№1-107/10г.
ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лабинск 02.11.2010 года
Судья Лабинского районного суда Краснодарского края Горюшина Л.А
с участием государственного обвинителя Лабинской межрайонной прокуратуры Дрыкиной М.В.
подсудимого Воровцева Р.В.
защитника Гайворонской Т.Н. представившей удостоверение <Номер> и ордер <Номер>
при секретаре Горичной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении Воровцева Романа Викторовича, <Дата> рождения, уроженца <данные изъяты>, проживающего в <Адрес>, ранее судимого: 21 октября 1999 года Лабинским городским судом по п.п. « б, в, г» ч. 4 ст. 111 УК РФ, суд
УСТАНОВИЛ:
Воровцев Р.В. умышленно причинил тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, повлекший по неосторожности смерть С.С.
Преступление совершено при следующих обстоятельствах: 12 июля 2010 года, примерно в 23 часа, Воровцев Р.В., находясь в состоянии алкогольного опьянения на территории водоёма №6 Лабинского сельскохозяйственного техникума, расположенного в пойме реки Грязнуха, 2 км северо-восточнее г. Лабинска, Краснодарского края, под навесом, прилегающим к строению в котором проживали рабочие, в ходе конфликта, возникшего на почве личных неприязненных отношений между ним и его сводным братом С.С., руководствуясь внезапно возникшим умыслом, направленным на причинение С.С. тяжкого вреда здоровью, осознавая общественно-опасный характер своих действий и желая наступления общественно- опасных последствий, предвидя наступление смерти последнего, но самонадеянно рассчитывая что она не наступит, имеющимся при себе ножом нанёс С.С. один удар в жизненно- важный орган - правую область грудной клетки, причинив потерпевшему телесные повреждения, которые являются опасными для жизни в момент причинения и по этому признаку квалифицируются как тяжкий вред здоровью и имеющие прямую причинно-следственную связь со смертью С.С., наступившей 14 июля 2010 года в 07 часов 40 минут в реанимационном отделении МУЗ «Лабинская ЦРБ».
В судебном заседании подсудимый Воровцев Р.В. вину свою в совершении преступления признал полностью и суду пояснил, что С.С. его сводный брат, с самого раннего детства, у них часто возникали ссоры из- за того, что мать больше любила его, поскольку он был младше брата на 10 лет, отношения были холодными с детства и так продолжалось до настоящего времени. В 2009 году их мама умерла, он был в местах лишения свободы, а брат сам продал наследственное имущества- домовладение матери. Он, вернувшись из мест лишения свободы, стал требовать свою часть от продажи дома, сначала С.С. ему обещал, а потом стал отказывать. 12 июля 2010 года он пришел на пруд, где работал брат, чтобы взять свои документы, для последующего трудоустройства. Когда пришел, С.С. и М.А. ужинали и распивали спиртное, он присоединился к ним, в ходе распития спиртного он вновь поднял вопрос о деньгах, на что С.С. сказал «надоел, я ничего тебе не дам», после чего он сам явился инициатором ссоры, в ходе ссоры С.С. стал требовать чтобы он ушел, толкал его руками, а он отмахиваясь от С.С. нанес ему удар ножом, которым резал хлеб. После нанесения удара он осмотрел рану, она была небольшая, крови почти не было, брат не падал, не просил о помощи, они вместе допили спиртное и С.С. лег спать. М.А. в это время также спал и ничего видеть не мог. Утром, рано 13 июля 2010 года он спросил С.С. как он себя чувствует, жалоб не было, С.С. только сказал, что хочет спать, после чего он переоделся, взял свои документы и пошел в Лабинск. По дороге его остановили А.Д. и М.А., с ними он вернулся на пруды, там узнал, что С.С. отправили в больницу, где он умер 14 июля 2010 года. Наступления смерти брата он не желал, умысла на причинения тяжкого вреда здоровью брата у него не было, это был единственный родной человек, в содеянном раскаивается.
Вина подсудимого в совершении преступления подтверждается также показаниями представителя потерпевшего, свидетелей и исследованными по делу доказательствами.
Представитель потерпевшего К.Т. суду пояснила, что работает старшим специалистом 1 разряда Управления Департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Лабинском районе. Поскольку у С.С. нет родственников, она осуществляет защиту его законных прав и интересов. О случившемся ей стало известно 19 августа 2010 года, после чего ей была выдана доверенность на представление интересов погибшего.
Свидетель А.Д. суду пояснил, что 12 июля 2010 года его на прудах не было, он является арендатором данного водоёма, у него работают М.А., К.А., также работал и С.С., С.С. часто навещал его брат Воровцев Р.В., который освободился из мест лишения свободы, злоупотреблял спиртными напитками также как и С.С., братья часто ссорились и возникали конфликты, хотя С.С. по характеру безобидный, спокойный, неконфликтный человек, в последнее время они продали дом, оставшийся после смерти матери и ссорились из-за наследства. 13 июля 2010 года ему позвонил К.А. сказал, что у С.С. ножевое ранение и что это сделал Воровцев Р.В., после чего С.С. повезли в ЦРБ, он также приехал в больницу, видел С.С. тот был в сознании, просил выпить, при каких обстоятельствах его порезали он не говорил. М.А. ему рассказал, что 12 июля братья распивали спиртное, он тоже был с ними, потом лег спать, а 13 июля 2010 года М.А. обнаружил С.С. с ножевым ранением и С.С. рассказал, что в ходе ссоры его ножом в живот ударил именно Воровцев Р.В. После больницы он с М.А. поехал на пруд, по дороге встретили идущего Воровцева Р.В., они усадили его в машину, чтобы передать сотрудникам милиции, привезли на пруды, там уже были сотрудники милиции, которые забрали Воровцева Р.В. и изъяли нож со следами крови. 14 июля 2010 года он узнал, что С.С. умер.
Свидетель Б.Д. на предварительном следствии (л.д.68-69), показания которого оглашены судом, пояснил, что он проживал по соседству с семьей подсудимого в <Адрес>. В 2009 году умерла мать Воровцева, домовладение было оставлено по наследству С.С. т.к. Воровцев Р.В. находился в местах лишения свободы, а когда Воровцев Р.В. освободился, они с братом продали дом и приобрели другой в <Адрес>. Братья часто ссорились между собой, особенно когда были в состоянии алкогольного опьянения, при этом Воровцев Р.В. был инициатором ссор, а С.С. по натуре был спокойным, безобидным человеком, в отличие от Воровцева Р.В., которого он может охарактеризовать только с отрицательной стороны. В июле 2010 года он узнал, что Воровцев Р.В. зарезал С.С. на пруду.
Свидетель К.А.суду пояснил, что 12 июля 2010 года вечером он сидел на пруду и ловил рыбу, около 21 часа на пруд пришел Воровцев Р.В., после чего он со С.С. и М.А. стал распивать спиртные напитки под навесом, а он ушел в вагончик, где сначала смотрел сериал «Глухарь», потом еще какую-то программу и лег спать после 24 часов. О том, что происходило под навесом он ничего не знает, ничего подозрительного не слышал. Утром 13 июля 2010 года он поднялся и пошел вновь ловить рыбу, видел как М.А. выгонял на выпас отару, потом вернулся, Воровцев Р.В. был на территории, был сильно взволнован и какой-то дерганный, странно улыбался. Около 9 часов утра М.А. пришел и сказал, что С.С. лежит в комнате с ранением живота и ему плохо. Он позвонил А.Д. сообщил о случившемся, тот сказал, чтобы С.С. отвезли в больницу, что они и сделали. С.С. был в сознании, сказал, что его ударил ножом Воровцев Р.В., за что не сказал. После больницы, он вернулся на пруд, там уже были сотрудники милиции, которые задержали Воровцева Р.В. и изъяли нож. С.С. умер в больнице, он был хорошим, добрым и веселым человеком, Воровцев Р.В. ему малознаком, братья постоянно конфликтовали на бытовой почве.
Свидетель М.А. на предварительном следствии, показания оглашены судом (л.д. 65-67) пояснил, он работал на пруду у предпринимателя А.Д., там же работал С.С., которого он может охарактеризовать с положительной стороны, они ранее учились в одном классе. К С.С. часто приезжал его сводный брат Воровцев Р.В., который очень вспыльчив, особенно в состоянии алкогольного опьянения, отношения между братьями были напряженные, они часто ссорились, Воровцев Р.В. бил своего брата, поскольку тот был слабым человеком. 12 июля 2010 года он со С.С. были на пруду, ужинали и распивали спиртное, около 21 часа пришел и присоединился к ним Воровцев Р.В., также в вагончике находился охранник прудов К.А., который не пьёт, он смотрел телевизор. Сначала конфликтов не возникало, братья спокойно разговаривали и около 22 часов он уснул, а они продолжали распивать спиртное. 13 июля 2010 года проснулся, пошел заниматься хозяйственными делами, около 8 часов 30 мину к нему обратился Воровцев Р.В. с просьбой налить ему спиртного, но он ему отказал и пошел в жилое помещение. Когда вошел, увидел там С.С., он лежал на диване, на лице была кровь, когда он перевернул С.С. на спину увидел, что в области печени у него ножевое ранение, С.С. при этом сказал, что плохо себя чувствует, после этого они позвонили хозяину, и повезли С.С. в больницу, по дороге он сказал, что его ударил ножом в живот Воровцев Р.В., но по какой причине не сказал. Позднее Воровцева Р.В. на пруду задержали сотрудники милиции, а С.С. умер в больнице 14 июля 2010 года.
