№ 2-772/11г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Лабинск 10 ноября 2011 года Судья Лабинского районного суда Краснодарского края Горюшина Л.А., с участием помощника прокурора Лабинской межрайонной прокуратуры Шуваева С.В., заинтересованного лица – представителя Первосинюхинского сельского поселения Лабинского района Кляхина Е.А. по доверенности, при секретаре Коровкиной А.В., рассмотрев заявление Лабинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Первосинюхинского сельского поселения Лабинского района по организации обустройства зон захоронения, УСТАНОВИЛ: Лабинский межрайонный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Первосинюхинского сельского поселения Лабинского района по организации обустройства зон захоронения. В обоснование требований прокурор указывает на то, что в Первосинюхинском сельском поселении Лабинского района захоронение умерших граждан осуществляется на девяти сельских кладбищах: х. Братский, х. Некрасов, х. Бочаров, х. Первая Синюха, х. Щеглов, х. Карский, х. Лукин, х. Заря, х. Коблов. Проведенной проверкой установлено, что сельские кладбища Первосинюхинского сельского поселения Лабинского района не имеют ограждения по периметру места захоронения, чем нарушены требования п. 3.1 раздела 3 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», введенного в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 года № 35 «О введении в действие СанПиН 2.1.1279-03». В нарушение требований СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», устройство кладбищ осуществляется при отсутствии проектов, которые должны быть утверждены в установленном порядке и предусматривать следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь захоронений должна составлять не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно – хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории (глава II п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11). Территории санитарно – защитных зон не спланированы, не благоустроены и не озеленены, не имеют транспортных и инженерных коридоров (глава II п. 2.9 СанПиН 2.1.2882-11); не предусмотрены самостоятельные системы водоснабжения для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ (глава VI п. 6.2 СанПиН 2.1.2882-11); на кладбищах не предусмотрено хозяйственно – питьевое водоснабжение для питьевых и хозяйственных нужд, качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил для питьевой воды (глава VI п. 6.3 СанПиН 2.1.2882-11); отсутствуют шахтные колодцы для полива, общественные туалеты выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил (глава VI п. 6.4 СанПиН 2.1.2882-11); не предусмотрены на участках кладбищ зоны зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним (глава VI п. 6.6 СанПиН 2.1.2882-11); площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование) (глава VI п. 6.7 СанПиН 2.1.2882-11). 22.03.2011 года глава администрации Первосинюхинского сельского поселения уже привлекался к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, однако мер, направленных на устранение выявленных нарушений до настоящего времени, не принял. Выявленные нарушения являются недопустимыми, так как нарушают права и законные интересы граждан на защиту жизни, здоровья, личного имущества и благоприятную окружающую среду. Изложив указанные в заявлении обстоятельства, прокурор просил признать бездействие администрации Первосинюхинского сельского поселения Лабинского района, выразившееся в неисполнении требований п.22 ч.1 ст.14 Закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», незаконным. Обязать администрацию Первосинюхинского сельского поселения Лабинского района устранить нарушения закона следующим путем: установить ограждения по периметру места захоронения; подготовить и утвердить в установленном порядке проекты устройства кладбищ; спланировать, благоустроить и озеленить территории санитарно – защитных зон, предусмотреть транспортные и инженерные коридоры; для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ предусмотреть систему водоснабжения (при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил); предусмотреть на участках кладбищ зоны зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, данные площадки должны быть огорожены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование). В судебном заседании представитель заявителя – помощник Лабинского межрайонного прокурора Шуваев С.В. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель заинтересованного лица Кляхин Е.А. в судебном заседании заявленные требования прокурора признал частично. Он считает, что утверждение Лабинского межрайонного прокурора по поводу бездействия администрации Первосинюхинского сельского поселения Лабинского района является необоснованным, поскольку администрацией принимаются меры, направленные на обустройство зон захоронения. В Первосинюхинском сельском поселении Лабинского района действует шесть сельских кладбищ. Последнее захоронение на кладбищах: х. Карский, х. Лукин произведены более 40 лет назад, проживающих жителей на территориях данных хуторов не значится. Последнее захоронение на кладбище х. Коблов произведено в 2003 году. Хутор Коблов прекратил свое существование с 1997 года. На территории х. Братский по проживанию зарегистрирована одна семья. На территории х. Некрасов зарегистрировано по проживанию два человека. На территории х. Бочаров, х. Первая Синюха, х. Щеглов, х. Заря захоронения умерших граждан осуществляется регулярно. Центральное кладбище огорожено в 2010 году, на территории кладбища имеется общественный туалет, весной 2011 года перед кладбищем было высажено более 30 саженцев деревьев (ели, березы), большинство которых в период засухи погибли. В период проведения работ жителями поселения администрацией подвозится техническая вода в бочках. На всех кладбищах ведется работа по межеванию земельных участков и постановке на кадастровый учет. Часть кладбищ находится на земле фонда перераспределения, что очень затрудняет их оформление (место сбора ТБО, автостоянка, место под туалет). Администрацией было приобретено 10 урн, но они еще не установлены. После изготовления межевых дел и постановки земельных участков, используемых под размещение сельских кладбищ, на кадастровый учет, администрацией будут приняты меры по подготовке проекта устройства кладбищ, а также меры по планированию, благоустройству территории санитарно-защитных зон. Установка урн и работа по организации стоянки для автокатафалков и автотранспорта, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, будет проведена по мере поступления денег в бюджет. Выслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу ч. 1 ст. 26 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в том числе, органами местного самоуправления. В соответствии с требованиями ч.1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, статьи 16-17 данного Закона определяют санитарные и экологические требования к размещению, содержанию мест погребения. Согласно п.22 ч.1 ст.14 Закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения. В судебном заседании установлено, что на территории Первосинюхинского сельского поселения Лабинского района расположено девять сельских кладбищ: х. Братский, х. Некрасов, х. Бочаров, х. Первая Синюха, х. Щеглов, х. Карский, х. Лукин, х. Заря, х. Коблов. В судебном заседании представитель заинтересованного лица Кляхин Е.