд, в заявлении от ДД/ММ/ГГ просит о рассмотрении дела без ее участия, исковые требования не признает, полагая, что ОАО «Тепло-Энергетик» является ненадлежащим ответчиком по делу, так как организация является ресурсоснабжающей и не предоставляет населению коммунальные услуги. Ответственность за предоставленные истице некачественные услуги по отоплению несет управляющая компания. ООО «Стройинвесткомпания» претензий к ОАО «Тепло-Энергетик» по качеству предоставляемого ресурса не предъявляло. Представители: Администрации г. Лабытнанги, Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО, Государственной жилищной инспекции ЯНАО, третье лицо Довгаль И.В. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены. Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждый имеет право на судебную защиту. Спор между сторонами регулируется нормами Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, Законом Российской Федерации от 07.02.92г. №2300-1 «О защите прав потребителей». Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Истица Довгаль Н.И. занимает жилое помещение по адресу: ... на основании договора социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда от ДД/ММ/ГГ (л.д. 13 т.1). Расчеты и начисление платежей за предоставляемые истице коммунальные услуги по указанному адресу, в том числе за отопление, производятся в ООО «Расчетно-кассовый центр» по лицевому счету №. ООО «Стройинвесткомпания» с ДД/ММ/ГГ является управляющей компанией ... на основании проведенного органами местного самоуправления конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, что следует из пояснений лиц, участвующих в деле, а также из возражений представителя ООО «Стройинвесткомпания». Договор с управляющей многоквартирным домом компанией в письменной форме истицей не заключался, что не освобождает указанные стороны от исполнения своих обязательств в соответствии с жилищным законодательством. В силу ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Довгаль Н.И., в свою очередь, согласно ст.ст. 153, 155 ч. 4 ЖК РФ как наниматель жилого помещения по договору социального найма обязана своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги управляющей организации. В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, включает в себя плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги в свою очередь включает в себя плату за отопление. Оплату за отопление истица производит по нормативу потребления при отсутствии приборов учета. Согласно ч. 4 ст. 157 ЖК РФ при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила). Истица, обращаясь за судебной защитой, исходит из того, что на протяжении всего заявленного периода с (ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ) ей предоставлялась коммунальная услуга по отоплению ненадлежащего качества. Довгаль Н.И. в материалы дела представлен расчет изменения размера платы за коммунальную услугу «отопление», предоставленную ненадлежащего качества. Согласно данного расчета при нормативе потребления тепловой энергии 0,04 Гкал/кв.м. в мес., с учетом действовавших тарифов на тепловую энергию с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ- ..../Гкал., площади жилого помещения 68.8 кв.м. (без снижения) Довгаль Н.И. подлежит начислению сумма .... ежемесячно (всего ....). С ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ при изменении тарифа на ..../Гкал.- ... руб. ежемесячно ( всего ... коп.) Общая расчетная сумма начисления за период с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ с применением формулы № Правил составляет сумму ... руб. ... ко... снижения платы за коммунальные услуги за указанный период произведен истицей с использованием формул № Правил и составляет ... руб. ... коп., что превышает сумму, начисленную истице по нормативу(л.д.6-12, 80-91 т.1). Указанные обстоятельства приводят истицу к выводу о том, что предъявленная за отопление к оплате за период с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ сумма – ... руб. (л.д.115 т.1) не подлежит передаче ответчику, иными словами в указанный период времени улуга отопления с у четом ее качества для нее является бесплатной. Пунктом 15 приложения № к Правилам определены требования к качеству коммунальной услуги «отопление», так, температура воздуха в жилых помещениях обеспечивается не ниже +18 град.С (в угловых комнатах - +20 град.С), а районах с температурой наиболее холодной пятидневки - -31 град.С и ниже - +22 (+22) град.С; в других помещениях – в соответствии с ГОСТом Р 51617-2000. Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) – не более 3 град.С. Указанные требования применяются при температуре наружного воздуха не ниже расчетной при проектировании системы отопления и при условии выполнения обязательных мер по утеплению помещений. Из представленных суду письменных доказательств следует, что в 2009 году произведен капитальный ремонт квартиры истицы, которая расположена в двухэтажном щитовом доме деревянного исполнения. Согласно паспорта жилого помещения, ...-а по ... в ... 1978 года постройки (л.д. 26 т.1) Проверяя состоятельность доводов и обоснованность требований истицы об уменьшении размера платежей за отопление на сумму ... руб. 00 коп., суд усматривает, что Довгаль Н.И. исходит из факта предоставления ей услуги по отоплению ненадлежащего качества непрерывно в период с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ, в то время как ею к делу представлен перерасчет за период с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ Расчет истицы основан на данных, закрепленных в актах управляющей компании ООО «Стройинвесткомпания» от ДД/ММ/ГГ, ДД/ММ/ГГ, ДД/ММ/ГГ, акте обследования комиссией в составе представителя наймодателя – МУ «ДЕЗ», управляющей компании ООО «Стройинвесткомпания», ресурсоснабжающей организации ОАО «Тепло-Энергетик» от ДД/ММ/ГГ (л.д. 19, 25-27). (Акт от ДД/ММ/ГГ составлен за пределами периода спора л.д.119 т.1). Также представлен протокол № от ДД/ММ/ГГ составленный Аккредитованным испытательным лабораторным центром ФФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком АО в ... и ...е» из заключения которого следует, что параметры микроклимата квартиры истицы не соответствуют требованиям СанПиН 2.ДД/ММ/ГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» по температуре воздуха в точках 1-5 ( трех жилых комнатах кухне и ванной) (л.д.33-35 т.1 ). Из актов следует, что температура воздуха в разных помещениях трехкомнатной ....17 «а» ..., которая имеет две угловые комнаты, согласно произведенных замеров в обозначенные в актах даты, различна и во всех случаях ниже величин, указанных в пункте 15 приложения № 1 к Правилам. Согласно п.3 Правил коммунальная услуга (в данном случае «отопление») – деятельность исполнителя коммунальной услуги по отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилом помещении. Факты, указанные в данных актах, подтверждают факт отсутствия комфорта в занимаемом Довгаль Н.И. жилом помещении, однако не все содержат полные и объективные сведения о причинах несоответствия температурного режима в квартире истицы относительно установленных нормативов. Установление причины несоответствия температурного режима в квартире истицы установленным нормативам имеет юридическое значение для разрешения спора по существу, поскольку влияет на установление субъекта гражданско-правовой отвтественности. Судом истице предложено представить дополнительные доказательства в этой части в обоснование иска, однако иными доказательствами помимо указанных выше актов сторона дела не располагает. Из текста акта от ДД/ММ/ГГ следует факт не соответствия нормативной температуры теплоносителя на подающем и обратном трубопроводах на вводе в дом, в результате чего отмечается непрогрев приборов отопления (конвекторов) внутри жилого помещения истицы (л.д.25 т.1)., что является зоной ответственности ресурсоснабжающей организации, аналогичные сведения содержит акт комиссионного обследования от ДД/ММ/ГГ, где, кроме тех же причин, управляющей компании ООО «Стройинвесткомпания» указано на необходимость выполнения мероприятий, обеспечивающих удовлетворительную циркуляцию теплоносителя через отопительные приборы в ... (л.д.27 т.1). Доводы ответчика ОАО «Тепло-Энергетик» о предоставлении управляющей компании ООО «Стройинвесткомпания» теплоносителя надлежащего качества в ... со ссылкой на факт отсутствия претензий со стороны управляющей компании не является доказательством надлежащего исполнения ресурсоснабжающей организацией условий договора ежегодно заключаемого договора энергоснабжения. В материалах дела представлен договор энергоснабжения №129-Т/УК от 01.01.10г. между ОАО «Тепло-Энергетик» и ООО «Стоойинвесткомпания» содержащий приложение с температурным графиком теплоносителя в подающем трубопроводе с допускаемыми среднесуточными отклонениями (л.д.53-56 т.1). Таким образом, из совокупности имеющихся в распоряжении суда доказательств с достоверностью следует, что в период между составлением акта от ДД/ММ/ГГ до составления акта от ДД/ММ/ГГ, содержащих сведения о причинах по которым услуга «отопление» истице предоставляется ненадлежащего качества, каких-либо действий со стороны ответчиков по восстановлению ее прав не последовало. Согласно Правил «коммунальные услуги надлежащего качества» - коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг. Правила содержат порядок фиксации факта оказания услуг ненадлежащего качества. В соответствии с положениями п.п. 64, 67-69, 71 Правил, в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба). В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей. В акте о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Датой начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается: а) время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества; б) время, указанное в акте, составленном исполнителем в порядке, определенном пунктами 67 - 69 настоящих Правил, - в случае выявления исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества; в) время начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, зафиксированное коллективным (общедомовым), общим (квартирным) или индивидуальным приборами учета, - в случае фиксации предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества приборами учета. Акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором. Согласно пункту 74 Правил, период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным, в том числе со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг, оформляемого в порядке, определенном пунктами 67 - 69 настоящих Правил. Представленные суду в обоснование иска акты, подготовленные уполномоченными на то должностными лицами и организациями, по форме и содержанию не в полной мере отвечают выше указанным требованиям Правил, однако ответственность за правильное составление данных документов не может быть возложена на Довгаль Н.И. и лишить истицу права на судебную защиту. В соответствии со ст. 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается. Истица приняла все возможные и разумные меры для защиты своих нарушенных прав, доводя до сведения уполномоченных лиц фактические обстоятельства предоставления услуги по отоплению, о чем свидетельствует предоставленная суду переписка. Согласно условий договора социального найма №СН-1974 от ДД/ММ/ГГ, заключенного от имени «наймодателя» МО ... МУ «УЖКХ» и «нанимателем» Довгаль Н.И., перерасчет платы за пользование жилым помещением осуществляется организацией, предприятием, предоставляющим коммунальные услуги, в случаях несоответствия размера платы, указанного в счете, предъявленном «нанимателю», качеству предоставляемых коммунальных услуг (согласно распоряжения администрации) (п.п.6.5 и 6.2) (л.д.13-17 т.1). В материалах дела содержится письмо №1652-790/2 от 24.12.10г. Администрации г.Лабытнанги из которого следует, что «наймодатель» в лице МУ «ДЕЗ» в адрес управляющей компании ООО «Стройинвесткомпания» направил письмо, для выполнения мероприятий, обеспечивающих удовлетворительную работу приборов отопления в жилом помещении истицы, а также о выполнении перерасчета размера оплаты за теплоснабжение в период с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ (л.д.29 т.1). Следовательно, «наймодателем» в рамках договора социального найма признано право истицы на перерасчет оплаты услуги «отопление» за указанный выше период, что совпадает с выводом суда, основанном на проведенном в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ выше приведенном анализе доказательств. При установленных обстоятельствах доводы истицы о длящемся нарушении ее прав (с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ) при отсутствии акта об устранении недостатков коммунальной услуги вплоть до обращения за судебной защитой не могут быть приняты во внимание, так как не основаны на имеющихся в деле доказательствах. Таким образом, исковые требования Довгаль Н.И. к ООО «Стройинвесткомпания» за период с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ и за период с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ удовлетворению не подлежат. Из лицевого счета №, открытого на имя Довгаль Н.И., видно, что перерасчет платы за предоставленную коммунальную услугу «отопление» ненадлежащего качества ООО «Стройинвесткомпания» за период с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ до настоящего не производился. В соответствии с подп. «ж» п. 49, 60 Правил исполнитель обязан производить в установленном разделом VII настоящих Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.. Согласно ст. 309-310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев предусмотренных законом. Обязанность по уменьшению размера платы возлагается на управляющую компанию, так как фактически истица состоит в правовых отношениях с ООО «Стройинвесткомпания», а не с ресурсоснабжающей организацией – ОАО «Тепло-Энергетик» Поскольку обязанность перерасчета, возникающая у исполнителя на основании закона, последним добровольно не исполнена, суд приходит к выводу о возложении соответствующей обязанности на основании судебного акта. Представленный Довгаль Н.И. перерасчет за услугу отопление суд не может взять за основу при принятии решения в силу его недопустимости (ст. 60 ГПК РФ), так как расчет не соответствует положениям Правил. Согласно вышеуказанным Правилам, исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имущества потребителя вследствие непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества независимо от его вины. Довгаль Н.И. считает, что в связи с несоблюдением ответчиком температурного режима в ее квартире ей причинен моральный вред. В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации от 07.02.92г. №2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Моральный вред – это нравственные и (или) физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье т.п.) или нарушающими его имущественные и личные неимущественные права и интересы. В обоснование заявленного требования истицей представлены: листки нетрудоспособности за период с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ, с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ (л.д. 38, 42), выписка из амбулаторной карты (л.д. 39), выписной эпикриз из истории болезни № от ДД/ММ/ГГ Доказательств того, что указанные в данных документах заболевания возникли вследствие предоставления ответчиком услуг ненадлежащего качества (причинно-следственная связь), истицей не представлено, судом в ходе судебного разбирательства не добыто. Исходя из того, что компенсация морального вреда по своей сути не может являться целью обогащения гражданина, принимая во внимание степень вины нарушителя в виде его бездействия по устранению нарушений прав истицы, а также то, что при нарушении температурного режима истица испытывала дискомфорт, нравственные страдания, суд находит соразмерной компенсацией причиненного Довгаль Н.И. морального вреда в сумме ... рублей. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ суд взыскивает с ответчика в доход местного бюджета госпошлину в сумме ... рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Довгаль Натальи Ивановны удовлетворить частично. Обязать ООО «Стройинвесткомпания» через ООО «Расчетно-кассовый центр» произвести Довгаль Наталье Ивановне, проживающей по адресу: ...-а ... (лицевой счет №) перерасчет платы за коммунальную услугу «отопление» за период с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ Взыскать с ООО «Стройинвесткомпания» в пользу Довгаль Натальи Ивановны компенсацию морального вреда в сумме ... рублей. Взыскать с ООО «Стройинвесткомпания» в местный бюджет государственную пошлину в сумме ... рублей. Довгаль Наталье Ивановне в остальной части иска к ООО «Стройинвесткомпания» отказать. Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в апелляционном порядке через Лабытнангский городской суд в течение месяца с даты изготовления решения суда в окончательной форме. Судья: