Решение по заявлению Лабинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц (о признании незаконным бездействия администрации Лучевого сельского поселения Лабинского района по организации обустройства зон захоронения)



№ 2-773/11г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Лабинск 10 ноября 2011 года

Судья Лабинского районного суда Краснодарского края Горюшина Л.А.,

с участием помощника прокурора Лабинской межрайонной прокуратуры Шуваева С.В.,

представителя заинтересованного лица – главы Лучевого сельского поселения Лабинского района Войтенко Н.И.,

при секретаре Коровкиной А.В.,

рассмотрев заявление Лабинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Лучевого сельского поселения Лабинского района по организации обустройства зон захоронения,

УСТАНОВИЛ:

Лабинский межрайонный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Лучевого сельского поселения Лабинского района по организации обустройства зон захоронения.

В обоснование требований прокурор указывает на то, что в Лучевом сельском поселении Лабинского района захоронение умерших граждан осуществляется на двух сельских кладбищах: в 800 метрах в северном направлении от хутора Соколихин; на восточной окраине г. Лабинска.

Проведенной проверкой установлено, что сельские кладбища Лучевого сельского поселения Лабинского района не имеют ограждения по периметру места захоронения, чем нарушены требования п. 3.1 раздела 3 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», введенного в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 года № 35 «О введении в действие СанПиН 2.1.1279-03».

В нарушение требований СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», устройство кладбищ осуществляется при отсутствии проектов, которые должны быть утверждены в установленном порядке и предусматривать следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь захоронений должна составлять не более 70 % общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно – хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории (глава II п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11).

Территории санитарно – защитных зон не спланированы, не благоустроены и не озеленены, не имеют транспортных и инженерных коридоров (глава II п. 2.9 СанПиН 2.1.2882-11); не предусмотрены самостоятельные системы водоснабжения для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ (глава VI п. 6.2 СанПиН 2.1.2882-11); на кладбищах не предусмотрено хозяйственно – питьевое водоснабжение для питьевых и хозяйственных нужд, качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил для питьевой воды (глава VI п. 6.3 СанПиН 2.1.2882-11); отсутствуют шахтные колодцы для полива, общественные туалеты выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил (глава VI п. 6.4 СанПиН 2.1.2882-11); не предусмотрены на участках кладбищ зоны зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним (глава VI п. 6.6 СанПиН 2.1.2882-11); площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование) (глава VI п. 6.7 СанПиН 2.1.2882-11).

Выявленные нарушения являются недопустимыми, так как нарушают права и законные интересы граждан на защиту жизни, здоровья, личного имущества и благоприятную окружающую среду.

Изложив указанные в заявлении обстоятельства, прокурор просил признать бездействие администрации Лучевого сельского поселения Лабинского района, выразившееся в неисполнении требований п.22 ч.1 ст.14 Закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», незаконным. Обязать администрацию Лучевого сельского поселения Лабинского района устранить нарушения закона следующим путем: установить ограждения по периметру места захоронения; подготовить и утвердить в установленном порядке проекты устройства кладбищ; спланировать, благоустроить и озеленить территории санитарно – защитных зон, предусмотреть транспортные и инженерные коридоры; для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ предусмотреть систему водоснабжения (при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил); предусмотреть на участках кладбищ зоны зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, данные площадки должны быть огорожены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).

В судебном заседании представитель заявителя – помощник Лабинского межрайонного прокурора Шуваев С.В. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель заинтересованного лица Войтенко Н.И. в судебном заседании заявленные требования прокурора признал частично. Он считает, что утверждение Лабинского межрайонного прокурора по поводу бездействия администрации Лучевого сельского поселения Лабинского района является необоснованным, поскольку администрацией принимаются меры, направленные на обустройство зон захоронения. В Лучевом сельском поселении Лабинского района захоронение умерших граждан осуществляется на одном сельском кладбище, которое располагается в 800 метрах в северном направлении от хутора Соколихин. Второе кладбище расположено на восточной окраине г. Лабинска и относится к городскому поселению. Администрация не имеет возможности установить на кладбище ограждение по периметру захоронения, поскольку в настоящее время проводятся межевые работы по определению земельного участка и постановке его на кадастровый учет. После проведения указанных работ администрацией будут приняты меры по подготовке проекта устройства кладбищ, а также меры по планированию, благоустройству и озеленению территории санитарно-защитных зон. По мере поступления денег в бюджет будут установлены урны и проведена работа по организации стоянки для автокатафалков и автотранспорта, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, а также будет подведена вода для проведения поливочных и уборочных работ на кладбище и установлен общественный туалет.

Выслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч. 1 ст. 26 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в том числе, органами местного самоуправления.

В соответствии с требованиями ч.1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, статьи 16-17 данного Закона определяют санитарные и экологические требования к размещению, содержанию мест погребения.

Согласно п.22 ч.1 ст.14 Закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения.

В судебном заседании установлено, что в Лучевом сельском поселении Лабинского района захоронение умерших граждан осуществляется на одном сельском кладбище, расположенном в 800 метрах в северном направлении от хутора Соколихин. Второе кладбище расположено на восточной окраине г. Лабинска и относится к городскому поселению, в реестре муниципальной собственности Лучевого сельского поселения городское кладбище не значится, что подтверждается выпиской из реестра объектов муниципальной собственности от 21.11.2011 года № 02-22/655.

Кроме того, 21, 24 октября 2011 года территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Лабинском, Курганинском и Мостовском районах были проведены контрольно-надзорные мероприятия по соблюдению обязательных требований санитарного законодательства при погребении и похоронном деле в отношении администраций поселений Лабинского района, в том числе в отношении администрации Лучевого сельского поселения. В заключении по результатам проверки указано, что на территории Лучевого сельского поселения Лабинского района располагается одно кладбище, находящееся в 800 метрах в северном направлении от хутора Соколихин.

В связи с этим, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации Лучевого сельского поселения Лабинского района по организации обустройства зон захоронения на кладбище, находящемся на восточной окраине г. Лабинска.

В результате проведенной проверки был установлен ряд вышеперечисленных нарушений.

Лабинский межрайонный прокурор просил суд обязать администрацию Лучевого сельского поселения Лабинского района устранить выявленные нарушения.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании представитель истца ссылался на то, что кладбище Лучевого сельского поселения Лабинского района не имеет ограждения по периметру места захоронения, чем нарушены требования п. 3.1 раздела 3 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», введенного в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 года № 35.

Однако, Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 года № 84, СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденный Главным государственным санитарным врачом РФ 06.04.2003 года, утратил силу.

Указанным Постановлением утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», вступившие в законную силу 18 сентября 2011 года, которые не содержат требования по установлению ограждения по периметру места захоронения.

В связи с тем, что проверка по соблюдению обязательных требований санитарного законодательства при погребении и похоронном деле в Лучевом сельском поселении Лабинского района была проведена 21,24 октября 2011 года, требования утратившего силу нормативного акта на момент проверки не могли быть применены к администрации Лучевого сельского поселения Лабинского района.

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения требования прокурора в части устранения администрацией нарушения закона путем установления ограждения по периметру места захоронения.

Кроме того, суд не может согласиться с требованиями прокурора в той части, что администрацией Лучевого сельского поселения не принимаются меры, направленные на содержание мест захоронения.

Так, постановлением главы администрации МО Лучевого сельского поселения Лабинского района от 11.03.2011 года № 15 был утвержден Порядок ведения книг регистрации захоронений, установки надгробий и выдаче свидетельств о регистрации захоронений на территории сельского поселения.

Постановлением главы администрации МО Лучевого сельского поселения Лабинского района от 14.10.2011 года № 77 утвержден Порядок деятельности общественных кладбищ на территории сельского поселения.

Постановлением главы администрации МО Лучевого сельского поселения Лабинского района от 17.10.2011 года № 78 утверждены Правила содержания мест погребения на территории сельского поселения.

В настоящее время администрацией ведется работа по изготовлению межевых дел и постановке земельного участка, на котором расположено сельское кладбище, на кадастровый учет, что подтверждается заявлением о проведении межевых работ по определению земельного участка и постановке его на кадастровый учет от 09.11.2011 года, а также приобщенной к нему картой-схемой земельного участка.

В связи с этим, суд не находит оснований для признания бездействия администрации Лучевого сельского поселения Лабинского района в части возложения обязанности по подготовке проекта устройства кладбищ незаконным, так как работа по изготовлению межевого дела ведется и занимает длительное время. Отсутствие четких границ земельного участка, используемого под размещение кладбища, препятствует определению и установлению его санитарно-защитной зоны.

Требования прокурора в части бездействия администрации Лучевого сельского поселения Лабинского района по проведению работ по организации стоянки для автокатафалков и автотранспорта, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, установки урн и системы водоснабжения, а также строительства общественного туалета обоснованы и подлежат удовлетворению.

В судебное заседание представителем заинтересованного лица представлена накладная № 27 от 14.12.2010 года и платежное поручение № 1476848 от 29.12.2010 года, согласно которым администрацией приобретены кольца и крышки для туалета на сумму 10500 рублей. Однако до настоящего времени администрацией Лучевого сельского поселения Лабинского района не приняты меры по установлению общественного туалета на территории сельского кладбища.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Лабинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Лучевого сельского поселения Лабинского района по организации обустройства зон захоронения удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Лучевого сельского поселения Лабинского района, выразившееся в неисполнении требований п.22 ч.1 ст.14 Закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Обязать администрацию Лучевого сельского поселения Лабинского района на территории кладбища, расположенного в 800 метрах в северном направлении от хутора Соколихин, устранить следующие нарушения: для проведения поливочных и уборочных работ кладбища предусмотреть систему водоснабжения; установить на территории кладбища общественный туалет выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил; предусмотреть на участках кладбища стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, данные площадки должны быть огорожены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Лабинский районный суд в течение 10 дней.

Решение вступило в законную силу с 21.11.11г.