о возмещении морального и материального ущерба



Дело № 2-175/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 апреля 2012 года г. Лабытнанги

Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего: судьи Словакевич Л.В.,

при секретаре судебного заседания: Черновой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агаева Бахрама Алиса оглы к Министерству Финансов Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний России, ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО о возмещении морального и материального вреда,

установил:

Агаев Б.А.о. обратился в суд с иском к Министерству Финансов РФ о возмещении морального и материального ущерба, причиненных незаконным содержанием в условиях несоответствующих состоянию здоровья, по тем основаниям, что по приговору Муравленковского городского суда от 05.10.2007 г. он осужден к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии. Поскольку у него имеются заболевания, входящие в перечень противопоказаний к отбыванию наказания в отдельных местностях РФ, он неоднократно обращался в ФСИН России с ходатайствами о переводе его в колонию, расположенную в другом регионе, в чем ему было отказано. В течение одного года и десяти месяцев он находился в несоответствующих его состоянию условиях, чем ему причинен моральный вред, который он оценивает в один миллион рублей. Моральный вред выразился в ухудшении здоровья, также на протяжении всего времени он испытывал нравственные страдания, постоянно переживал за близких и родных, которые беспокоились о нем. Материальный ущерб он понес в связи с приобретением дорогостоящих препаратов, родственники были вынуждены нанимать адвоката для урегулирования вопроса.

Определением судьи от 11.03.2012 г. к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Федеральная служба исполнения наказаний России, ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО.

Истец Агаев Б.А.о., представители Министерства Финансов РФ, ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д. 48). Истец находится в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области.

В судебном заседании представитель ФСИН России Давлетбаев Р.Х., действующий на основании доверенности от 05.04.2012 г. в порядке передоверия, исковые требования не признал и пояснил, что первоначально у истца были выявлены заболевания во время пребывания в областной больнице УФСИН России по Тюменской области с 16.10.2007 г. по 01.11.2007 г., однако медицинские документы, свидетельствующие о том, что истец ранее страдал ими, представлены не были. Поскольку у Агаева заболевания были выявлены впервые, то он подлежал наблюдению с целью дальнейшей верификации диагноза, определения степени тяжести заболевания и критериев излечиваемости, в этой связи с период нахождения в ФКУ ИК-8 Агаев был поставлен на "Д" учет в медицинской части учреждения и получал необходимо лечение. После проведения клинико-лабораторных мероприятий ФКУ ИК-8 было принято решение направить Агаева в областную больницу г. Тюмени для установления заключительного диагноза и решения вопроса о возможности отбывания истцом наказания в районах Крайнего Севера. По возвращению Агаева из областной больницы, где он находился с 07.05.2009 г. по 18.06.2009 г., ИК-8 были подготовлены документы для перевода осужденного в другой климатический регион, на основании которых Агаев в ноябре 2009 года был переведен для дальнейшего отбывания наказания в Курганскую область. Считает, что моральный вред истцу причинен не был, так как его состояние здоровья в период нахождения в ФКУ ИК-8 не ухудшилось, имеющиеся заболевания не препятствовали ему отбывать наказание в Ямало-Ненецком автономном округа. На перевод истца в другой регион повлияли проведенные сотрудниками ФКУ ИК-8 мероприятия по подтверждению выявленных у истца в октябре 2007 года заболеваний и установленных диагнозов. До этого оснований для перевода Агаева Б.А.о. не имелось.

Представитель Министерства Финансов Российской Федерации в возражениях просит Агаеву Б.А.о. в иске отказать в полном объеме по тем основаниям, что истцом не представлено доказательств нарушения его неимущественных прав. В период с 2007 года по 2009 год оснований для перевода истца в другой регион для отбывания наказания не имелось. Поставленные истцу диагнозы в указанный период не препятствовали ему отбывать наказание в условиях Ямало-Ненецкого автономного округа, поскольку не в ходили в Перечень медицинских противопоказаний к отбывания наказания в отдельных местах Российской Федерации, утвержденный приказом Минздрава России и Минюста России от 28.08.2001 г. № 346/254. Истцом не представлено доказательств того, что до момента заключения его под стражу у него имелись болезни, входящие в указанный Перечень. Отказы в переводе были обоснованы, подтверждены документально. ФКУ ИК-8 истцу была оказана медицинская помощь в соответствии с установленными стандартами, проведены обследования. Считает, что оснований для удовлетворения требований истца нет. Просит рассмотреть дело без участия представителя Министерства Финансов Российской Федерации.

Суд, выслушав представителя ФСИН России, свидетеля Цой Р.В., изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждый имеет право на судебную защиту.

Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Из справки по личному делу Агаева В.А.о. следует, что до ареста 24.05.2007 г. последний проживал в г. Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа. По приговору Муравленковского городского суда ЯНАО от 05.10.2007 г., вступившим законную силу 22.11.2007 г., Агаев осужден к лишению свободы с реальным отбыванием наказания в исправительной колонии (л.д. 75).

Согласно ч. 1 ст. 73, ч. 2 ст. 81 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации. Порядок перевода осужденных определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Такой порядок установлен Инструкцией о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения, утвержденной Приказом Минюста от 01.12.2005 № 235.

Так, пунктом 11 названной Инструкции (в редакции, действовавшей в период отбывания Агаевым наказания в ИК-8), вопрос о переводе осужденных при наличии болезни осужденного рассматривается по обращениям заинтересованных лиц в установленном порядке.

Согласно п. 13 Инструкции перевод осуществляется, в том числе в исправительные учреждения, расположенные в других субъектах Российской Федерации, - по решению ФСИН России. Решение о переводе осужденного принимается на основании мотивированного заключения территориального органа ФСИН России, утвержденного начальником либо его заместителем по безопасности и оперативной работе. В случае, если это связано с болезнью осужденного по основаниям, предусмотренным Приказом Минздрава России и Минюста России от 28.08.2001 N 346/254 "Об утверждении Перечня медицинских противопоказаний к отбыванию наказания в отдельных местностях Российской Федерации осужденными к лишению свободы", решение выносится при наличии медицинских заключений, утвержденных начальником территориального органа, представляемых соответственно медицинскими отделами (службами) территориальных органов ФСИН России, медицинской службой ФСИН России, справки оперативного управления (отдела) и письменного согласия осужденного.

Из материалов дела следует, что истец обращался в ФСИН России с просьбой перевести его по состоянию здоровья в другой регион.

Из представленных медицинских документов следует, что осужденный Агаев Б.А.о. прибыл этапом в ФБУ ИК-8 из СИЗО 72/2 г. Заводоуковска 05.02.2008 г. с диагнозом: Сахарный диабет II типа средней степени тяжести, субкомпенсация. ИБС. Стенокардия напряжения II ФК. Гипертоническая болезнь II стадии. Артериальная гипертензия II риск 4. Данный диагноз был поставлен при прохождении обследования в областной больнице УФСИН России по Тюменской области в период с 16.10.2007 г. по 01.11.2007 г. первично, что указывает на отсутствие медицинских документов (амбулаторной карты больного с историей его болезни) при поступлении Агаева в больницу. Со слов Агаева сахарным диабетом болен с 2003 года, состоял на "Д" учете и получал лечение по месту жительства. Последнему было рекомендовано соблюдение диеты с ограничением приема углеводов и поваренной соли, постоянный прием лекарственных препаратов. О том, что Агаев не может по состоянию здоровья отбывать наказание по месту осуждения, заключение медицинским учреждением не выносилось. По прибытию в ФБУ ИК-8 Агаев был поставлен на "Д" учет у терапевта и систематически получал лечение согласно рекомендациям областной больницы. Какого-либо ухудшения состояния больного и объективных данных, свидетельствующих о прогрессировании основного заболевания за период отбывания срока наказания в ИК-8 у Агаева, не отмечено. В марте 2009 года заместителем начальника ИК-8 по ЛПР ИК-8 были подготовлены документы для обследования Агаева в областной больнице УФСИН России по Тюменской области, дачи консультаций и вынесения заключения о возможности дальнейшего отбывания срока наказаниях в условиях ЯНАО, так как с февраля 2009 года было отмечено ухудшение состояния больного, проявляющееся общим недомоганием, учащением повышения артериального давления, ухудшением зрения. В период с 07.05.2009 г. по 18.06.2009 г. Агаев прошел лечение в областной больнице, выписан с улучшением, с тем же диагнозом, ему рекомендованы диета, консультация эндокринолога при необходимости коррекции доз сахароснижающих препаратов, постоянный прием сахароснижающих препаратов, других лекарств, наблюдение терапевта медсанчасти ИК-8. Возвратился в ИК-8 13.07.2009 г. На основании ходатайства Агаева от августа 2009 года о переводе в Тюменскую или Курганскую области по состоянию здоровья 05.08.2009 г. клинико-экспертной комиссией ФБУ ИК-8 было подготовлено и направлено в УФСИН России по ЯНАО заключение о медицинском освидетельствовании осужденного Агаева Б.А.о., из которого следует, что после проведенных обследований последнего в период нахождения к ИК-8, Агаев может быть переведен в места лишения свободы в другой климатический регион.

Указанием ФСИН России от 06.11.2009 г. Агаев Б.А.о. 08.11.2009 г. переведен для отбывания наказания в Курганскую область.

Согласно Перечню медицинских противопоказаний к отбыванию наказания в отдельных местностях Российской Федерации осужденными к лишению свободы, медицинским противопоказаниями к отбыванию наказания в Ямало-Ненецком автономном округе являются, в том числе тяжелые и средней степени тяжести формы болезней эндокринной системы.

Из пояснений свидетеля Цоя Р.В., заместителя начальника по лечебно-профилактической работе ФКУ ИК-8, следует, что из установленных в октябре 2007 года у Агаева заболеваний под Перечень медицинских противопоказаний к отбыванию наказания в отдельных местностях Российской Федерации осужденными к лишению свободы подпадает только сахарный диабет, поскольку он относится к группе эндокринных заболеваний. Однако, поскольку диагноз "Сахарный диабет II типа средней степени тяжести в форме субкомпенсация", Агаеву был установлен только в октябре 2007 года, последним амбулаторная карта и другие медицинские документы, свидетельствующие о наличии заболевания до ареста, его течение, представлены не были, необходимо было провести наблюдение больного с целью дальнейшего подтверждения диагноза, определения степени тяжести заболевания и критериев излечиваемости. Для этих целей в отношении Агаева были проведены все необходимые клинико-лабораторные мероприятия, после он был направлен в областную больницу г. Тюмени для подтверждения диагноза и вынесения заключения о возможности дальнейшего отбывания наказания в условиях ЯНАО. По прибытию Агаева в учреждение, на основании его заявления клинико-экспертной комиссией ИК-8 было вынесено заключение о возможности перевода Агаева в другой климатический регион для дальнейшего отбывания наказания. В период нахождения Агаева в ИК-8 он получал необходимо лечение, которое было ему рекомендовано специалистами областной больницей. Действительно, у Агаева было отмечено ухудшение состояния здоровья, но причинно-следственной связи между ухудшением здоровья и отбывания наказания в климатических условиях ЯНАО не установлено, поскольку данные ухудшения могли быть по причине того, что Агаев мог не принять своевременно лекарственные средства, которые ему выдавались каждое утро в необходимом количестве, не соблюдать рекомендованную ему диету. Так, при стационарном лечении в ходе непосредственного контроля по приему лекарств со стороны врача, состояние Агаева улучшалось, что видно из медицинских документов.

Таким образом, судом установлено, что все действия ответчиков были направлены на установление заболевания у истца, определения и подтверждения диагноза, его степени тяжести, для чего проводилась необходимая клинико-лабораторная работа, по результатам которой было вынесено заключение о направлении истца в другой климатический регион для дальнейшего отбывания. Действия ответчиков соответствовали положениям Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения, Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста РФ № 190 от 17.10.2005 г., Правил внутреннего распорядке исправительных учреждений, утвержденным Приказом Минюста РФ от 03.11.2005 г. № 205, ст. 101 УИК РФ.

В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, если в предусмотренном законом порядке установлены незаконность действий (бездействия) государственных органов, вина должностных лиц этих органов, а также причинно-следственная связь между действиями (бездействием) и наступившими последствиями.

Истцом не представлено доказательств, что указанные им в исковом заявлении обстоятельства причинили вред его здоровью, причинно-следственной связи между данными обстоятельствами и наступившими последствиями, как и доказательств наступления каких-либо последствий.

Истцом также не представлено доказательств причинения материального ущерба, его размер.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требования истца о компенсации морального вреда, возмещении материального ущерба нет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Агаева Бахрама Алиса оглы к Министерству Финансов Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний России, ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО о возмещении морального и материального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 11 апреля 2012 года.

Судья: