№ 2-779/11г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Лабинск 10 ноября 2011 года Судья Лабинского районного суда Краснодарского края Лисунов Н.В., с участием помощника прокурора Лабинской межрайонной прокуратуры Шуваева С.В., представителя заинтересованного лица – специалиста 1 категории администрации Ахметовского сельского поселения Лабинского района Королевой С.А. по доверенности от 10.11.2011 года, при секретаре Перекотий С.А., рассмотрев заявление Лабинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Ахметовского сельского поселения Лабинского района по организации обустройства зон захоронения, УСТАНОВИЛ: Лабинский межрайонный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Ахметовского сельского поселения Лабинского района по организации обустройства зон захоронения. В обоснование требований прокурор указывает на то, что в Ахметовском сельском поселении Лабинского района захоронение умерших граждан осуществляется на трех сельских кладбищах: ст. Ахметовская, ст. Чернореченская, с. Горное. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», устройство кладбищ осуществляется при отсутствии проектов, которые должны быть утверждены в установленном порядке и предусматривать следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь захоронений должна составлять не более 70 % общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно – хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории (глава II п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11). Территории санитарно – защитных зон не спланированы, не благоустроены и не озеленены, не имеют транспортных и инженерных коридоров (глава II п. 2.9 СанПиН 2.1.2882-11); не предусмотрены самостоятельные системы водоснабжения для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ (глава VI п. 6.2 СанПиН 2.1.2882-11); на кладбищах не предусмотрено хозяйственно – питьевое водоснабжение для питьевых и хозяйственных нужд, качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил для питьевой воды (глава VI п. 6.3 СанПиН 2.1.2882-11); отсутствуют шахтные колодцы для полива, общественные туалеты выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил (глава VI п. 6.4 СанПиН 2.1.2882-11); не предусмотрены на участках кладбищ зоны зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним (глава VI п. 6.6 СанПиН 2.1.2882-11); площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование) (глава VI п. 6.7 СанПиН 2.1.2882-11). 22.03.2011 года глава администрации Ахметовского сельского поселения уже привлекался к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, однако мер, направленных на устранение выявленных нарушений до настоящего времени, не принял. Выявленные нарушения являются недопустимыми, так как нарушают права и законные интересы граждан на защиту жизни, здоровья, личного имущества и благоприятную окружающую среду. Изложив указанные в заявлении обстоятельства, прокурор просил признать бездействие администрации Ахметовского сельского поселения Лабинского района, выразившееся в неисполнении требований п.22 ч.1 ст.14 Закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», незаконным. Обязать администрацию Ахметовского сельского поселения Лабинского района устранить нарушения закона следующим путем: подготовить и утвердить в установленном порядке проекты устройства кладбищ; спланировать, благоустроить и озеленить территории санитарно – защитных зон, предусмотреть транспортные и инженерные коридоры; для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ предусмотреть систему водоснабжения (при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил); предусмотреть на участках кладбищ зоны зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, данные площадки должны быть огорожены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование). В судебном заседании представитель заявителя – помощник Лабинского межрайонного прокурора Шуваев С.В. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель заинтересованного лица Королева С.А. в судебном заседании заявленные требования прокурора не признала, суду пояснила, что на всех трех кладбищах имеются ограждения, подъездные дороги к кладбищам есть и они в хорошем состоянии. На территории кладбища в ст. Ахметовской имеется надворный туалет. В настоящее время администрация проводит межевание земельных участков, используемых под размещение сельских кладбищ. Проектной документации, воды, автостоянок, площадок для мусоросборников, урн нет. Бюджет администрации дотационный и денег на эту статью расходов не выделяют. Выслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу ч. 1 ст. 26 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в том числе, органами местного самоуправления. В соответствии с требованиями ч.1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, статьи 16-17 данного Закона определяют санитарные и экологические требования к размещению, содержанию мест погребения. Согласно п.22 ч.1 ст.14 Закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения. В судебном заседании установлено, что в Ахметовском сельском поселении Лабинского района захоронение умерших граждан осуществляется на трех сельских кладбищах: ст. Ахметовская, ст. Чернореченская, с.Горное. 21, 24 октября 2011 года территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Лабинском, Курганинском и Мостовском районах были проведены контрольно-надзорные мероприятия в отношении администраций поселений Лабинского района, в том числе в отношении администрации Ахметовского сельского поселения, по соблюдению обязательных требований санитарного законодательства при погребении и похоронном деле. В результате проведенной проверки был установлен ряд вышеперечисленных нарушений. Лабинский межрайонный прокурор просил суд обязать администрацию Ахметовского сельского поселения Лабинского района устранить выявленные нарушения. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В судебном заседании представитель истца ссылался на то, что устройство кладбищ осуществляется при отсутствии проектов, которые должны предусматривать планирование, благоустройство и озеленение территории санитарно – защитных зон, транспортные и инженерные коридоры. Однако решением Лабинского районного суда от 02 марта 2011 года администрация Ахметовского сельского поселения Лабинского района обязана принять меры по проведению межевания и постановке на кадастровый учет земельных участков, используемых под размещение сельских кладбищ. Отсутствие четких границ земельных участков, используемых под размещение кладбищ, препятствует определению и установлению их санитарно-защитной зоны, работа по изготовлению межевых дел и постановке земельных участков на кадастровый учет требует определенного времени, исчисляемого месяцами. В связи с этим, суд полагает отказать в удовлетворении заявленных требований прокурора в части возложения на администрацию Ахметовского сельского поселения Лабинского района обязанности по подготовке проекта устройства кладбищ. Требования прокурора в части строительства на территории кладбища ст. Ахметовской общественного туалета являются необоснованными, так как из представленных в судебное заседание фотоснимков видно, что на территории кладбища в х. Ахметовской установлен общественный туалет. Требования прокурора в части бездействия администрации Ахметовского сельского поселения Лабинского района по проведению работ по организации стоянки для автокатафалков и автотранспорта, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, установки урн и системы водоснабжения, а также строительство общественных туалетов на территории кладбищ ст. Чернореченской и с. Горное обоснованы и подлежат удовлетворению. В судебном заседании представителем заинтересованного лица в подтверждение своих доводов не представлено никаких доказательств. На основании излооженного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования Лабинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Ахметовского сельского поселения Лабинского района по организации обустройства зон захоронения удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие администрации Ахметовского сельского поселения Лабинского района, выразившееся в неисполнении требований п.22 ч.1 ст.14 Закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Обязать администрацию Ахметовского сельского поселения Лабинского района устранить следующие нарушения: для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ предусмотреть систему водоснабжения; установить на территории кладбищ ст. Чернореченской и с. Горное Лабинского района общественные туалеты выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил; предусмотреть на участках кладбищ стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, данные площадки должны быть огорожены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование). В остальной части заявленных требований отказать. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Лабинский районный суд в течение 10 дней. Решение вступило в законную силу с 21.11.11г.