Именем Российской Федерации 13 февраля 2012 года г.Лабытнанги Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Подгорной О.А., с участием помощника прокурора г.Лабытнанги Тютиной М.И. при секретаре судебного заседания Гостюшевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-136-12 по жалобе Сеина А.В. в защиту избирательных прав к Территориальной избирательной комиссии г. Лабытнанги о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидатом в Депутаты Городской Думы муниципального образования г. Лабытнанги второго созыва по многомандатному избирательному округу №2, обязывании зарегистрировать кандидатом в депутаты Городской Думы муниципального образования г. Лабытнанги второго созыва по многомандатному избирательному округу №2 на дополнительных выборах депутата Городской Думы муниципального образования г. Лабытнанги второго созыва по многомандатному избирательному округу №2, УСТАНОВИЛ: 09.02.12 г. Сеин А.В. обратился в суд с заявлением к Территориальной избирательной комиссии г. Лабытнанги о признании незаконным решения №30/171 от 27.01.12г. об отказе в регистрации кандидатом в Депутаты Городской Думы муниципального образования г. Лабытнанги второго созыва по многомандатному избирательному округу №2, обязывании зарегистрировать кандидатом в депутаты Городской Думы муниципального образования г. Лабытнанги второго созыва по многомандатному избирательному округу №2 на дополнительных выборах депутата Городской Думы муниципального образования г. Лабытнанги второго созыва по многомандатному избирательному округу №2 по основанию нарушения его пассивного избирательного права. Заявитель Сеин А.В. в судебном заседании настаивает на удовлетворении поданной им жалобы, пояснив, что оспариваемое решение № 30/171 от 27.01.12г., принятое Территориальной избирательной комиссией г. Лабытнанги, которым установлены факты нарушения им избирательного законодательства, явившиеся основаниями для отказа в регистрации его как кандидата в депутаты Городской Думы муниципального образования г. Лабытнанги второго созыва по многомандатному избирательному округу №2 на дополнительных выборах депутата Городской Думы муниципального образования г. Лабытнанги второго созыва по многомандатному избирательному округу №2 не основаны на нормах законодательства, регулировавших те же правоотношения на момент проведения основных выборов в Городскую Думу муниципального образования г. Лабытнанги второго созыва, объявленных в 2008г. Применение избирательного законодательства в редакции, действующей на момент принятия Территориальной избирательной комиссией г.Лабытнанги решения, нарушает его права. Заявитель указывает на то, что Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.06.2006 года № 30-ЗАО "О муниципальных выборах в Ямало-Ненецком автономном округе" он не смог найти, а, следовательно, не знал о содержащихся в нем требованиях о необходимости предоставления для регистрации в качестве кандидата первого финансового отчета. Не предоставление протокола об итогах сбора подписей и не уведомление Территориальной избирательной комиссии г.Лабытнанги о создании избирательного фонда в то время, когда он создан вовремя, не являются нарушениями, влекущими отказ в регистрации его в качестве кандидата в депутаты. Собственноручное изготовление подписных листов действующим избирательным законодательством прямо не запрещено, таким образом, изготовление подписных листов без оплаты из избирательного фонда не может являться основанием для признания подписей недействительными. В судебном заседании председатель Территориальной избирательной комиссии г.Лабытнанги Цитович Т.Г. заявленные Сеиным А.В. требования находит не подлежащими удовлетворению, пояснив, что принятое решение является законным, обоснованным, не нарушает прав заявителя. Выслушав участников дела, изучив представленные письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего оставить жалобу Сеина А.В. без удовлетворения, а принятое решение без изменения, суд приходит к следующему. Согласно ст. 46 Конституции РФ каждый имеет право на судебную защиту. В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Решением Городской Думы муниципального образования г.Лабытнанги №364 от 12.12.11г. назначены дополнительные выборы депутата Городской Думы муниципального образования г. Лабытнанги второго созыва по многомандатному избирательному округу №2. Решение опубликовано в газете «Вестник Заполярья» № 167 (3420) от 13.12.11г. В указанном средстве массовой информации 20.12.11г. №171 размещено информационное сообщение о сроках выдвижения кандидатов в депутаты по указанному выше избирательному округу, где указано, что прием документов для выдвижения и регистрации начинается с 9.00 ч. 30.12.11г. и заканчивается 18.01.12г. в 18.00ч. 22.12.11 г. Территориальной избирательной комиссией г. Лабытнанги принято решение №26/140 «О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов, выдвинутых на дополнительные выборы депутата Городской Думы муниципального образования г. Лабытнанги второго созыва по многомандатному избирательному округу №2, и максимальном количестве подписей избирателей для представления кандидатами в окружную избирательную комиссию по многомандатному избирательному округу №2», которым определено необходимое для регистрации количество подписей - 51 подпись, а максимальное – 56 подписей. 