Не уведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Лабытнанги 03 октября 2011 года

Судья Лабытнангского городского суда Ямало-ненецкого автономного округа Словакевич Л.В., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении:

ООО «Максим», расположенного по адресу: ЯНАО, г.Лабытнанги, ул. Первомайская, 10, зарегистрированного Межрайонной инспекцией МНС России № 2 по ЯНАО в ЕГРЮЛ 20.12.1999 г.,

привлекаемого к административной ответственности по ст. 18.15 ч. 3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

15.09.2011 г. в отношении ООО «Максим» должностным лицом отделения в г. Лабытнанги межрайонного отдела УФМС России по ЯНАО в г.Салехард возбуждено дело об административном правонарушении путем составления протокола № 354, из которого следует, что директор ООО «Максим» Лаврищев П.А., заключив 19.08.2011 г. с гражданином Кыргыстана Белашаровым М.Ж. трудовой договор на определенный срок с 22.08.2011 г. по 27.06.2012 г., в установленный ч. 9 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Приказом ФМС России от 28.06.2010 г. № 147 «О формах и порядке уведомления федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации» срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения договора, не уведомил УФМС России по ЯНАО, департамент центра занятости населения по ЯНАО о заключении трудового договора (либо привлечения к трудовой деятельности) иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующего получения визы.

В судебном заседании законный представитель ООО «Максим» Лаврищев П.А. пояснил, что уведомление в УФМС России по ЯНАО о привлечении Белашарова к трудовой деятельности ими было направлено после фактического его привлечения к трудовой деятельности, он был допущен к работе 12.09.2011 г. о чем был издан приказ о приеме на работу. Дата начала работы, определенная трудовым договором, установлена для УФМС России по ЯНАО, чтобы иностранный гражданин мог получить разрешение на работу. Белашаровым разрешение на работу было получено 24.08.2011 г., следовательно, он не мог приступить к работе 22.08.2011 г. До 12.09.2011 г. Белашаров какую-либо деятельность в организации не осуществлял. Почему работником ООО «Максим» уведомление о привлечении иностранного гражданина было направлено в Центр занятости населения ЯНАО 07.09.2011 г. он не знает. Считал, что при издании приказа о приеме на работу с указанием другой даты начала работы заключение между сторонами соглашения об изменении условий трудового договора не требуется. Указал, что табеля рабочего времени в организации не ведутся.

Представитель УФМС по ЯНАО Герасичев Н.Н. считает, что вина ООО «Максим» в нарушении требований закона подтверждена материалами дела, трудовой договор в соответствии с трудовых законодательством в части начала работы Белашаровым сторонами не изменен, приказ о приеме на работу не указывает на то, что работник фактическое приступил к работе 12.09.2011 г. Полагает, что на 01.09.2011 г. Белашаров осуществлял в ООО «Максим» трудовую деятельность, что следует из представленного организацией списка иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность, а также из уведомления, направленного в Департамент центра занятости населения ЯНАО.

Свидетель Сологуб Е.Ю. пояснила, что по просьбе директора ООО «Максим» она подготовила необходимые документы, в том числе трудовые договоры, для получения иностранными гражданами разрешений на работу. При подаче в УФМС ЯНАО пакета документов ей должностным лицом было разъяснено, что в трудовых договорах должна стоять дата начала работ, предложили указать дату 22.08.2011 г., иначе разрешение бы не выдали. Она эту дату и указала в трудовом договоре, заключенном с Белашаровым. Когда фактически гражданин приступил к работе в ООО «Максим» она не знает. Направлением уведомлений о привлечении к трудовой деятельности она не занималась.

Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

19.08.2011 г. между ООО «Максим» и гражданином Республики Кыргызстан Белашаровым М.Ж. заключен трудовой договор на определенный срок с 22.08.2011 г. по 27.06.2012 г. (л.д. 14).

Разрешение на работу Белашарову М.Ж. выдано 24.08.2011 г. (л.д. 40, обратная сторона).

Уведомление ООО «Максим» о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности УФМС России по ЯНАО получено 14.09.2011 г.

Часть 3 статьи 18.15 КоАП РФ предусматривает ответственность за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.

Таким образом, часть 3 статьи 18.15 КоАП РФ устанавливает ответственность за неуведомление миграционного органа, а не за уведомление его с нарушением срока, в связи с чем составом данного нарушения охватываются лишь случаи, когда на момент выявления административного правонарушения лицо не уведомило миграционный орган о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства.

Как следует из пояснений представителя УФМС по ЯНАО, вмененное обществу нарушение выявлено при проведении сотрудниками управления плановой проверки, правонарушение зафиксировано протоколом от 15.09.2011 г. о нарушении юридическим лицом ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе и непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента, в том числе: составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса.

Таким образом, нормы КоАП РФ, регулирующие порядок возбуждения производства по делу об административном правонарушении, создают условия для немедленного возбуждения дела при наличии данных о его совершении и направлены на оперативное пресечение и предотвращение его вредных последствий.

В связи с тем, что к моменту выявления вмененного обществу правонарушения (15.09.2011 г.) уведомление о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности обществом было подано (14.09.2011 г.), его действия квалифицируются как уведомление миграционного органа с нарушением срока, но не как неуведомление миграционного органа.

Поскольку объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, не охватывает несвоевременное уведомление миграционного органа, в действиях общества отсутствует событие вмененного ему правонарушения, что согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом ФМС РФ от 28.06.2010 № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации» утвержден Порядок представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Пунктом 2 Порядка установлено, что работодатель или заказчик работ (услуг), заключивший и расторгнувший трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также предоставивший им отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, обязан в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или расторжения договора, а также предоставления отпуска, уведомить об этом территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации (далее - орган службы занятости населения).

Пунктом 14 Порядка определено, что территориальные органы Федеральной миграционной службы предоставляют бесплатно необходимое количество бланков уведомления работодателям и (или) заказчикам работ (услуг) для выполнения ими в установленном порядке обязанности по уведомлению о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, территориальных органов Федеральной миграционной службы и органов службы занятости населения, а также организациям федеральной почтовой связи, осуществляющим пересылку уведомлений, согласно поступившим от них заявкам.

Таким образом, законодательством установлена обязанность работодателя по уведомлению миграционного органа в трехдневный срок с даты заключения трудового договора, а также обязанность по уведомлению о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, имеющих разрешение на работу, однако в последнем случае срок направления уведомления не определен.

Частью 3 ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неуведомление миграционного органа, то есть связывают уведомление с фактом привлечения иностранного гражданина к трудовой деятельности.

Заключение трудового договора само по себе не означает привлечения к трудовой деятельности, в связи с чем отсутствие действий со стороны работодателя по допуску иностранного гражданина к трудовой деятельности исключает обязанность по уведомлению миграционного органа о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности.

Доказательств того, что иностранный гражданин приступил к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором (ст. 61 Трудового кодекса РФ), либо с ведома или по поручению работодателя с иной даты после 22.08.2011 г. и до 12.09.2011 г. (ст. 67 Трудового кодекса РФ), судом не добыто.

При таких обстоятельствах, производство в отношении ООО «Максим» подлежит прекращению в виду отсутствия события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Максим», привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, прекратить ввиду отсутствия события административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение десяти суток со дня получения его копии.

Судья: