№ 2-776/11г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Лабинск 10 ноября 2011 года Судья Лабинского районного суда Краснодарского края Лисунов Н.В., с участием помощника прокурора Лабинской межрайонной прокуратуры Шуваева С.В., представителя заинтересованного лица – главы администрации Каладжинского сельского поселения Лабинского района Никитина И.И., при секретаре Перекотий С.А., рассмотрев заявление Лабинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Каладжинского сельского поселения Лабинского района по организации обустройства зон захоронения, УСТАНОВИЛ: Лабинский межрайонный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Каладжинского сельского поселения Лабинского района по организации обустройства зон захоронения. В обоснование требований прокурор указывает на то, что в Каладжинском сельском поселении Лабинского района захоронение умерших граждан осуществляется на двух сельских кладбищах: ст. Каладжинская, х. Новый Мир. Проведенной проверкой установлено, что сельские кладбища Каладжинского сельского поселения Лабинского района не имеют ограждения по периметру места захоронения, чем нарушены требования п. 3.1 раздела 3 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», введенного в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 года № 35 «О введении в действие СанПиН 2.1.1279-03». В нарушение требований СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», устройство кладбищ осуществляется при отсутствии проектов, которые должны быть утверждены в установленном порядке и предусматривать следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь захоронений должна составлять не более 70 % общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно – хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории (глава II п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11). Территории санитарно – защитных зон не спланированы, не благоустроены и не озеленены, не имеют транспортных и инженерных коридоров (глава II п. 2.9 СанПиН 2.1.2882-11); не предусмотрены самостоятельные системы водоснабжения для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ (глава VI п. 6.2 СанПиН 2.1.2882-11); на кладбищах не предусмотрено хозяйственно – питьевое водоснабжение для питьевых и хозяйственных нужд, качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил для питьевой воды (глава VI п. 6.3 СанПиН 2.1.2882-11); отсутствуют шахтные колодцы для полива, общественные туалеты выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил (глава VI п. 6.4 СанПиН 2.1.2882-11); не предусмотрены на участках кладбищ зоны зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним (глава VI п. 6.6 СанПиН 2.1.2882-11); площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование) (глава VI п. 6.7 СанПиН 2.1.2882-11). 22.03.2011 года глава администрации Каладжинского сельского поселения уже привлекался к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, однако мер, направленных на устранение выявленных нарушений до настоящего времени, не принял. Выявленные нарушения являются недопустимыми, так как нарушают права и законные интересы граждан на защиту жизни, здоровья, личного имущества и благоприятную окружающую среду. Изложив указанные в заявлении обстоятельства, прокурор просил признать бездействие администрации Каладжинского сельского поселения Лабинского района, выразившееся в неисполнении требований п.22 ч.1 ст.14 Закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», незаконным. Обязать администрацию Каладжинского сельского поселения Лабинского района устранить нарушения закона следующим путем: установить ограждения по периметру места захоронения; подготовить и утвердить в установленном порядке проекты устройства кладбищ; спланировать, благоустроить и озеленить территории санитарно – защитных зон, предусмотреть транспортные и инженерные коридоры; для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ предусмотреть систему водоснабжения (при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил); предусмотреть на участках кладбищ зоны зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, данные площадки должны быть огорожены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование). В судебном заседании представитель заявителя – помощник Лабинского межрайонного прокурора Шуваев С.В. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель заинтересованного лица Никитин И.И. в судебном заседании заявленные требования прокурора признал частично, суду пояснил, что на территории Каладжинского сельского поселения находится кладбище, которому 150 лет. На кладбище имеется ограждение, подъездные пути, площадка для транспорта. Кладбище находится в горах, и провести водопровод не представляется возможным. Хозяйственно-бытовую воду они подвозят перед православными праздниками. Надворные туалеты существуют. В настоящее время они проводят межевание земельного участка под кладбищем. Проекта устройства кладбища у них нет. По мере поступления денег в бюджет будут установлены урны и проведена работа по организации стоянки для автокатафалков и автотранспорта, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Выслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу ч. 1 ст. 26 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в том числе, органами местного самоуправления. В соответствии с требованиями ч.1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, статьи 16-17 данного Закона определяют санитарные и экологические требования к размещению, содержанию мест погребения. Согласно п.22 ч.1 ст.14 Закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения. В судебном заседании установлено, что в Каладжинском сельском поселении Лабинского района захоронение умерших граждан осуществляется на двух сельских кладбищах: ст. Каладжинская, х. Новый Мир. 21, 24 октября 2011 года территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Лабинском, Курганинском и Мостовском районах были проведены контрольно-надзорные мероприятия в отношении администраций поселений Лабинского района, в том числе в отношении администрации Каладжинского сельского поселения, по соблюдению обязательных требований санитарного законодательства при погребении и похоронном деле. В результате проведенной проверки был установлен ряд вышеперечисленных нарушений. Лабинский межрайонный прокурор просил суд обязать администрацию Ахметовского сельского поселения Лабинского района устранить выявленные нарушения. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В судебном заседании представитель истца ссылался на то, что сельские кладбища Каладжинского сельского поселения Лабинского района не имеют ограждения по периметру места захоронения, чем нарушены требования п. 3.1 раздела 3 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», введенного в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 года № 35. Судом установлено, что в период действия СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденный Главным государственным санитарным врачом РФ 06.04.2003 года, кладбище ст. Каладжинской было огорожено по периметру места захоронения, что подтверждается фотоснимками, имеющимися в материалах дела. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 года № 84, СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденный Главным государственным санитарным врачом РФ 06.04.2003 года, утратил силу. Указанным Постановлением утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», вступившие в законную силу 18 сентября 2011 года, которые не содержат требования по установлению ограждения по периметру места захоронения. В связи с тем, что проверка по соблюдению обязательных требований санитарного законодательства при погребении и похоронном деле в Каладжинском сельском поселении Лабинского района была проведена 21,24 октября 2011 года, требования утратившего силу нормативного акта на момент проверки не могли быть применены к администрации Каладжинского сельского поселения Лабинского района. Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения требования прокурора в части устранения администрацией нарушения закона путем установления ограждения по периметру места захоронения на кладбище х. Новый Мир Лабинского района. Кроме того, суд не может согласиться с требованиями прокурора в части возложения на администрацию Каладжинского сельского поселения обязанности по подготовке проектов устройства кладбища, включающего планирование, благоустройство и озеленение территории санитарно – защитных зон, транспортные и инженерные коридоры. Так, решением Лабинского районного суда от 02 марта 2011 года администрация Каладжинского сельского поселения Лабинского района обязана принять меры по проведению межевания и постановке на кадастровый учет земельных участков, используемых под размещение сельских кладбищ. Отсутствие четких границ земельных участков, используемых под размещение кладбищ, препятствует определению и установлению их санитарно-защитной зоны, работа по изготовлению межевых дел и постановке земельных участков на кадастровый учет требует определенного времени, исчисляемого месяцами. В связи с этим, суд полагает отказать в удовлетворении заявленных требований прокурора в части возложения на администрацию Каладжинского сельского поселения Лабинского района обязанности по подготовке проекта устройства кладбищ. Требования прокурора в части строительства на территории кладбища ст. Каладжинской общественного туалета являются необоснованными, так как из представленных в судебное заседание фотоснимков видно, что на территории кладбища в х. Каладжинской установлен общественный туалет. Требования прокурора в части бездействия администрации Каладжинского сельского поселения Лабинского района по проведению работ по организации стоянки для автокатафалков и автотранспорта, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, установки урн и системы водоснабжения, а также строительство общественного туалета на территории кладбища х. Новый Мир обоснованы и подлежат удовлетворению. В судебном заседании представителем заинтересованного лица в подтверждение своих доводов не представлено никаких доказательств. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования Лабинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Каладжинского сельского поселения Лабинского района по организации обустройства зон захоронения удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие администрации Каладжинского сельского поселения Лабинского района, выразившееся в неисполнении требований п.22 ч.1 ст.14 Закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Обязать администрацию Каладжинского сельского поселения Лабинского района устранить следующие нарушения: для проведения поливочных и уборочных работ сельских кладбищ предусмотреть систему водоснабжения; установить на территории кладбища х. Новый Мир общественный туалет выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил; предусмотреть на участках кладбищ стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, данные площадки должны быть огорожены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование). В остальной части заявленных требований отказать. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Лабинский районный суд в течение 10 дней. Решение вступило в законную силу с 21.11.11г.