№ 2-660/10г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 декабря 2010 г. Лабинский районный суд
Краснодарского края в составе:
председательствующего Подсытник В.Л.
при секретаре Бекоевой Н.К.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лабинского межрайпрокурора к ООО «Агрофирма «Родина» о понуждении ответчика к соблюдению законодательства о безопасности гидротехнических сооружений
УСТАНОВИЛ:
Лабинский межрайпрокурор обратился в суд с иском к ООО «Агрофирма «Родина» о понуждении ответчика к соблюдению законодательства о безопасности гидротехнических сооружений
При проведении Лабинской межрайонной прокуратурой плановой проверки установлено, что ООО «Агрофирма «Родина» осуществляет эксплуатацию гидротехнических сооружений, расположенных по адресу: Лабинский район, в границах бывших земель СПК колхоза «Родина», на расстоянии 4173 м, 3989 м, 650 м, 3162 м от юго-восточной окраины <Адрес> по направлению на юго-запад, также гидротехнических сооружений, расположенных по адресу: <Адрес>, с нарушением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Так, согласно свидетельств о государственной регистрации права от 15.10.2010 г, ООО «Агрофирма «Родина» на основании решения арбитражного суда от 04.09.2007 г. является собственником нежилого сооружения - дамбы с гидротехническими пропускными устройствами, назначение производственное, площадью 1080 кв.м., дамбы с гидротехническими пропускными устройствами, назначение производственное, площадью 600 кв.м., дамбы с гидротехническими пропускными устройствами, назначение производственное, площадью 784 кв.м., дамбы с гидротехническими пропускными устройствами, назначение производственное, площадью 640 кв.м, дамбы с гидротехническими пропускными устройствами, назначение производственное, площадью 600 кв.м, дамбы с гидротехническими пропускными устройствами, назначение производственное, площадью 1130 кв.м, дамбы с гидротехническими пропускными устройствами, назначение производственное, площадью 1720 кв.м, дамбы с гидротехническими пропускными устройствами, назначение производственное, площадью 1760 кв.м
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Водного Кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» его действие распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 указанного Закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
Согласно статье 3 Закона №117-ФЗ под гидротехническими сооружениями, на которые распространяется сфера деятельности Закона №117-ФЗ, понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Представитель ответчика ООО «Агрофирма «Родина» Сукиасян А.Д. в судебном заседании пояснил, что указанные гидротехнические сооружения проданы ООО «Визит».
Суд выслушав мнение представителя истца – помощника прокурора Шуваева С.В., не возражающего против замены ответчика, считает необходимым провести замену ответчика и привлечь в качестве ответчика ООО «Визит».
Представитель ответчика ООО «Визит» Глушкова О.В. иск признала и пояснила, что в ближайшее время допущенные нарушения будут устранены.
В судебное заседание представлено ходатайство третьего лица - государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Симонова С.В. о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, выслушав пояснения представителя истца помощника прокурора Шуваева С.В., настаивавшего на удовлетворении заявленных требований, представителя ООО «Визит», изучив материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;
развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;
поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;
осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;
содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций;
совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;
финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 18.12.2001 № 876 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения» расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями.
Кроме того, согласно ст. 15 Закона №117-ФЗ риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения.
Страхователем риска гражданской ответственности за причинение вреда является собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация.
В нарушение требований статей 8, 9, 15, Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» ООО «Визит» не обеспечило и не организовало разработку расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Краснодарского края в результате аварии гидротехнического сооружения, программу контроля мониторинга за показателями ГТС, критериев безопасности гидротехнического сооружения, систем контроля за состоянием гидротехнического сооружения, не создала финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; не обеспечила страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений; разработку и согласование в установленном порядке Правил эксплуатации по безопасности гидротехнических сооружений.
При таких обстоятельствах, непринятие ООО «Визит» мер по обеспечению безопасности ГТС, может привести к существенному материальному ущербу и ставит под угрозу жизнь и здоровье жителей близлежащих территорий, а также состоянию окружающей природной среды, т.е. имеет место нарушение прав неопределенного круга лиц.
Выявленные нарушения являются недопустимыми, так как нарушают права и законные интересы граждан на защиту жизни, здоровья, личного имущества и благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции РФ.
В соответствии с ч, 4. ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушаются права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор вправе предъявить и поддержать в суде иск в интересах граждан (неопределенного круга лиц).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14,18 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ООО «Визит» принять меры по обеспечению безопасности следующих гидротехнических сооружений: дамбы с гидротехническими пропускными устройствами, назначение производственное, площадью 1080 кв.м., дамбы с гидротехническими пропускными устройствами, назначение производственное, площадью 600 кв.м., дамбы с гидротехническими пропускными устройствами, назначение производственное, площадью 784 кв.м., дамбы с гидротехническими пропускными устройствами, назначение производственное, площадью 640 кв.м, дамбы с гидротехническими пропускными устройствами, назначение производственное, площадью 600 кв.м, дамбы с гидротехническими пропускными устройствами, назначение производственное, площадью 1130 кв.м, дамбы с гидротехническими пропускными устройствами, назначение производственное, площадью 1720 кв.м, дамбы с гидротехническими пропускными устройствами, назначение производственное, площадью 1760 кв.м, расположенные: Лабинский район, в границах бывших земель СПК колхоза «Родина», на расстоянии 4173 м, 3989 м, 650 м, 3162 м от юго-восточной окраины <Адрес> по направлению на юго-запад, также гидротехнических сооружений, расположенных по адресу: <Адрес>, а именно устранить допущенные нарушения путем разработки:
расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Краснодарского края в результате аварии гидротехнического сооружения, согласовав его в установленном законом порядке;
программы контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнического сооружения;
критериев безопасности гидротехнического сооружения, согласовав их в установленном законом порядке;
систем контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
правил эксплуатации безопасности гидротехнических сооружений;
мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
создания финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;
обеспечения страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Лабинский районный суд в течение 10 дней.
Решение вступило в законную силу с 08.01.11г.