Решение по заявлению Лабинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц (о признании незаконным бездействия администрации Упорненского сельского поселения Лабинского района по организации обустройства зон захоронения)



№ 2-777/11г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Лабинск 16 ноября 2011 года

Судья Лабинского районного суда Краснодарского края Лисунов Н.В.,

с участием помощника прокурора Лабинской межрайонной прокуратуры Шуваева С.В.,

при секретаре Перекотий С.А.,

рассмотрев заявление Лабинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Упорненского сельского поселения Лабинского района по организации обустройства зон захоронения,

УСТАНОВИЛ:

Лабинский межрайонный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Упорненского сельского поселения Лабинского района по организации обустройства зон захоронения.

В обоснование требований прокурор указывает на то, что в Упорненском сельском поселении Лабинского района захоронение умерших граждан осуществляется на одном сельском кладбище.

Проведенной проверкой установлено, что сельское кладбище Упорненского сельского поселения Лабинского района не имеет ограждения по периметру места захоронения, чем нарушены требования п. 3.1 раздела 3 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», введенного в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 года № 35 «О введении в действие СанПиН 2.1.1279-03».

В нарушение требований СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», устройство кладбища осуществляется при отсутствии проектов, которые должны быть утверждены в установленном порядке и предусматривать следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь захоронений должна составлять не более 70 % общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно – хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории (глава II п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11).

Территории санитарно – защитных зон не спланированы, не благоустроены и не озеленены, не имеют транспортных и инженерных коридоров (глава II п. 2.9 СанПиН 2.1.2882-11); не предусмотрены самостоятельные системы водоснабжения для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ (глава VI п. 6.2 СанПиН 2.1.2882-11); на кладбищах не предусмотрено хозяйственно – питьевое водоснабжение для питьевых и хозяйственных нужд, качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил для питьевой воды (глава VI п. 6.3 СанПиН 2.1.2882-11); отсутствуют шахтные колодцы для полива, общественные туалеты выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил (глава VI п. 6.4 СанПиН 2.1.2882-11); не предусмотрены на участках кладбищ зоны зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним (глава VI п. 6.6 СанПиН 2.1.2882-11); площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование) (глава VI п. 6.7 СанПиН 2.1.2882-11).

22.03.2011 года глава администрации Упорненского сельского поселения уже привлекался к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, однако мер, направленных на устранение выявленных нарушений до настоящего времени, не принял.

Выявленные нарушения являются недопустимыми, так как нарушают права и законные интересы граждан на защиту жизни, здоровья, личного имущества и благоприятную окружающую среду.

Изложив указанные в заявлении обстоятельства, прокурор просил признать бездействие администрации Упорненского сельского поселения Лабинского района, выразившееся в неисполнении требований п.22 ч.1 ст.14 Закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», незаконным. Обязать администрацию Упорненского сельского поселения Лабинского района устранить нарушения закона следующим путем: установить ограждения по периметру места захоронения; подготовить и утвердить в установленном порядке проекты устройства кладбищ; спланировать, благоустроить и озеленить территории санитарно – защитных зон, предусмотреть транспортные и инженерные коридоры; для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ предусмотреть систему водоснабжения (при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил); предусмотреть на участках кладбищ зоны зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, данные площадки должны быть огорожены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).

В судебном заседании представитель заявителя – помощник Лабинского межрайонного прокурора Шуваев С.В. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте судебного заседания был уведомлен надлежащим образом.

Выслушав пояснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч. 1 ст. 26 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в том числе, органами местного самоуправления.

В соответствии с требованиями ч.1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, статьи 16-17 данного Закона определяют санитарные и экологические требования к размещению, содержанию мест погребения.

Согласно п.22 ч.1 ст.14 Закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения.

В судебном заседании установлено, что в Упорненском сельском поселении Лабинского района захоронение умерших граждан осуществляется на одном сельском кладбище.

21, 24 октября 2011 года территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Лабинском, Курганинском и Мостовском районах были проведены контрольно-надзорные мероприятия в отношении администраций поселений Лабинского района, в том числе в отношении администрации Упорненского сельского поселения, по соблюдению обязательных требований санитарного законодательства при погребении и похоронном деле.

В результате проведенной проверки был установлен ряд вышеперечисленных нарушений.

Лабинский межрайонный прокурор просил суд обязать администрацию Упорненского сельского поселения Лабинского района устранить выявленные нарушения.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании представитель истца ссылался на то, что кладбище Упорненского сельского поселения Лабинского района не имеет ограждения по периметру места захоронения, чем нарушены требования п. 3.1 раздела 3 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», введенного в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 года № 35.

Однако, Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 года № 84, СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденный Главным государственным санитарным врачом РФ 06.04.2003 года, утратил силу.

Указанным Постановлением утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», вступившие в законную силу 18 сентября 2011 года, которые не содержат требования по установлению ограждения по периметру места захоронения.

В связи с тем, что проверка по соблюдению обязательных требований санитарного законодательства при погребении и похоронном деле в Упорненском сельском поселении Лабинского района была проведена 21,24 октября 2011 года, требования утратившего силу нормативного акта на момент проверки не могли быть применены к администрации Упорненского сельского поселения Лабинского района.

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения требования прокурора в части устранения администрацией нарушения закона путем установления ограждения по периметру места захоронения.

Кроме того, суд не может согласиться с требованиями прокурора в части возложения на администрацию Упорненского сельского поселения обязанности по подготовке проектов устройства кладбища, включающего планирование, благоустройство и озеленение территории санитарно – защитных зон, транспортные и инженерные коридоры, поскольку решением Лабинского районного суда от 02 марта 2011 года администрация Упорненского сельского поселения Лабинского района обязана принять меры по проведению межевания и постановке на кадастровый учет земельных участков, используемых под размещение сельских кладбищ.

Определением Лабинского районного суда от 27.04.2011 года исполнение указанного решения отсрочено до 01.01.2012 года.

Отсутствие четких границ земельного участка, используемого под размещение кладбища, препятствует определению и установлению его санитарно-защитной зоны, в связи с чем, суд полагает отказать в удовлетворении заявленных требований прокурора в части возложения на администрацию Упорненского сельского поселения Лабинского района обязанности по подготовке проекта устройства кладбищ.

Требования прокурора в части бездействия администрации Упорненского сельского поселения Лабинского района по проведению работ по организации стоянки для автокатафалков и автотранспорта, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, установки урн и системы водоснабжения, а также строительства общественного туалета обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Лабинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Упорненского сельского поселения Лабинского района по организации обустройства зон захоронения удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Упорненского сельского поселения Лабинского района, выразившееся в неисполнении требований п.22 ч.1 ст.14 Закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Обязать администрацию Упорненского сельского поселения Лабинского района устранить следующие нарушения: для проведения поливочных и уборочных работ кладбища предусмотреть систему водоснабжения; установить на территории кладбища общественный туалет выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил; предусмотреть на участке кладбища стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, данные площадки должны быть огорожены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Лабинский районный суд в течение 10 дней.

Решение вступило в законную силу с 21.11.11г.