Решение по иску Лабинского межрайпрокурора к ООО «СЖК «Кедр» (о понуждении ответчика к соблюдению законодательства о безопасности гидротехнических сооружений)



№ 2-659/10г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 декабря 2010 г. Лабинский районный суд

Краснодарского края в составе:

председательствующего Подсытник В.Л.

при секретаре Бекоевой Н.К.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лабинского межрайпрокурора к ООО «СЖК «Кедр» о понуждении ответчика к соблюдению законодательства о безопасности гидротехнических сооружений

УСТАНОВИЛ:

Лабинский межрайпрокурор обратился в суд с иском к ООО «СЖК «Кедр» о понуждении ответчика к соблюдению законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

При проведении Лабинской межрайонной прокуратурой плановой проверки установлено, что ООО «СЖК «Кедр» осуществляет эксплуатацию гидротехнических сооружений, расположенных по адресу: п. Красный, Лабинский район, Краснодарский край с нарушением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

Так, согласно свидетельств о государственной регистрации права от 17.05.2007, ООО «СЖК «Кедр» на основании договора купли-продажи от 11.04.2007 является собственником нежилого сооружения - дамбы, площадью 11251 кв.м. Литер 1-УП; гидротехнического пропускного устройства, диаметром 0,8 м, протяженностью 84 м, Литер: VIII, IX, XI, XIII; гидротехнического пропускного устройства, диаметром 1,5 м, протяженностью 17 м, Литер XII; перепускных сооружений, диаметр 1,5 м, протяженностью 24 м, Литер: XVIII, XVII; перепускных сооружений, диаметр 0,8 м, протяженностью 30 м, Литер: XIV-XVI; лотка, протяженностью 36,6 м, Литер: XIX; лотка, протяженностью 144 м, Литер: XX.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Водного Кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» его действие распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 указанного Закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

Согласно статье 3 Закона №117-ФЗ под гидротехническими сооружениями, на которые распространяется сфера деятельности Закона №117-ФЗ, понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Ответчик представитель ООО «СЖК Кедр» иск признал, и пояснил, что в ближайшее время устранят все нарушения.

В судебное заседание представлено ходатайство государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Симонова С.В. о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, выслушав пояснения представителя истца, ответчика, изучив материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению.

В соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;

развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;

поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;

осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;

содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций;

совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 18.12.2001 №876 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения» расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями.

Кроме того, согласно ст. 15 Закона №117-ФЗ риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения.

Страхователем риска гражданской ответственности за причинение вреда является собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация.

В нарушение требований статей 8, 9, 15, Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» ООО «СЖК «Кедр» не обеспечил и не организовал разработку расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Краснодарского края в результате аварии гидротехнического сооружения, программу контроля мониторинга за показателями ГТС, критериев безопасности гидротехнического сооружения, систем контроля за состоянием гидротехнического сооружения, не создала финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; не обеспечила страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений; разработку и согласование в установленном порядке Правил эксплуатации по безопасности гидротехнических сооружений.

При таких обстоятельствах, непринятие ООО «СЖК «Кедр» мер по обеспечению безопасности ГТС, может привести к существенному материальному ущербу и ставит под угрозу жизнь и здоровье жителей близлежащих территорий, а также состоянию окружающей природной среды, т.е. имеет место нарушение прав неопределенного круга лиц.

Выявленные нарушения являются недопустимыми, так как нарушают права и законные интересы граждан на защиту жизни, здоровья, личного имущества и благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции РФ.

В соответствии с ч, 4. ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушаются права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор вправе предъявить и поддержать в суде иск в интересах граждан (неопределенного круга лиц).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14,18 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ООО «СЖК «Кедр» принять меры по обеспечению безопасности следующих гидротехнических сооружений: дамбы, площадью 11251 кв.м. Литер I-VII; гидротехнического пропускного устройства, диаметром 0,8 м, протяженностью 84 м, Литер: VIII, IX, XI, XIII; гидротехнического пропускного устройства, диаметром 1,5 м, протяженностью 17 м, Литер XII; перепускных сооружений, диаметр 1,5 м, протяженностью 24 м, Литер: XVIII, XVII; перепускных сооружений, диаметр 0,8 м, протяженностью 30 м, Литер: XIV-XVI; лотка, протяженностью 36,6 м, Литер: XIX; лотка, протяженностью 144 м. Литер: XX, расположенных по адресу: п. Красный, Лабинский район, Краснодарский край, а именно устранить допущенные нарушения путем разработки:

расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Краснодарского края в результате аварии гидротехнического сооружения, согласовав его в установленном законом порядке;

программы контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнического сооружения;

критериев безопасности гидротехнического сооружения, согласовав их в установленном законом порядке;

систем контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

правил эксплуатации безопасности гидротехнических сооружений;

мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

создания финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;

обеспечения страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Лабинский районный суд в течение 10 дней.

Решение вступило в законную силу с 08.01.11г.