Решение по заявлению Лабинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ахметовского с/поселения Лабинского района (о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления)



№2-715/11г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Лабинск 25 октября 2011 года

Судья Лабинского районного суда Краснодарского края Лисунов Н.В.,

с участием помощника Лабинского межрайонного прокурора Золотовой К.И.,

представителя ответчика - главы администрации Ахметовского сельского поселения Лабинского района Кравченко А.Н.,

при секретаре Перекотий С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Лабинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ахметовского сельского поселения Лабинского района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Лабинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Ахметовского сельского поселения Лабинского района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.

В обоснование своих требований указав, что Лабинской межрайонной прокуратурой в ходе рассмотрения обращения ФИО3, установлено, что на органы местного самоуправления поселкового звена возложены задачи по обеспечению экологической безопасности и санитарно- эпидемиологическому благополучию поселения на соответствующих территориях.

Однако, проверка показала, что органом местного самоуправления названные обязанности в полной и необходимой мере не исполняются. В нарушение всех положений нормативно-правовых актов на территории Ахметовского сельского поселения продолжительный период времени функционирует несанкционированная свалка отходов производства и потребления. Администрацией мер, направленных на вывоз отходов производства и потребления не принято, согласно объяснений главы Ахметовского сельского поселения Кравченко А.Н. на территории не выведен земельный участок под полигон для временного хранения бытовых отходов, мусор централизовано не вывозится.

Подобное положение не может гарантировать эпидемиологическое и экологическое благополучие на территории поселения и свидетельствует о ненадлежащей организации муниципального экологического контроля. Ранее Лабинской межрайонной прокуратурой в адрес главы поселения выносились представления об устранении аналогичных нарушений законодательства, однако действенных мер по их устранению органом местного самоуправления принято не было. Сложившаяся ситуация требует незамедлительного разрешения, поскольку в противном случае может повлечь причинение ущерба окружающей природной среде, возникновение вредных и необратимых последствий от хозяйственной деятельности, что в конечном итоге может привести к нарушению прав граждан на защиту их жизни и здоровья на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также конституционного воздействия на человека, а также конституционного права граждан, проживающих на территории поселения на благоприятную окружающую среду.

Неправомерное бездействие администрации Ахметовского сельского поселения нарушает права неопределенного круга лиц как проживающих, так и пребывающих на территории поселения. Кроме того, существование несанкционированной свалки приводит к ухудшению качества поверхностных и подземных вод, используемых для бытовых нужд населения, проживающего не только в границах сельского поселения.

В судебном заседании помощник Лабинского межрайонного прокурора Золотова К.И. поддержала заявленные требования и просила суд признать незаконным бездействие администрации Ахметовского сельского поселения, выразившееся в неисполнении требований п.18 ч.1 ст.14 Закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», и обязать администрацию Чамлыкского сельского поселения устранить нарушения закона путем ликвидации несанкционированной свалки и организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Представитель ответчика- глава администрации Ахметовского сельского поселения Лабинского района Кравченко А.Н. исковые требования признал частично, в судебном заседании пояснил, что у них в администрации четыре человека отбывающие наказание в виде обязательных работ, их привлекают к ликвидации несанкционированных свалок, также администрацией проводятся субботники, проводят работу с населением по поддержанию порядка на придворовых территориях. Сбор и вывоз твердых отходов это их полномочия, но они не могут выйти за рамки бюджета, который на 80% дотационный, а своих доходов они собирают лишь 13-15%, а объем работы они выполняют большой- освещение улиц, содержание дорог, кроме того ЧС по р. Лаба, пожарная безопасность, памятники культуры, денежных средств на все не хватает. 19.10.2011 года они заключили с МУП «Санитарная Очистка» г. Лабинска договор на вывоз и размещение отходов (нечистот). Свалки стихийно возникают вокруг станицы, их убирают, но они снова возникают. Самостоятельно решить вопрос с вывозом мусора они не могут, так как нет средств в бюджете, а выделить участок под полигон для хранения твердых бытовых отходов- это полномочия районной администрации.

Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление Лабинского межрайонного прокурора подлежащим удовлетворению.

В ст.3 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплены основные принципы охраны окружающей среды: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления, а так же ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 7 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п.18 ч.1 ст.14 Закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Так же в соответствии со ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Распоряжением Главы администрации края от 18.05.1999 года № 625-Р главам муниципальных образований края рекомендовано: безотлагательно организовать работу по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок на подведомственной территории; использовать при наведении чистоты и порядка не только силы и средства специализированных муниципальных предприятий, а также граждан, осужденных к такой мере наказания, как обязательные работы; создать необходимые льготные условия для населения по приему твердых бытовых отходов на муниципальные свалки (полигоны); привлекать в установленном законодательством порядке к ответственности должностных лиц и граждан, нарушающих санитарные и природоохранные требования. Конкретные меры, направленные на выводы из кризиса коммунальной отрасли края в сфере санитарной очистки и обращения с отходами, были названы в Постановлении Главы администрации края от 05.04.2004 года № 313.

Как установлено в судебном заседании, 25.05.2011года Лабинской межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации Ахметовского сельского поселения Лабинского района было направлено представление № 7-01-2011 об устранении нарушений природоохранного законодательства.

Из материалов дела видно, что указанное представление Лабинской межрайонной прокуратуры рассмотрено администрацией Ахметовского сельского поселения Лабинского района с участием старшего помощника прокурора ФИО5, за нарушение требований ст.3 ФЗ от 10.10.2002года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» п.18.ч.1 ст.14 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», специалисту администрации Ахметовского сельского поселения ФИО6, вынесено дисциплинарное взыскание - замечание.

Однако, проверка проведенная в связи с обращением ФИО3 показала, что органом местного самоуправления названные обязанности в полной и необходимой мере не исполняются. В нарушение всех положений нормативно-правовых актов на территории Ахметовского сельского поселения Лабинского района продолжительный период времени функционирует несанкционированная свалка отходов производства и потребления. Администрацией мер, направленных на вывоз отходов производства и потребления не принято, согласно объяснений главы Ахметовского сельского поселения Лабинского района Кравченко А.Н. на территории не выведен земельный участок под полигон для временного хранения бытовых отходов, мусор централизовано не вывозится. Подобное положение не может гарантировать эпидемиологическое и экологическое благополучие на территории поселения и свидетельствует о ненадлежащей организации муниципального экологического контроля.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 257-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации Ахметовского сельского поселения, выразившееся в неисполнении требований п.18 ч.1 ст.14 Закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Обязать администрацию Ахметовского сельского поселения устранить нарушения закона путем ликвидации несанкционированной свалки и организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Лабинский районный суд в течение 10 дней.