30.12.11 г. в Территориальную избирательную комиссию г. Лабытнанги поступило уведомление Сеина А.В. о своем выдвижении в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Городской Думы муниципального образования г. Лабытнанги второго созыва по многомандатному избирательному округу №2 с предоставлением ряда документов, указанных в содержащемся в материалах дела подтверждении от 30.12. 11 г., принятом в 15.40 ч. (л.д. ). Согласно подтверждения от 18.01.12г. в 10ч. 32 мин. Сеиным А.В. представлены на регистрацию подписные листы в поддержку самовыдвижения кандидатом в депутаты Городской Думы муниципального образования г. Лабытнанги второго созыва по многомандатному избирательному округу №2 в количестве 8 листов, сброшюрованных в 1 книгу. В подтверждении от 18.01.12г. указано, что в 16 ч.40 мин. Сеиным А.В. представлена копия договора специального избирательного счета кандидата, открытого в филиале (отделении) Сберегательного банка РФ. В справке от 19.01.12г., выданной в 12 ч.16 мин. указано на предоставление первого финансового отчета, уведомления о реквизитах специального избирательного счета. Все указанные выше документы, представленные лично Сеиным А.В., легли в основание принятого и оспариваемого заявителем решения избирательной комиссии. Согласно п. 18 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ч.2 ст.23 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.06.2006 года № 30-ЗАО "О муниципальных выборах в Ямало-Ненецком автономном округе", избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана была проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации. Решением Территориальной избирательной комиссии г.Лабытнанги № 30/171 от 27.01.2012 года Сеину А.В. отказано в регистрации кандидата в депутаты Городской Думы муниципального образования г.Лабытнанги второго созыва по многомандатному избирательному округу № 2 по двум основаниям: на основании подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее №67-ФЗ), п.5 ч.1 ст.73 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.06.2006 года № 30-ЗАО "О муниципальных выборах в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее №30-ЗАО). Нарушение выразилось в не предоставлении в установленные сроки первого финансового отчета, который относится к числу документов, необходимых для регистрации в соответствии с названным Федеральным законом, Законом автономного округа; на основании п. «д» ч.24 ст. 38 №67-ФЗ, п.5 ч.2 ст. 74 №30-ЗАО. Нарушение заключается в недостаточном количестве достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. В решении также указано на нарушения: пп.2 ч.1 ст.73 №ЗАО-30, выразившееся в не представлении протокола об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машинописном виде; ч.1 ст. 58 № 67-ФЗ, ч.1 ст. 77 №30-ЗАО, выразившееся в не предоставлении уведомления о создании избирательного фонда; ч.5 ст. 37 №67-ФЗ, ч.3 ст. 20 №30-ЗАО, выразившееся в изготовлении подписных листов без оплаты из средств избирательного фонда. Решением Территориальной избирательной комиссии г.Лабытнанги №33/189 от 10.02.12г. в решение Территориальной избирательной комиссии г.Лабытнанги № 30/171 от 27.01.2012 года внесены дополнения в части уточнения реквизитов примененных нормативных правовых актов. Копия решения вручена заявителю в зале суда, что отражено в протоколе судебного заседания Сеин А.В. был извещен о времени и месте заседания Территориальной избирательной комиссии г.Лабытнанги, с принятым решением был ознакомлен в установленные сроки (27.01.12г. в 15ч. 00 мин), о чем свидетельствует его собственноручная подпись. Суд констатирует, что сроки и порядок принятия решения избирательной комиссией соблюден. При проверке законности каждого из оснований отказа в регистрации Сеина А.В. в качестве кандидата в депутаты Городской Думы муниципального образования г.Лабытнанги второго созыва по многомандатному избирательному округу № 2 установлено следующее. Согласно подпункту "в" пункта 24 статьи 38 N67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата. Частью 1 статьи 23 № 30-ЗАО предусмотрено, что регистрация кандидата, единого списка кандидатов осуществляется избирательной комиссией при наличии указанных в части 2 статьи 19 настоящего Закона заявления (заявлений) о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, сведений о размере и об источниках доходов и имуществе, при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, единого списка кандидатов, либо решения политической партии, указанного в частях 9, 9.2 или 9.4 статьи 19 настоящего Закона, а также иных документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидатов, единых списков кандидатов, указанных в части 1 статьи 71 и части 2 статьи 87 настоящего Закона. Согласно пункту 9 статьи 59 № 67-ФЗ законом может быть предусмотрено представление кандидатом первого финансового отчета одновременно с представлением документов для регистрации. №30-ЗАО в ч.1 ст.73 предусмотрена обязанность кандидата представить в соответствующую избирательную комиссию первый финансовый отчет одновременно с документами для регистрации кандидата. При этом, первый финансовый отчет не представляется, когда число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. Согласно ч.1 ст.41 № 30-ЗАО, кандидаты для финансирования своей избирательной кампании обязаны создать избирательные фонды. Создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. Поскольку в границах многомандатного избирательного округа №2 муниципального образования г.Лабытнанги согласно схеме образования избирательных округов зарегистрировано 5052 избирателей, что следует из приложения к решению Территориальной избирательной комиссии г.Лабытнанги №25/134 от 13.12.11г., создание избирательного фонда для кандидата в депутаты Сеина А.В. являлось обязательным. В соответствии со статьями 18 и 21 № 30-ЗАО все документы для выдвижения и регистрации кандидата предоставляются в избирательную комиссию не позднее, чем за 45 дней до дня голосования. Как с достоверностью установлено в судебном заседании, и не оспаривается заявителем, 30.12.2011 года и 18.01.12 г, в Территориальную избирательную комиссию г.Лабытнанги от Сеина А.В. поступил ряд документов, при этом в представленных им в срок до 18.00ч. 18.01.12 г. документах, отсутствовал первый финансовый отчет. Факт последовавшего по истечении установленного срока - 19.01.12 г. предоставления первого финансового отчета Сеиным А.В. не имеет юридического значения для разрешения жалобы. Таким образом, исследуемое основание для отказа в регистрации Сеина А.В. в качестве кандидата в депутаты органа местного самоуправления, по мнению суда, рассматривающего дело, указанно обоснованно. Высказанный в судебном заседании представителем Территориальной избирательной комиссии г.Лабытнанги довод об отсутствии в этой части обжалуемого решения нарушения прав Сеина А.В. со ссылкой на п.2.4 определения Конституционного Суда Российской Федерации №784 от 01.06.10г. суд находит убедительным. Согласно упомянутому судебному акту само же по себе законодательное закрепление необходимости отказа в регистрации в том случае, когда кандидат не сдал необходимые документы для регистрации, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права, поскольку в противном случае требование предоставления для регистрации соответствующих документов было бы лишено какого-либо значения. Суд находит необоснованными доводы заявителя о том, что он не был уведомлен избирательной комиссией о необходимости предоставления первого финансового отчета в числе документов, необходимых для регистрации, а также о невозможности самостоятельного ознакомления с текстом №30-ЗАО. Соответствующих обязанностей по уведомлению и ознакомлению у избирательной комиссии, вытекающих из закона, не имеется, ответственность за действия в этой части несет сам заявитель. Согласно п. «д» ч.24 ст. 38 №67-ФЗ, п.5 ч.2 ст. 74 №30-ЗАО основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. В оспариваемом решении указано, что в нарушение пункта 5 статьи 37 №67-ФЗ, части 3 статьи 20 №30-ЗАО все представленные на проверку подписные листы изготовлены Сеиным А.В. без оплаты из средств избирательного фонда кандидата. Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения производился Сеиным А.В. 17 января 2012г., специальный избирательный счёт открыт 18 января 2012 г. Пункт 5 статьи 37 №67-ФЗ содержит прямое указание на то, что подписные листы должны изготавливаться за счёт средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. При таких обстоятельствах суд соглашается с доводом заявителя об отсутствии запрета закона на собственноручное изготовление подписных листов, что, однако, не равнозначно понятию отсутствия расходов на их изготовление и не отмечено Территориальной избирательной комиссией г.Лабытнанги как нарушение. Довод о невозможности оплаты подписных листов за счет средств созданного избирательного фонда, где, согласно представленного первого финансового отчета, нет средств, также надуманный. Поступление собственных средств кандидата в избирательный фонд предусмотрено избирательным законодательством. На основании подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 №67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, который изготовлен без соблюдения требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона. 20.01.12г. состоялось заседание рабочей группы для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей, содержащихся в этих листах Территориальной избирательной комиссии г.Лабытнанги на котором заявитель Сеин А.В. лично присутствовал. По результатам проверки, отраженным в протоколе проверки подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения от 20.01.12г,. составленном указанной выше рабочей группой, количество подписей, признанных недействительными 56 (100%) – на основании подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 №67-ФЗ С оформленным протоколом Сеин А.В. ознакомлен 23.01.12г. о чем свидетельствует его собственноручная подпись. Законность данного протокола заседания рабочей группы для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей, содержащихся в этих листах Территориальной избирательной комиссии г.Лабытнанги Сеиным А.В. в установленном порядке не оспаривалась. Поскольку число недействительных подписей, собранных в поддержку выдвижения, составило 56 подписей, или 100 процентов, Территориальная избирательная комиссия г.Лабытнанги указала как на второе основание отказа Сеину А.В. в регистрации на подпункт «д» пункта 24 статьи 38 №67.ФЗ и пункт 5 части 2 статьи 74 №30-ЗАО, что является самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги второго созыва. В решении Территориальной избирательной комиссии г.Лабытнанги также указано на нарушения: 1) пп.2 ч.1 ст.73 №ЗАО-30, выразившееся в не представлении протокола об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машинописном виде; 2) ч.1 ст. 58 № 67-ФЗ, ч.1 ст. 77 №30-ЗАО, выразившееся в не предоставлении уведомления о создании избирательного фонда; 3) ч.5 ст. 37 №67-ФЗ, ч.3 ст. 20 №30-ЗАО, выразившееся в изготовлении подписных листов без оплаты из средств избирательного фонда, что согласно требований избирательного законодательства не является самостоятельными основаниями для отказа в регистрации кандидата. Следовательно, второе основание для отказа в регистрации заявителя в качестве кандидата в депутаты также нашло свое подтверждение в судебном заседании. Суд обсудил доводы жалобы Сеина А.В. в части нарушения Территориальной избирательной комиссией г.Лабытнанги его избирательных прав ввиду неправильного применения избирательного законодательства во времени. Решением Городской Думы муниципального образования г.Лабытнанги от 28.11.08г. №571 «О самороспуске» принято решение о самороспуске Городской Думы муниципального образования г.Лабытнанги первого созыва. Решением Избирательной комиссии муниципального образования г.Лабытнанги №23/82-3 от 15.12.08г. назначены досрочные выборы депутатов Городской Думы муниципального образования г. Лабытнанги второго созыва на 01.03.09г. Указанные документы обнародованы в установленном законом порядке. Заявитель исходит из того обстоятельства, что назначенные на 04.03.12г. дополнительные выборы депутата Городской Думы муниципального образования г. Лабытнанги второго созыва по многомандатному избирательному округу №2 в силу того, что они являются дополнительными к уже проведенным ранее основным выборам, должны осуществляться с соблюдением требований норм избирательного права, регулирующих выдвижение и регистрацию кандидатов в депутаты, закрепленных №67-ФЗ и №30-ЗАО, в редакции соответственно действовавшей в период выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты на основных выборах. Сеин А.В. ссылается на положение о том, что дополнительные выборы проводятся с соблюдением тех же правил, что и основные выборы. Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 10.07.95г. №9-П, правила определения результатов выборов (признания выборов состоявшимися либо несостоявшимися, кандидатов-избранными) не должны изменяться для избираемых депутатов соответствующего созыва на протяжении действия этого созыва. Применение указанных законов в новой редакции повлекло нарушение его избирательных прав. При изучении данного довода у суда не вызывает сомнений, что в период с декабря 2008 года до января 2012 года в №67-ФЗ и №30-ЗАО вносились изменения. Однако внесение изменений в нормативные правовые акты само по себе не нарушает пассивного избирательного права Сеина А.В. Установить какой нормой права, примененной Территориальной избирательной комиссией г.Лабытнанги при вынесении решения от 27.01.12 г., и в какой редакции, отличной от ранее действовавшей редакции, на применении которой настаивает заявитель, были допущены нарушения его права и в чем это выразилось, в ходе рассмотрения жалобы суду не представилось возможным, так как заявитель затруднился назвать соответствующее законоположение, При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения Территориальной избирательной комиссии г.Лабытнанги об отказе в регистрации Сеина А.В. в качестве кандидата в депутаты Городской Думы муниципального образования г.Лабытнанги второго созыва по многомандатному избирательному округу № 2, и, как следствие отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Сеиным А.В. требований, в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 198, 260.1, 261 ГПК РФ РЕШИЛ: Жалобу Сеина Александра Викторовича в защиту избирательных прав к Территориальной избирательной комиссии г. Лабытнанги о признании незаконным решения №30/171 от 27.01.12г. об отказе в регистрации кандидатом в Депутаты Городской Думы муниципального образования г. Лабытнанги второго созыва по многомандатному избирательному округу №2, обязывании зарегистрировать кандидатом в депутаты Городской Думы муниципального образования г. Лабытнанги второго созыва по многомандатному избирательному округу №2 на дополнительных выборах депутата Городской Думы муниципального образования г. Лабытнанги второго созыва по многомандатному избирательному округу №2 оставить без удовлетворения, принятое решение – без изменения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение 5 дней с даты принятия решения в окончательной форме. Судья: Подгорная О.А.