А. утверждал, что из девяти сельских кладбищ действует шесть кладбищ, однако указанное обстоятельство в судебном заседании документально не подтверждено. 21, 24 октября 2011 года территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Лабинском, Курганинском и Мостовском районах были проведены контрольно-надзорные мероприятия в отношении администраций поселений Лабинского района, в том числе в отношении администрации Первосинюхинского сельского поселения, по соблюдению обязательных требований санитарного законодательства при погребении и похоронном деле. В результате проведенной проверки был установлен ряд вышеперечисленных нарушений. Лабинский межрайонный прокурор просил суд обязать администрацию Первосинюхинского сельского поселения Лабинского района устранить выявленные нарушения. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В судебном заседании представитель истца ссылался на то, что сельские кладбища Первосинюхинского сельского поселения Лабинского района не имеют ограждения по периметру места захоронения, чем нарушены требования п. 3.1 раздела 3 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», введенного в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 года № 35. Судом установлено, что в период действия СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденный Главным государственным санитарным врачом РФ 06.04.2003 года, центральное кладбище х. Первая Синюха было огорожено по периметру места захоронения, что подтверждается фотоснимками, имеющимися в материалах дела. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 года № 84, СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденный Главным государственным санитарным врачом РФ 06.04.2003 года, утратил силу. Указанным Постановлением утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», вступившие в законную силу 18 сентября 2011 года, которые не содержат требования по установлению ограждения по периметру места захоронения. В связи с тем, что проверка по соблюдению обязательных требований санитарного законодательства при погребении и похоронном деле в Первосинюхинском сельском поселении Лабинского района была проведена 21,24 октября 2011 года, требования утратившего силу нормативного акта на момент проверки не могли быть применены к администрации Первосинюхинского сельского поселения Лабинского района. Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения требования прокурора в части устранения администрацией нарушения закона путем установления ограждения по периметру места захоронения. Кроме того, суд не может согласиться с требованиями прокурора в части возложения на администрацию Первосинюхинского сельского поселения обязанности по подготовке проектов устройства кладбищ, включающего планирование, благоустройство и озеленение территории санитарно – защитных зон, транспортные и инженерные коридоры, поскольку решением Лабинского районного суда от 17 февраля 2011 года администрация Первосинюхинского сельского поселения Лабинского района обязана принять меры по проведению межевания и постановке на кадастровый учет земельных участков, используемых под размещение сельских кладбищ. Определением Лабинского районного суда от 25.04.2011 года исполнение указанного решения отсрочено до 01.01.2012 года. В связи с этим, суд не находит оснований для признания бездействия администрации Первосинюхинского сельского поселения Лабинского района в части возложения обязанности по подготовке проектов устройства кладбищ незаконным, поскольку администрацией принимаются все необходимые меры по изготовлению межевых дел и постановке земельных участков на кадастровый учет, что подтверждается оплатой в сумме 44000 рублей за выполнение кадастровых работ (платежное поручение № 5216 от 27.06.20011 года). Отсутствие четких границ земельных участков, используемых под размещение кладбищ, препятствует определению и установлению их санитарно-защитной зоны. Требования прокурора в части бездействия администрации Первосинюхинского сельского поселения Лабинского района по проведению работ по организации стоянки для автокатафалков и автотранспорта, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, установки урн и системы водоснабжения, а также строительства общественных туалетов на кладбищах, кроме центрального кладбища, обоснованы и подлежат удовлетворению. В судебное заседание представителем заинтересованного лица в качестве доказательства представлен фотоснимок, на котором видно, что на центральном кладбище х. Первая Синюха установлен общественный туалет. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования Лабинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Первосинюхинского сельского поселения Лабинского района по организации обустройства зон захоронения удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие администрации Первосинюхинского сельского поселения Лабинского района, выразившееся в неисполнении требований п.22 ч.1 ст.14 Закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Обязать администрацию Первосинюхинского сельского поселения Лабинского района устранить следующие нарушения: для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ предусмотреть систему водоснабжения; установить на территории кладбищ, кроме центрального кладбища х. Первая Синюха, общественные туалеты выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил; предусмотреть на участках кладбищ стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, данные площадки должны быть огорожены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование). В остальной части заявленных требований отказать. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Лабинский районный суд в течение 10 дней. Решение вступило в законную силу с 21.11.11г.