Вина подсудимого подтверждается также рапортом об обнаружении признаков преступления (л.д. 5) по которому С.С. поступил в ЦРБ г. Лабинска с проникающим ножевым ранением; протоколом осмотра места происшествия с фототаблицами от 13 июля 2010 года (л.д. 6-11), согласно которого была осмотрена территория пруда №6, где на веранде строения для проживания рабочих обнаружены пятна бурого цвета, изъят нож ; справкой ЦРБ г. Лабинска (л.д. 14) за №14229, согласно которой С.С. поступил 13.07.2010 года в 09 часов 20 минут с проникающим ранением брюшной полости, не контактен; рапортом (л.д. 18) согласно которого С.С. умер в ЦРБ 14 июля 2010 года; протоколом проверки показаний на месте с участием Воровцева Р.В. от 24.07.2010 года (л.д. 40-49), с фототаблицами и видеодиском, в ходе которого Воровцев Р.В. рассказал и показал на месте, где и каким образом он нанёс удар ножом С.С.; копией договора купли-продажи дома, заключенного между С.С. и К.Л. (л.д. 73-74) от <Дата>; протоколом выемки одежды Воровцева Р.В. (л.д. 77) от <Дата>; протоколом осмотра изъятой одежды и взятых образцов крови Воровцева Р.В. от 24.07.2010 года (л.д. 80-81) ; актом судебно-медицинского исследования трупа С.С. <Номер> от 14.07.2010 года (л.д. 85-88), по которому: С.С. поступил 13 июля 2010 года в 09 часов 30 минут, в тяжелом состоянии, обнаружена колото-резанная рана по ходу 6-го межреберья, 6х2,5 см, свободно проникает в брюшную полость. 13 июля 2010 года произведена операция верхне-срединная лапаротомия, ушивание раны желудка, ДПК, печени, большого сальника, лаваж, дренирование брюшной полости. ПХО раны. При ревизии органов брюшной полости обнаружены рана пилорическоо отдела желудка, сквозная рана левой доли печени, рана желудочно-ободочной связки, 2 раны двенадцатиперстной кишки, раны ушиты.
При судебно-медицинском исследовании трупа С.С. обнаружены ушитые раны левой доли печени, пилорического отдела желудка, рана желудочно- ободочной связки, 2 раны двенадцатиперстной кишки. Швы состоятельные, герметичные.
Следовательно, С.С. причинены повреждения в виде проникающей колото-резанной раны грудной клетки, по ходу 6-го межреберья справа, с повреждением печени, желудка, двенадцатиперстной кишки, большого сальника.
Эти повреждения причинены колюще-режущим орудием за 1-2 дня до смерти.
Такие повреждения являются опасными для жизни в момент причинения, по этому признаку квалифицируются как тяжкий вред здоровью и имеют прямую причинно-следственную связь со смертью.
2. Смерть С.С. наступила от проникающего колото-резанного ранения грудной клетки с повреждением печени, желудка, двенадцатиперстной кишки, большого сальника, что привело к развитию тромбоэмболии (закупорки свертком крови) легочной артерии, которая и явилась непосредственной причиной смерти.
3. При жизни С.С. какими-либо хроническими заболеваниями с резко выраженными морфологическими изменениями во внутренних органах не страдал.
4. В медицинском карте имеется запись, что на момент поступления С.С. находился в алкогольном опьянении, однако степень опьянения не указывается. Заключением эксперта №338 от 27.07.2010 года (л.д. 92), согласно которого: Воровцеву Р.В. причинены повреждения в виде ссадины лица, ссадины левой верхней конечности. Эти повреждения могли быть причинены тупыми твердыми предметами, возможно в срок от 12.07.2010 года при обстоятельствах, указанных освидетельствованным. Эти повреждения не влекут вреда здоровью. Локализация обнаруженных повреждений у гр. Воровцева Р.В. доступна для причинения повреждений собственноручно; справкой исследования крови на группу С.С. (л.д. 95) ; заключением эксперта №536 (л.д. 98-105) от 14.08.2010 года, из которого следует, что группа крови потерпевшего С.С. – ОаB, кровь обвиняемого Воровцева Р.В. относится к – ОаB группе. На кухонном ноже, изъятом на территории навеса, прилегающего к строению для проживания рабочих найдена кровь человека. При определении групповой принадлежности этой крови найден только антиген Н. Антигены А и В не выявлены. Полученные данные не исключают возможного происхождения крови от человека с ОаВ группой, в том числе как от потерпевшего С.С., так и от обвиняемого Воровцева Р.В., одногруппных по системе АВО. На рубашке и джинсовых брюках обвиняемого Воровцева Р.В. кровь не найдена.
По заключению комиссии экспертов от 30 августа 2010 года №184 (л.д. 109-111) первичной амбулаторной комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы проведенной в отношении Воровцева Р.В., следует, что Воровцев Р.В. каким-либо хроническим психическим расстройством, слабоумием или иным болезненным расстройством не страдал в момент совершения инкриминируемого ему деяния и не страдает ими в настоящее время. По своему психическому состоянию Воровцев Р.В. в момент совершения инкриминируемого ему деяния мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, также у него не было и признаков какого-либо временного болезненного расстройства психической деятельности. В настоящее время, он может правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них показания. В применении принудительных мер медицинского характера не нуждается.. В момент реализации инкриминируемого деяния Воровцев Р.В. в состоянии физиологического аффекта, либо в другом эмоциональном состоянии, которое могло бы существенным образом повлиять на характер его действий в исследуемой ситуации не находился. Напротив, для личности Воровцева Р.В. характерным, и типичным является агрессивное, взрывчатое реагирование на условия психотравмирующей ситуации.
Давая оценку поведению Воровцева Р.В. как в ходе судебного разбирательства по делу, так и в ходе предварительного расследования, суд приходит к выводу о том, что действия Воровцева Р.В. во время инкриминируемых ему деяний были последовательными и целенаправленными, он правильно ориентировался в окружающей обстановке, поведение в зале судебного заседания адекватно происходящему, показания дает обдуманно и целенаправленно, свою защиту осуществляет мотивированно, в связи с чем, суд находит, что как в момент совершения инкриминируемого деяния, так и в настоящее время Воровцев Р.В. являлся и является вменяемым.
Государственный обвинитель в судебном заседании поддержал обвинение в отношении Воровцева Р.В. по ч. 4 ст. 111 УК РФ.
Давая оценку исследованным судом доказательствам по делу в их совокупности, суд находит вину Воровцева Р.В. в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее, по неосторожности смерть потерпевшего полностью доказанной и по этим признакам квалифицирует действия Воровцева Р.В. по ч. 4 ст. 111 УК РФ.
Суд критически относится к показаниям Воровцева Р.В. в той части, что он не умышленно нанёс удар ножом С.С., а просто отмахивался от последнего и случайно зацепил его, поскольку эти показания полностью опровергаются показаниями самого Воровцева Р.В. данными на следствии, его явкой с повинной, протоколом проверки показаний на месте с его участием, где он конкретно указывает, что взял нож и нанёс им удар, более того, в судебном заседании Воровцев Р.В. пояснил, что он сам был инициатором конфликта, поскольку С.С. в очередной раз отказался отдать ему часть денег, вырученных от продажи наследственного имущества и на этой почве отношения между ним и братом давно были сложными. Суд находит, что Воровцев Р.В. даёт такие показания с целью уйти от ответственности за совершенное им преступление.
Определяя вид и меру наказания подсудимому, суд учитывал характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности Воровцева Р.В.
посредственного характеризуемого по месту жительства, также то, что данное преступление относится к категории особо тяжких.
К смягчающим наказание обстоятельствам суд относит явку с повинной, раскаяние в совершенном.
К отягчающим наказание обстоятельствам суд относит наличие опасного рецидива в действиях Воровцева Р.В.
С учетом смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств, суд находит необходимым назначить Воровцеву Р.В. наказание, связанное с изоляцией от общества, без применения дополнительного наказания в виде ограничения свободы.
Гражданский иск по делу не заявлен.
Руководствуясь ст. ст. 307-309 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Воровцева Романа Викторовича признать виновным и назначить ему наказание по ч. 4 ст. 111 УК РФ в виде лишении свободы сроком на восемь лет, без ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок отбытия наказания исчислять с 19 июля 2010 года, меру пресечения не изменять, оставить содержание под стражей.
Вещественные доказательства по делу: нож, брюки, рубашку, образцы крови Воровцева Р.В., хранящиеся в камере хранения вещественных доказательств Лабинского МРСО СУ СК при прокуратуре РФ по Краснодарскому краю, уничтожить, как не представляющие ценности.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, в тот же срок, но со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении материалов уголовного дела, судом кассационной инстанции.
Приговор вступил в законную силу.